Слайд 1Использование технологии развития критического мышления как условие компетентностного подхода в образовании
АВТОР
ПРОЕКТА
Учитель русского языка и литературы Костяева Наталья Александровна
Слайд 2Актуальность проекта
На современном этапе развития школы пересматривается традиционный подход к
образованию, так как он носит чрезмерно академический и узкопредметный характер. Дети не умеют работать с информацией, производят стереотипные действия, плохо анализируют самостоятельно описанную ситуацию, то есть учащиеся не владеют навыками целостного, творческого анализа, не обучены выдвигать гипотезы и проверять их.
Стратегия модернизации содержания общего образования определяет компетентностный подход одним из важнейших оснований обновления образования, а ключевые компетентности рассматриваются как конкретизированный результат обучения.
С педагогической точки зрения решить проблему компетентностного подхода в образовании позволяет технология развития критического мышления, где критическое мышление можно рассматривать как активный, творческий процесс познания.
Слайд 3 ПРОБЛЕМА:
Необходимость обновления содержания образования за счёт компетентностного
подхода.
Слайд 4 ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Повысить эффективность образовательного процесса
Слайд 5 ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Изучение и внедрение в практику методов и
приёмов, позволяющих развивать активную мыслительную деятельность.
Формирование у школьников умения оптимизировать, структурировать изучаемый материал, делая его доступным и понятным.
Совершенствование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.
Создать методическую копилку приёмов технологии развития критического мышления
Разработать классификацию приёмов технологии развития критического мышления в соответствии с основными компетенциями.
Слайд 6 ГИПОТЕЗА
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СПОСОБСТВУЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ.
Слайд 7Объект исследования
Учебно-воспитательный процесс преподавания русского языка и литературы в 10-11
классе МАОУ СОШ №22 с углубленным изучением отдельных предметов.
Сроки реализации проекта: 2010-2012 учебный год.
Слайд 12ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ В ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
В процессе работы учащиеся могут
смело высказывать свои мысли, не боясь, что их осудят за «неправильность».
Применение интерактивных методов позволяет формировать у школьников жизненно важные навыки (способность к положительному поведению), что позволяет им успешно справляться с требованиями окружающей действительности.
Частота чередования видов учебной деятельности, многообразие видов преподавания (словесного, наглядного, самостоятельной работы) способствует рациональной организации урока.
ТРКМ способствует также сохранению здоровья, т.к. развивает в
учащихся конструктивное отношение к любым проблемам,
умение их решать, что снимает отрицательные эмоции,
психологическое напряжение.
Слайд 13ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
развитие логического и критического мышления;
формирование умения аргументировано высказываться, задавать
разумные вопросы, делать логические умозаключения;
формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
формирование умения разрабатывать программу своих действий и реализовывать её;
Обновление содержания образования, повышение эффективности образовательного процесса, за счёт компетентстного подхода
Слайд 14Критерии эффективности проекта
Сформированность общеучебных умений, обеспечивающих нахождение обработку и использование текстовой
информации для решения учебных задач.
Сформированность повышенной мотивации к предмету через активное внедрение технологии РКМ.
Развитие у учащихся компетентностей работы с текстами учебника и дополнительной литературой
Слайд 15Результаты диагностики
Сформированность приёмов логического мышления
Слайд 18Результативность сдачи экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ в 11
классе 2011-2012 учебный год.
Слайд 19ВЫВОД:
ГИПОТЕЗА О ТОМ, ЧТО ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СПОСОБСТВУЕТ РЕАЛИЗАЦИИ компетентностного подхода в образовании ПОЛНОСТЬЮ ПОДТВЕРЖДЕНА
Слайд 20ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ
ТРКМ – общепедагогическая, надпредметная технология, применимая в любой программе.
Следование
базовой модели
«вызов – осмысление содержания – рефлексия» позволяет учителю работать в режиме свободного творчества, используя как приёмы ТРКМ, так и классические.
Считаю, что мой проект имеет практическую значимость и может быть использован другими педагогами, причём не только
учителями русского языка и литературы.
Слайд 21Ресурсы Интернета
Сайт международного журнала
о критическом мышлении «Перемена»
http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru
Фестиваль педагогических идей
http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
Газета «Первое сентября»
http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70
Учебная
программа курса «Технологии
компетентностно-ориентированного образования:
«Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Е.Е.Вишнякова «Не только о технологии «Развитие критического
мышления через чтение и письмо»
С.В.Столбунова. Лекция №1. «Технология развития критического
мышления через чтение и письмо»