Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде Отец, Александр Иванович Бродский (1903—1984), был военным фотокорреспондентом,в 1950 году в рамках «чистки» офицерского корпуса от евреев демобилизован, после этого работал фотографом и журналистом в нескольких ленинградских газетах. Мать, Мария Моисеевна Вольперт (1905—1983), работала бухгалтером. Раннее детство Иосифа пришлось на годы войны, блокады, затем — послевоенной бедности и тесноты, прошло без отца. В 1942 году после блокадной зимы Мария Моисеевна с Иосифом уехала в эвакуацию в Череповец.
«Детство Бродского пришлось на ленинградскую блокаду, однако в отличие от некоторых стихотворцев он никогда не спекулировал на эту тему слезливой сентиментальностью. Бродский пытался поступить в школу подводников, но не был принят, возможно, из-за пятой графы(национальность). В 1955 году, не доучившись в школе, он поступил работать на военный завод фрезеровщиком, предпочтя школьным навязываемым дисциплинам самообразование. Задумав стать врачом, он начал работать в морге госпиталя печально знаменитой тюрьмы "Кресты", и это совпало с его серьезными занятиями поэзией. Он начал изучать польский язык и переводить польских поэтов».
Евгений Евтушенко «Антология русских поэтов»
«Детство Бродского пришлось
на ленинградскую блокаду…»
Комната поэта
Иосиф Бродский с родителями
О своей избе-читальне, огороженной шкафами в родительской
комнате, Бродский писал: «...эти десять квадратных метров
принадлежали мне, и то были лучшие десять метров, которые я
когда-либо знал. Если пространство обладает собственным разумом и
способно выказывать предпочтение, то возможно, что хотя бы один из
тех десяти метров тоже может вспоминать обо мне нежностью. Тем
более теперь, под чужими ногами».
И.Бродский. «Полторы комнаты».
По странной иронии, семья Бродских жила в одной из комнат
коммуналки, бывшей квартиры Д. Мережковского и З.Гиппиус
«...Эти десять квадратных метров…»
Еврейское кладбище около Ленинграда. Кривой забор из гнилой фанеры. За кривым забором лежат рядом юристы, торговцы, музыканты, революционеры. Для себя пели. Для себя копили. Для других умирали. Но сначала платили налоги, уважали пристава, и в этом мире, безвыходно материальном, толковали Талмуд, оставаясь идеалистами. Может, видели больше. А, возможно, верили слепо. Но учили детей, чтобы были терпимы и стали упорны. И не сеяли хлеба. Никогда не сеяли хлеба. Просто сами ложились в холодную землю, как зерна. И навек засыпали. А потом - их землей засыпали, зажигали свечи, и в день Поминовения голодные старики высокими голосами, задыхаясь от голода, кричали об успокоении. И они обретали его. В виде распада материи. Ничего не помня. Ничего не забывая. За кривым забором из гнилой фанеры, в четырех километрах от кольца трамвая.
И.Бродский
Размышления поэта категорически не соответствовали тому официально-казенному оптимизму, который насаждала литература социалистического реализма. Вот почему стихотворение Бродского вызвало скандал и обернулось преследованиями для его автора.
Стихотворение «Еврейское кладбище около Ленинграда»
Еврейское кладбище в Ленинграде.
ЕГЭ
ЕГЭ
Анализ стихотворения «Еврейское кладбище около Ленинграда».
Вывод:
Писать стихи, по его собственному свидетельству, начал в 16 лет. Его перу принадлежали такие популярные стихи, как "Рождественский романс", "Стансы", "Сонет", "Холмы". Официальная литература его отвергала, не давая возможности опубликоваться. Он жил только случайными заказами на стихотворные переводы.
