Слайд 1Создание системы профилактики неуспеваемости как средство повышения качества знаний
Чеснокова Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Слайд 2Особенности неуспевающих учащихся
низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального
развития
отсутствие познавательного интереса
несформированность элементарных организационных навыков
учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника
отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта
Слайд 3 Этап 1. Диагностический
Цель:
выявить причины
стойкой неуспеваемости,
определить тип неуспевающего школьника, проанализировать
ошибки в работах учащихся.
Слайд 4Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от
него причинам:
пропуски занятий по болезни;
слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
задержка психического развития, часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе;
прогулы.
Слайд 5Типы отставания
1 тип . Низкая интенсивность учебной деятельности. ( Ученик просто не
работает).
2 тип . Низкая эффективность учебной деятельности. (Ученик затрачивает значительные усилия на выполнение учебных занятий, но не справляется с ними).
3 тип . Сочетание признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности. (От переживания неудач к равнодушию).
Слайд 7Этап 2. Методико-отборочный
Цель: отбор методов, приемов, средств, направленных на повышение мотивации
учебного труда, познавательной активности и ликвидацию пробелов в знаниях учащихся.
Слайд 9Памятка «Работа над ошибками».
Выпиши слово с ошибкой.
Определи, в какой части слова
допущена ошибка.
Определи орфограмму.
Если есть, подбери проверочное слово.
Графически выдели орфограмму.
Подбери свой пример на данную орфограмму, выдели ее.
Сгруппируй слова с ошибками по орфограммам.
Слайд 10Этап 3. Тренировочно-технологический
Цель: подобрать или разработать такие виды упражнений и заданий,
чтобы
неуспевающие школьники
научились грамотно и
осознанно писать,
безошибочно находили
в слове «опасное место»,
обосновывали и доказывали
свой вывод.
Слайд 11Виды заданий:
Письмо с проговариванием
Письмо с комментарием
Списывание текста
Попутное повторение
Формулировка правил с
опорой на ключевые слова
Использование сознательно – ассоциативного метода
Диктанты зрительные, объяснительные, выборочные
Диктант «Проверяю себя», когда ученик пишет слова с пропуском букв, в написании которых сомневается.
Самопроверка по готовому образцу.
Взаимопроверка.
Диктант «Найди слова»
Использование игровых упражнений ребусов, кроссвордов
Слайд 12Виды работ со слабоуспевающими учениками
Карточки для индивидуальной работы
Задания с выбором ответа
Деформированные
задания
Перфокарты
Карточки - тренажеры
Творческие задания
“Карточки-информаторы”
“Карточки с образцами решения”
“Карточки-конспекты”
Слайд 13Мотивация деятельности и поведения неуспевающего школьника - одно из основных условий
успешности.
Учитель должен поддерживать таких ребят.
Для этого можно использовать следующие фразы:
«У тебя это замечательно получается»,
«У тебя обязательно получится»,
«Ты же помнишь, как надо делать».
Слайд 14Этап 4. Итогово – контрольный .
Цель: проверить уровень
ликвидации пробелов в
знаниях
учащихся.
Слайд 15Рекомендации
Сопоставлять каждого ребенка только с ним самим, отслеживая его относительную успешность.
Темп
работы – индивидуальный.
Создавать атмосферу комфортности: «Мы это сделаем вместе».
Начинать опрос со слабого учащегося.
Спрашивать слабых, предупредив об этом заранее.
Любому заданию – уровень сложности.
Упражнения выстраивать в соответствии с правилом Дистервега: от простого к сложному.
Любой ответ, даже отрицательный, принимать положительно.
Больше оценок – меньше отметок! (Дитя растет не от еды, а от радости)
Анализ контрольного диктанта начинать с продвижения слабых, о неудачах – строго индивидуально!
Урок должен заканчиваться до звонка.
Слайд 16Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их
учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать.
Важно не то, где мы находимся,
а то, куда движемся.
Слайд 17Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не
видишь проблему, это значит, что она в тебе самом.