«Выступать рядом с ним было испытанием. Он обладал силой гипнотического притяжения. Рыжая взлохмаченная голова, пылающие румянцем возбуждения скулы, заросшие рыжим мхом щеки, картавый, каркающий, зловеще завывающий голос и кадильница пасти, из которой, казалось, вырывается адское пламя. И – дивные, завораживающие, обнаженные, переполненные тысячами фонетических и интеллектуальных аллюзий стихи. Всё человечество теснилось в его стихах. Он становился голосом болеющей человеческой совести. Проходил эволюцию от иудаистских стихов к стихам русского космополитического диссидентства»
Давид Шраер. «Иосиф Барбаросса»
Писать стихи начал в 16 лет
«Бессмертия у смерти не прошу…»
Анна Ахматова, дружбой с которой была озарена начальная пора этой группы поэтов, называла их общество «волшебным хором». «...Каким-то невольным образом вокруг нее всегда возникало некое поле, в которое не было доступа дряни. И принадлежность к этому полю, к этому кругу на многие годы вперед определила характер, поведение, отношение к жизни многих - почти всех - его обитателей... На всех нас, как некий душевный загар, что ли, лежит отсвет этого сердца, этого ума, этой нравственной силы и этой необычайной щедрости, от нее исходивших».
И.Бродский
Известен автограф Ахматовой на книге ее стихотворений 1961 года подаренной Бродскому: «Иосифу Бродскому, чьи стихи кажутся мне волшебными
Анна Ахматова 28 декабря 1963 Москва
Фото А.И.Бродского 1960 - годы
«Волшебный хор» и Анна Ахматова
Анна Ахматова и Анатолий Найман
Фотография А.А.Ахматовой,
подаренная Бродскому поэтессой
И.Бродский читает « На столетие А.Ахматовой»
М. Б.
Я обнял эти плечи и взглянул
на то, что оказалось за спиною,
и увидал, что выдвинутый стул
сливался с освещенною стеною.
Был в лампочке повышенный накал,
невыгодный для мебели истертой,
и потому диван в углу сверкал
коричневою кожей, словно желтой.
Стол пустовал. Поблескивал паркет.
Темнела печка. В раме запыленной
застыл пейзаж. И лишь один буфет
казался мне тогда одушевленным.
Но мотылек по комнате кружил,
и он мой взгляд с недвижимости сдвинул.
И если призрак здесь когда-то жил,
то он покинул этот дом. Покинул.
М. Басманова - М.Б., адресат более 1000 лирических
стихотворений Бродского, мать его сына Андрея..
Стройная, высокая, с мягким овалом лица, темно-каштановыми волосами до плеч и зелеными глазами русалки, она буквально приворожила молодого поэта. Бродский восторгался ее талантом художника, ее музыкальной одаренностью. Образ Марины ассоциировался в его воображении с кранаховской Мадонной, одной из лучших картин Эрмитажа.
Марина Басманова – муза И.Бродского
Ни тоски, ни любви, ни печали,
ни тревоги, ни боли в груди,
будто целая жизнь за плечами
и всего полчаса впереди.
Оглянись -- и увидишь наверно:
в переулке такси тарахтят,
за церковной оградой деревья
над ребенком больным шелестят,
из какой-то неведомой дали
засвистит молодой постовой,
и бессмысленный грохот рояля
поплывет над твоей головой.
Не поймешь, но почувствуешь сразу:
орошо бы пяти куполам
и пустому теперь диабазу
завещать свою жизнь пополам.
1962
В 1963 году обострились его отношения с властью в Ленинграде. 29 ноября 1963 г. в газете «Вечерний Ленинград» за подписью А.Ионина, Я. Лернера, М.Медведева был опубликован пасквиль «Окололитературный трутень» на Бродского, где о нем и его ближайшем окружении было сказано, в частности, следующее:
Он подражал поэтам, проповедовавшим пессимизм и неверие в человека, его стихи представляют смесь из декадентщины, модернизма и самой обыкновенной тарабарщины. Жалко выглядели убогие подражательные попытки Бродского. Впрочем, что-либо самостоятельное сотворить он не мог: силенок не хватало. Не хватало знаний, культуры. Да и какие могут быть знания у недоучки, не окончившего даже среднюю школу?
Газета «Вечерний Ленинград»
Статья – пасквиль «Окололитературный трутень»
Суд над И.Бродским. 1964г. Фото Н.Якимчук
«В 1964-м в Ленинграде состоялся ханжеский, невыносимо тупой суд над Бродским как над "тунеядцем". Надо отдать ему должное, он вел себя на суде достойно, защищая право на независимость поэта. Его выслали в Архангельскую область на
5 лет. Однако благодаря мужественной журналистке Фриде Вигдоровой, сделавшей стенограмму этого позорного процесса, имя Бродского стало известно в широких кругах советской интеллигенции и за рубежом, где опубликовали его книгу. В защиту Бродского выступили многие советские писатели…»
Е.Евтушенко. Антология русской поэзии»
Суд над поэтом
В 1965 благодаря заступничеству Ахматовой, Маршака, Шостаковича и других деятелей искусства, а также под давлением мировой общественности срок ссылки был сокращен до фактически отбытого (1 год, 5 месяцев) и Бродскому разрешили вернуться в Ленинград.
Я. Гордин вспоминает: «Деревня находится километрах в тридцати от железной дороги, окружена болотистыми северными лесами. Иосиф делал там самую разную физическую работу. Когда мы с писателем Игорем Ефимовым приехали к нему в октябре шестьдесят четвертого года, он был приставлен к зернохранилищу – лопатить зерно, чтоб не грелось. Относились к нему в деревне хорошо, совершенно не подозревая, что этот вежливый и спокойный тунеядец возьмет их деревню с собой в историю мировой литературы».
Избу, в которую поселили Бродского, срубил в прошлом веке прадед хозяйки.
В комнате (четыре на пять шагов), где жил поэт, умещались только диван и стол. Стены обшиты широкими досками, пол – из грубых еловых плах.
Изба и ее хозяйка - Таисия Ивановна Пестерева.
Здесь жил в ссылке один год и пять месяцев
в деревне Норинской Архангельской области
опальный поэт Иосиф Бродский.
Фото Иосифа Бродского, 1965 год.
Ссылка в Архангельскую область
Годы спустя в интервью Майклу Скаммелю на вопрос: «Как на Вашу работу повлияли суд и заключение?» Бродский ответил: «Вы знаете, я думаю, это даже пошло мне на пользу, потому что те два года, которые я провел в деревне, – самое лучшее время моей жизни. Я работал тогда больше, чем когда бы то ни было. Днем мне приходилось выполнять физическую работу, но поскольку это был труд в сельском хозяйстве, а не работа на заводе, существовало много периодов отдыха, когда делать нам было нечего».
Конец прекрасной эпохи
«Второе Рождество на берегу…»
Речь о пролитом молоке
Открытка из города К
Памяти Т. Б
Песня «Пришел сон из семи сел…»
Письмо генералу Z
Посвящается Ялте
С видом на море
Конец прекрасной эпохи
Разговор с небожителем
«Конец прекрасной эпохи»
II
Покуда храбрая рука
Зюйд-Веста, о незримых пальцах,
расчесывает облака,
в агавах взрывчатых и пальмах
производя переполох,
свершивший туалет без мыла
пророк, застигнутый врасплох
при сотворении кумира,
свой первый кофе пьет уже
на набережной в неглиже.
С видом на море
I
Октябрь. Море поутру
лежит щекой на волнорезе.
Стручки акаций на ветру,
как дождь на кровельном железе,
чечетку выбивают. Луч
светила, вставшего из моря,
скорей пронзителен, чем жгуч;
его пронзительности вторя,
на весла севшие гребцы
глядят на снежные зубцы.
Это очень петербургская поэзия, правда, англоязычно несентиментальная, боящаяся быть беззащитно открытой. Бродский развил перенос рифмующегося слова из строки в строку и культивировал четко контролируемую технологией рассудка Ниагару продуманного сознания
Е. Евтушенко
«Я входил вместо дикого зверя клетку…»
И.Бродский. Фотоархив
В 1980 году, к своему сорокалетию, И.Бродский написал стихотворение
«Я входил вместо дикого зверя в клетку...», которое можно считать итоговым, программным, где он подтверждает стоическое, мужественное приятие жизни, многие строки этого стихотворения стали крылатыми.
Словарная работа. Анализ стихотворения.
1. Антитеза – один из излюбленных приёмов Бродского. Найдите в стихотворении образы,
противопоставленные друг другу.
Поэт видит мир как столкновение различных, иногда противоположных сил. Так, высота ледника контрастирует с дном
жизни, в котором герой «дважды тонул», «трижды бывал распорот», жизнь у моря (идея воды) – со скитаниями по
степям (идея земли), «барак и кликуха» – с обедом и фраком собеседника
2. Найдите прием контраста в стилистике стихотворения
В стихотворении соседствуют сленг и романтические ноты, просторечия («жрал») и трагические мотивы «изгнанья». Эти антитезы позволяют Бродскому в небольшом по объёму стихотворении воссоздать образ многоликой человеческой жизни, рассказать о жизни, полной испытаний, одиночества и стремления к созидательному труду. Стихотворение, простое по форме, обладает сложной образной и смысловой наполненностью.
3. Можно ли утверждать, что каждая строфа изображает определенный жизненный этап поэта?
Каждая строка представляет собой ёмкую формулу, обозначающую тот или иной жизненный этап: выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке, // жил у моря, играл в рулетку, // обедал черт знает с кем во фраке. //С высоты ледника я озирал полмира, //трижды тонул, дважды бывал распорот. // Бросил страну, что меня вскормила – все это отражено в биографии поэта
4. В какой строфе, по – вашему, выражена главная мысль стихотворения?
Последнее четверостишие представляет собой философский итог размышлений Бродского о жизни. Как бы ни казалась горька жизнь, лирический герой воспринимает её с благодарностью..Как древний философ или как христианин, он не приемлет ропота, он не желает осуждать судьбу. Из уст поэта доносится не «вой», а признательные слова – то есть его поэзия, его стихи.Начавшееся романтическим разладом с миром, стихотворение заканчивается формулой принятия мира во всей его полноте и трагичности, образом земли, из которой мы произошли и в которую вернёмся по смерти
ЕГЭ
ЕГЭ
В1972 году начал работать в должности приглашённого профессора на кафедре славистики Мичиганского
университета в г. Энн-Арбор
Вдали от родины
На Западе, в основном, в США, вышло восемь стихотворных книг на русском языке: "Стихотворения и поэмы" (1965); "Остановка в пустыне" (1970); "В Англии" (1977); "Конец прекрасной эпохи" (1977); "Часть речи" (1977); "Римские элегии" (1982); "Новые стансы к Августе" (1983); "Урания" (1987); драма "Мрамор" (на русском языке, 1984). Его сборник эссе "Меньше, чем единица" был в 1986 году признан лучшей литературно-критической
Произведения искусства, литературы в особенности и стихотворение в частности обращаются к человеку тет-а-тет, вступая с ним в прямые, без посредников, отношения. За это-то и недолюбливают искусство вообще, литературу в особенности и поэзию в частности ревнители всеобщего блага, повелители масс, глашатаи исторической необходимости. Ибо там, где прошло искусство где прочитано стихотворение, они обнаруживают на месте ожидаемого согласия и единодушия – равнодушие и разноголосие, на месте решимости к действию – невнимание и брезгливость.
И.Бродский. Из Нобелевской лекции
Нобелевский диплом Иосифа Бродского. 1987г
И. Бродский – лауреат Нобелевской премии
10 декабря 1987 года Бродскому была вручена Нобелевскую премию по литературе
Что нужно для чуда? Кожух овчара,
щепотка сегодня, крупица вчера,
и к пригоршне завтра добавь на глазок
огрызок пространства и неба кусок.
И чудо свершится…
И.Бродский
Немыслимое счастье осуществилось - 1 сентября Иосиф Бродский и Мария Соззани поженились. Через два года у них родилась дочь — ангельское создание Анна Александра Мария, по-домашнему просто Нюха… Близкие друзья Бродского утверждают, что пять лет с Марией были для него счастливее, нежели предыдущие пятьдесят.
И.Бродский и его жена Мария. Фото М.Барышникова
«И чудо свершилось» - любовь…
Поэзия была для Бродского всем: наваждением, воздухом, которым он дышал, одержимостью. Поэзия, утверждал он, древнее политики и переживет ее, она — высшая форма человеческой деятельности, выше, разумеется, политического языка, но и совершенней прозы. Даже на пути в аэропорт Пулково в тот же день, как ему предстояло приземлиться в Вене, по воспоминаниям Татьяны Никольской, ехавшей с ним в одном такси, разговор шел о поэзии, а не о политике и об изгнании, как можно было бы ожидать
Л.Лосев
Как Пушкин в начале XIX века, отказавшись
от искуственного поэтического языка
классицизма создал поэзию нового
времени, дотянувшись до мирового
литературного процесса, а затем обогнав
его так и Бродский во второй половине века
XX принес в русскую поэзию веяния
модернизма и постмодернизма.
Лирика Бродского - это язык и образы
современности в обрамлении
классического стиля, облеченные в
изящные новаторские формы.
Изящные новаторские формы
«Все мои стихи более или менее об одной и той же вещи — о Времени, — говорил Бродский. — О том, что Время делает с человеком». Время — центральная тема в творчестве Бродского, отношением к нему определяется его мировоззрение. Время царит над всем — все, что не время, подвластно времени. Время — враг человека и всего, что человеком создано и ему дорого: «Развалины есть праздник кислорода и времени».
Американский кабинет И. Бродского
Это мир необычайной гражданственности,
«болеющей человеческой совести», мир высокой
удивительной поэзии, завораживающих, обнаженных,
переполненных тысячами фонетических и
интеллектуальных аллюзий стихов» с узнаваемой
индивидуальностью, резкостью письма,
исповедальной открытостью, лирической
пронзительностью, удивительным тончайшим
мастерством. Мир, в котором благодарят родителей
за отсутствие рабства в воспитании, где о любви
пишут как о чуде:
Что нужно для чуда? Кожух овчара,
щепотка сегодня, крупица вчера,
и к пригоршне завтра добавь на глазок
огрызок пространства и неба кусок.
И чудо свершится…
А самое главное, по мнению Е.Евтушенко:«Ему удалось редкое - он создал свой стиль. …Это очень петербургская поэзия, правда, англоязычно несентиментальная, боящаяся быть беззащитно открытой. Бродский развил перенос рифмующегося слова из строки в строку и культивировал четко контролируемую технологией рассудка Ниагару продуманного сознания. Его особый вклад в мировую поэзию несомненен. Вслед за Буниным и Пастернаком он стал третьим русским поэтом, получившим Нобелевскую премию».
Строфы века. Антология русской поэзии.
Сост. Е.Евтушенко. Минск
Так каков же он - мир Бродского?
«Он создал свой стиль»
Существуют, как мы знаем, три метода познания: аналитический, интуитивный и метод, которым пользовались библейские пророки – посредством откровения. Отличие поэзии от прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу всеми тремя (тяготея преимущественно ко второму и третьему), ибо все три даны в языке; и порой с помощью одного слова, одной рифмы пишущему стихотворение удается оказаться там, где до него никто не бывал, – и дальше, может быть, чем он сам бы желал. Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихотворение – колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения
И.Бродский
Из Нобелевской лекции
Умер Иосиф Бродский от болезни сердца
28 января 1996 года в Нью-Йорке. Похоронен в
Венеции на кладбище Сан-Микеле. Могила поэта
Тексты печатались по следующим изданиям:
Сочинения Иосифа Бродского. Пушкинский фонд. Санкт-Петербург, 1992.
Баткин Л. Тридцать третья буква: Заметки читателя на полях стихов Иосифа Бродского. — М.: РГГУ, 1997.
Гордин Я. Перекличка во мраке: Иосиф Бродский и его собеседники. — СПб.: Звезда, 2000.
Ранчин А. М. «На пиру Мнемозины…»: Интертексты Бродского. — М.: НЛО, 2001.
Тверь: ТГУ, 2002. Как работает стихотворение Бродского: Из исследований славистов на Западе. — М.: НЛО, 2002.
Поэтика Иосифа Бродского: Сб. науч. тр. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003.
Мир Иосифа Бродского: Путеводитель: — Сб.: статей. СПб., 2003.
Лосев Л. В. Иосиф Бродский. Опыт литературной биографии. Серия ЖЗЛ. — М.: Мол. гвардия, 2006. — 480 стр. — ISBN 5-235-02951-8
Корчинский А. В. Язык и время: Введенский и Бродский // Контрапункт: Книга статей памяти Г. А. Белой. М.: РГГУ, 2005, с. 314—330
Интернет - ресурсы
http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/brodskiy/interview.html
http://russia.rin.ru/guide/4.html
http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/brodskiy/video-75350.shtml -видеосюжет «Неужели не я?» Арбенина
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть