Презентация, доклад по творчеству И.Бродского Пока есть такой язык, как русский, поэзия неизбежна

Презентация на тему Презентация по творчеству И.Бродского Пока есть такой язык, как русский, поэзия неизбежна, предмет презентации: Русский язык. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 28 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
«Пока есть такой язык, как русский, поэзия неизбежна». Мир Иосифа Бродского
Текст слайда:


«Пока есть такой язык, как русский, поэзия неизбежна».
Мир Иосифа Бродского


Слайд 2
Гражданин второсортной эпохи, гордо  признаю я товаром второго сорта  свои лучшие мысли и дням
Текст слайда:


Гражданин второсортной эпохи, гордо признаю я товаром второго сорта свои лучшие мысли и дням грядущим
я дарю их как опыт борьбы с удушьем. И.Бродский


Слайд 3
«То были самые нищие наши годы…», вспоминал Бродский. Их жизнь была «попыткой держать спину прямо в ситуации
Текст слайда:

«То были самые нищие наши годы…»,
вспоминал Бродский. Их жизнь была
«попыткой держать спину прямо в
ситуации полного бесчестия; не
пряча глаз». «Я благодарен отцу и
матери… за то, что им не удалось
воспитать свое дитя рабом. Они
старались как могли, хотя бы для
того, чтобы защитить меня от
социальной реальности, в реальности,
в которой я был рожден, - превратить
меня в послушного, лояльного члена
общества».
И.Бродский

Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде Отец, Александр Иванович Бродский (1903—1984), был военным фотокорреспондентом,в 1950 году в рамках «чистки» офицерского корпуса от евреев демобилизован, после этого работал фотографом и журналистом в нескольких ленинградских газетах. Мать, Мария Моисеевна Вольперт (1905—1983), работала бухгалтером. Раннее детство Иосифа пришлось на годы войны, блокады, затем — послевоенной бедности и тесноты, прошло без отца. В 1942 году после блокадной зимы Мария Моисеевна с Иосифом уехала в эвакуацию в Череповец.

«Детство Бродского пришлось на ленинградскую блокаду, однако в отличие от некоторых стихотворцев он никогда не спекулировал на эту тему слезливой сентиментальностью. Бродский пытался поступить в школу подводников, но не был принят, возможно, из-за пятой графы(национальность). В 1955 году, не доучившись в школе, он поступил работать на военный завод фрезеровщиком, предпочтя школьным навязываемым дисциплинам самообразование. Задумав стать врачом, он начал работать в морге госпиталя печально знаменитой тюрьмы "Кресты", и это совпало с его серьезными занятиями поэзией. Он начал изучать польский язык и переводить польских поэтов».
Евгений Евтушенко «Антология русских поэтов»

«Детство Бродского пришлось
на ленинградскую блокаду…»

Комната поэта

Иосиф Бродский с родителями


Слайд 4
В 1955 семья Бродских переехала в большую коммунальную квартиру в Доме Мурузи на Литейном проспекте 24/27, и
Текст слайда:

В 1955 семья Бродских переехала в большую коммунальную квартиру в Доме Мурузи на Литейном проспекте 24/27, и юный Иосиф постепенно отгородил шкафами в ней свое личное пространство, эти знаменитые "полторы комнаты", ставшие его кабинетом, спальней, местом приема гостей, значившие так много в становлении его характера и развитии самостоятельности и свободы мышления...

О своей избе-читальне, огороженной шкафами в родительской
комнате, Бродский писал: «...эти десять квадратных метров
принадлежали мне, и то были лучшие десять метров, которые я
когда-либо знал. Если пространство обладает собственным разумом и
способно выказывать предпочтение, то возможно, что хотя бы один из
тех десяти метров тоже может вспоминать обо мне нежностью. Тем
более теперь, под чужими ногами».
И.Бродский. «Полторы комнаты».

По странной иронии, семья Бродских жила в одной из комнат
коммуналки, бывшей квартиры Д. Мережковского и З.Гиппиус

«...Эти десять квадратных метров…»


Слайд 5
14 февраля 1960 года состоялось первое крупное публичное выступление на «турнире поэтов» в ленинградском Дворце культуры им.
Текст слайда:

14 февраля 1960 года состоялось первое крупное публичное выступление на «турнире поэтов» в ленинградском Дворце культуры им. Горького с участием А. С. Кушнера, Г. Я. Горбовского, В. А. Сосноры. Чтение стихотворения «Еврейское кладбище» вызвало скандал.

Еврейское кладбище около Ленинграда. Кривой забор из гнилой фанеры. За кривым забором лежат рядом юристы, торговцы, музыканты, революционеры. Для себя пели. Для себя копили. Для других умирали. Но сначала платили налоги, уважали пристава, и в этом мире, безвыходно материальном, толковали Талмуд, оставаясь идеалистами. Может, видели больше. А, возможно, верили слепо. Но учили детей, чтобы были терпимы и стали упорны. И не сеяли хлеба. Никогда не сеяли хлеба. Просто сами ложились в холодную землю, как зерна. И навек засыпали. А потом - их землей засыпали, зажигали свечи, и в день Поминовения голодные старики высокими голосами, задыхаясь от голода, кричали об успокоении. И они обретали его. В виде распада материи. Ничего не помня. Ничего не забывая. За кривым забором из гнилой фанеры, в четырех километрах от кольца трамвая.
И.Бродский



Размышления поэта категорически не соответствовали тому официально-казенному оптимизму, который насаждала литература социалистического реализма. Вот почему стихотворение Бродского вызвало скандал и обернулось преследованиями для его автора.

Стихотворение «Еврейское кладбище около Ленинграда»

Еврейское кладбище в Ленинграде.


Слайд 6
1.  Назовите средство художественной изобразительности, передающее эмоциональное отношение автора к изображаемым событиям, образное  определение предмета
Текст слайда:

1. Назовите средство художественной изобразительности, передающее эмоциональное отношение автора к изображаемым событиям, образное определение предмета в словосочетаниях «кривой забор из гнилой фанеры». Какое настроение они создают?
Строки «Для себя пели.// Для себя копили контрастны по содержанию следующим за ними строкам: «Для других умирали» Какой приём и с какой целью использовал поэтом?
В строках «Но сначала платили налоги, // уважали пристава» поэт употребляет подзабытое, вышедшее из употребления слово «пристава». Случайно ли это? В какое время отсылает нас поэт? Какие мысли невольно возникают у читателя?
4. Как вы понимаете строки - «и в этом мире, безвыходно материальном, толковали Талмуд?
Можно ли утверждать, что скрытая антитеза «безвыходно материального мира» и Талмуда – это
обвинение, брошенное власть имущим в бездуховности, забвении христианских истин?
5. Какое настроение создают строки: « и в день /Поминовения голодные старики высокими голосами, задыхаясь от голода, кричали об успокоении»?
6. Когда у человека появляется высокий голос?
7. Перечислите глаголы, которые поэт употребляет в этом стихотворении
8. Какую интонацию они создают? Можно ли утверждать, что они передают движение самой жизни?
9. Поэту, написавшему это стихотворение, было всего 20 лет. Можно утверждать, что это размышления незрелого юноши? Что же так возмутило представителей власти в этом стихотворении?
хотя стихотворение написано 20 – летним поэтом, это совершено зрелые,
взвешенные наблюдений и размышления о жизни. Уже первые строки с эпитетами «кривой забор из гнилой фанеры» рисуют нам картину пренебрежения, равнодушия не только к живым, но и мертвым. Антитеза «Для себя пели.// Для себя копили - «Для других умирали» подчеркивает несвободу тех, кто теперь оказался на кладбище. Высокие голоса стариков говорят о высокой степени раздражения, той степени, про которую доктор Живаго сказал: «Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь, распинаться перед тем, чего не любишь, радоваться тому, что приносит тебе несчастие…»
Эта мысль еще раз подчеркнута скрытой антитезой «безвыходно материального мира» и Талмуда. Такие размышления поэта категорически не соответство­вали тому официально-казенному оптимизму, который насаждала литература социалистического реализма. Вот почему стихотворение Бродского вызвало скандал и обернулось преследованиями для его автора.

ЕГЭ

ЕГЭ

Анализ стихотворения «Еврейское кладбище около Ленинграда».

Вывод:


Слайд 7
«В Ленинграде появился гениальный поэт Иосиф Бродский. Слыхал о таком?» – «Почти не слыхал и ничего не
Текст слайда:

«В Ленинграде появился гениальный поэт Иосиф Бродский. Слыхал о таком?» – «Почти не слыхал и ничего не читал». – «Ему всего двадцать лет. Пишет по-настоящему один год. Гениальный. Его открыл Женька Рейн». Давид Шраер. «Иосиф Барбаросса»

Писать стихи, по его собственному свидетельству, начал в 16 лет. Его перу принадлежали такие популярные стихи, как "Рождественский романс", "Стансы", "Сонет", "Холмы". Официальная литература его отвергала, не давая возможности опубликоваться. Он жил только случайными заказами на стихотворные переводы.

«Выступать рядом с ним было испытанием. Он обладал силой гипнотического притяжения. Рыжая взлохмаченная голова, пылающие румянцем возбуждения скулы, заросшие рыжим мхом щеки, картавый, каркающий, зловеще завывающий голос и кадильница пасти, из которой, казалось, вырывается адское пламя. И – дивные, завораживающие, обнаженные, переполненные тысячами фонетических и интеллектуальных аллюзий стихи. Всё человечество теснилось в его стихах. Он становился голосом болеющей человеческой совести. Проходил эволюцию от иудаистских стихов к стихам русского космополитического диссидентства»
Давид Шраер. «Иосиф Барбаросса»

Писать стихи начал в 16 лет


Слайд 8
Бессмертия у смерти не прошу. Испуганный, возлюбленный и нищий, -- но с каждым
Текст слайда:

Бессмертия у смерти не прошу. Испуганный, возлюбленный и нищий, -- но с каждым днем я прожитым дышу уверенней и сладостней и чище. Как широко на набережных мне, как холодно и ветрено и вечно, как облака, блестящие в окне, надломленны, легки и быстротечны. И осенью и летом не умру, не всколыхнется зимняя простынка, взгляни, любовь, как в розовом углу горит меж мной и жизнью паутинка. И что-то, как раздавленный паук, во мне бежит и странно угасает. Но выдохи мои и взмахи рук меж временем и мною повисают. Да. Времени -- о собственной судьбе кричу все громче голосом печальным. Да. Говорю о времени себе, но время мне ответствует молчаньем. Лети в окне и вздрагивай в огне, слетай, слетай на фитилечек жадный. Свисти, река! Звони, звони по мне, мой Петербург, мой колокол пожарный. Пусть время обо мне молчит. Пускай легко рыдает ветер резкий и над моей могилою еврейской младая жизнь настойчиво кричит.
Эти стихи И. Бродский написал в
1961 году, когда ему был 21 год

«Бессмертия у смерти не прошу…»


Слайд 9
На рубеже 50—60-х годов в Ленинграде (так назывался тогда Санкт-Петербург) вокруг Анны Ахматовой сложился кружок молодых
Текст слайда:

На рубеже 50—60-х годов в Ленинграде (так назывался тогда Санкт-Петербург) вокруг Анны Ахматовой сложился кружок молодых поэтов. В него входили Евгений Рейн, Анатолий Найман, Дмитрий Бобышев, Владимир Уфлянд. Евгений Рейн и привел в него молодого Иосифа Бродского.

Анна Ахматова, дружбой с которой была озарена начальная пора этой группы поэтов, называла их общество «волшебным хором». «...Каким-то невольным образом вокруг нее всегда возникало некое поле, в которое не было доступа дряни. И принадлежность к этому полю, к этому кругу на многие годы вперед определила характер, поведение, отношение к жизни многих - почти всех - его обитателей... На всех нас, как некий душевный загар, что ли, лежит отсвет этого сердца, этого ума, этой нравственной силы и этой необычайной щедрости, от нее исходивших».
И.Бродский

Известен автограф Ахматовой на книге ее стихотворений 1961 года подаренной Бродскому: «Иосифу Бродскому, чьи стихи кажутся мне волшебными
Анна Ахматова 28 декабря 1963 Москва
Фото А.И.Бродского 1960 - годы

«Волшебный хор» и Анна Ахматова

Анна Ахматова и Анатолий Найман


Слайд 10
«Бог сохраняет все; особенно — слова прощенья и любви…»        На
Текст слайда:

«Бог сохраняет все; особенно — слова прощенья и любви…»

На столетие Анны Ахматовой
Страницу и огонь, зерно и жернова, секиры острие и усеченный волос — Бог сохраняет все; особенно — слова прощенья и любви, как собственный свой голос. В них бьется рваный пульс, в них слышен костный хруст, и заступ в них стучит; ровны и глуховаты, затем что жизнь — одна, они из смертных уст звучат отчетливей, чем из надмирной ваты. Великая душа, поклон через моря за то, что их нашла, — тебе и части тленной, что спит в родной земле, тебе благодаря обретшей речи дар в глухонемой вселенной.
И.Бродский. 1989

Фотография А.А.Ахматовой,
подаренная Бродскому поэтессой

И.Бродский читает « На столетие А.Ахматовой»



Слайд 11
В 1962 году Бродский встретил молодую художницу Марину (Марианну) Басманову. Первые стихи с посвящением «М. Б.» —
Текст слайда:

В 1962 году Бродский встретил молодую художницу Марину (Марианну) Басманову. Первые стихи с посвящением «М. Б.» — «Я обнял эти плечи и взглянул…», «Ни тоски, ни любви, ни печали…» , «Загадка ангелу» датируются тем же годом. Отношения с этой женщиной, и особенно её измена с лучшим другом поэта, «двойная измена», как назвал её поэт, болью отозвалась в его сердце, стала причиной страданий поэта на несколько десятилетий. Страдания были столь сильными, что на некоторое время затмили трагические события в жизни Бродского

                          М. Б. Я обнял эти плечи и взглянул на то, что оказалось за спиною, и увидал, что выдвинутый стул сливался с освещенною стеною. Был в лампочке повышенный накал, невыгодный для мебели истертой, и потому диван в углу сверкал коричневою кожей, словно желтой. Стол пустовал. Поблескивал паркет. Темнела печка. В раме запыленной застыл пейзаж. И лишь один буфет казался мне тогда одушевленным. Но мотылек по комнате кружил, и он мой взгляд с недвижимости сдвинул. И если призрак здесь когда-то жил, то он покинул этот дом. Покинул.

М. Басманова - М.Б., адресат более 1000 лирических
стихотворений Бродского, мать его сына Андрея..

Стройная, высокая, с мягким овалом лица, темно-каштановыми волосами до плеч и зелеными глазами русалки, она буквально приворожила молодого поэта. Бродский восторгался ее талантом художника, ее музыкальной одаренностью. Образ Марины ассоциировался в его воображении с кранаховской Мадонной, одной из лучших картин Эрмитажа.

Марина Басманова – муза И.Бродского

Ни тоски, ни любви, ни печали,
ни тревоги, ни боли в груди,
будто целая жизнь за плечами
и всего полчаса впереди.

Оглянись -- и увидишь наверно:
в переулке такси тарахтят,
за церковной оградой деревья
над ребенком больным шелестят,

из какой-то неведомой дали
засвистит молодой постовой,
и бессмысленный грохот рояля
поплывет над твоей головой.

Не поймешь, но почувствуешь сразу:
орошо бы пяти куполам
и пустому теперь диабазу
завещать свою жизнь пополам.
1962


Слайд 12
Несмотря на то что Бродский не писал прямых политических стихов против советской власти, независимость формы и содержания
Текст слайда:

Несмотря на то что Бродский не писал прямых политических стихов против советской власти, независимость формы и содержания его стихов плюс независимость личного поведения приводили в раздражение идеологических надзирателей Е.Евтушенко. Строфы века

В 1963 году обострились его отношения с властью в Ленинграде. 29 ноября 1963 г. в газете «Вечерний Ленинград» за подписью А.Ионина, Я. Лернера, М.Медведева был опубликован пасквиль «Окололитературный трутень» на Бродского, где о нем и его ближайшем окружении было сказано, в частности, следующее:
Он подражал поэтам, проповедовавшим пессимизм и неверие в человека, его стихи представляют смесь из декадентщины, модернизма и самой обыкновенной тарабарщины. Жалко выглядели убогие подражательные попытки Бродского. Впрочем, что-либо самостоятельное сотворить он не мог: силенок не хватало. Не хватало знаний, культуры. Да и какие могут быть знания у недоучки, не окончившего даже среднюю школу?

Газета «Вечерний Ленинград»

Статья – пасквиль «Окололитературный трутень»


Слайд 13
Фрида Вигдорова «Судилище» Стенограмма суда над Иосифом БродскимСудья. Чем вы занимаетесь?Бродский. Пишу стихи. Перевожу.Судья. Почему вы
Текст слайда:

Фрида Вигдорова «Судилище»
Стенограмма суда над Иосифом Бродским
Судья. Чем вы занимаетесь?
Бродский. Пишу стихи. Перевожу.
Судья. Почему вы не работали?
Бродский. Я работал. Писал стихи. Переводил.
Судья. Нас это не интересует. Какая ваша
специальность?
Бродский. Поэт. Поэт-переводчик.
Судья. А кто это признал, что вы поэт? Кто
причислил вас к поэтам?
Бродский. А кто причислил меня к роду
человеческому?
Судья. Не умничайте. Вы учились этому?
Бродский. Чему?
Судья. Чтоб быть поэтом. Не пытались кончить
вуз,где готовят… где учат…
Бродский. Я не думал, что это дается
образованием.
Судья. А чем же?
Бродский. Я думаю, это… от Бога…»

Суд над И.Бродским. 1964г. Фото Н.Якимчук

«В 1964-м в Ленинграде состоялся ханжеский, невыносимо тупой суд над Бродским как над "тунеядцем". Надо отдать ему должное, он вел себя на суде достойно, защищая право на независимость поэта. Его выслали в Архангельскую область на 5 лет. Однако благодаря мужественной журналистке Фриде Вигдоровой, сделавшей стенограмму этого позорного процесса, имя Бродского стало известно в широких кругах советской интеллигенции и за рубежом, где опубликовали его книгу. В защиту Бродского выступили многие советские писатели…» Е.Евтушенко. Антология русской поэзии»

Суд над поэтом

В 1965 благодаря заступничеству Ахматовой, Маршака, Шостаковича и других деятелей искусства, а также под давлением мировой общественности срок ссылки был сокращен до фактически отбытого (1 год, 5 месяцев) и Бродскому разрешили вернуться в Ленинград.


Слайд 14
Ссылку поэт отбывал в Коношском районе Архангельской области, в деревне Норинской («В Норинской сначала
Текст слайда:

Ссылку поэт отбывал в Коношском районе Архангельской области, в деревне Норинской («В Норинской сначала я жил у добрейшей доярки, потом снял комнату в избе старого крестьянина. То немногое, что я зарабатывал, уходило на оплату жилья, а иногда я одалживал деньги хозяину, который заходил ко мне и просил три рубля на водку» – И.Б.).

Я. Гордин вспоминает: «Деревня находится километрах в тридцати от железной дороги, окружена болотистыми северными лесами. Иосиф делал там самую разную физическую работу. Когда мы с писателем Игорем Ефимовым приехали к нему в октябре шестьдесят четвертого года, он был приставлен к зернохранилищу – лопатить зерно, чтоб не грелось. Относились к нему в деревне хорошо, совершенно не подозревая, что этот вежливый и спокойный тунеядец возьмет их деревню с собой в историю мировой литературы».
Избу, в которую поселили Бродского, срубил в прошлом веке прадед хозяйки.
В комнате (четыре на пять шагов), где жил поэт, умещались только диван и стол. Стены обшиты широкими досками, пол – из грубых еловых плах.

Изба и ее хозяйка - Таисия Ивановна Пестерева. Здесь жил в ссылке один год и пять месяцев в деревне Норинской Архангельской области опальный поэт Иосиф Бродский. Фото Иосифа Бродского, 1965 год.


Ссылка в Архангельскую область


Слайд 15
«Это даже пошло мне на пользу…»Бродский на полевых работах в ссылке. Фото М.Гордина. 1964 годГоды спустя в
Текст слайда:

«Это даже пошло мне на пользу…»

Бродский на полевых работах
в ссылке. Фото М.Гордина. 1964 год

Годы спустя в интервью Майклу Скаммелю на вопрос: «Как на Вашу работу повлияли суд и заключение?» Бродский ответил: «Вы знаете, я думаю, это даже пошло мне на пользу, потому что те два года, которые я провел в деревне, – самое лучшее время моей жизни. Я работал тогда больше, чем когда бы то ни было. Днем мне приходилось выполнять физическую работу, но поскольку это был труд в сельском хозяйстве, а не работа на заводе, существовало много периодов отдыха, когда делать нам было нечего».


Слайд 16
Сборник «Конец прекрасной эпохи» опубликован в 1977 году американским издательством «Ардис» и состоит из стихотворений написанных Бродским до отъезда из Советского
Текст слайда:

Сборник «Конец прекрасной эпохи» 
опубликован в 1977 году американским издательством «Ардис» и состоит из стихотворений написанных Бродским до отъезда из Советского Союза. Сборник составлен самим автором в сотрудничестве с его друзьями Карлом и Эллендеей Проффер, создателями «Ардиса». Вынесенное в заглавие сборника название одного из стихотворений — «Конец прекрасной эпохи», приобретает дополнительный иронический смысл на обложке книги с последними написанными на родине стихами.

Конец прекрасной эпохи
  «Второе Рождество на берегу…»
  Речь о пролитом молоке
  Открытка из города К
  Памяти Т. Б
  Песня «Пришел сон из семи сел…»
  Письмо генералу Z
  Посвящается Ялте
  С видом на море
  Конец прекрасной эпохи
  Разговор с небожителем

«Конец прекрасной эпохи»

II
Покуда храбрая рука
Зюйд-Веста, о незримых пальцах,
расчесывает облака,
в агавах взрывчатых и пальмах
производя переполох,
свершивший туалет без мыла
пророк, застигнутый врасплох
при сотворении кумира,
свой первый кофе пьет уже
на набережной в неглиже.
С видом на море

I
Октябрь. Море поутру
лежит щекой на волнорезе.
Стручки акаций на ветру,
как дождь на кровельном железе,
чечетку выбивают. Луч
светила, вставшего из моря,
скорей пронзителен, чем жгуч;
его пронзительности вторя,
на весла севшие гребцы
глядят на снежные зубцы.

Это очень петербургская поэзия, правда, англоязычно несентиментальная, боящаяся быть беззащитно открытой. Бродский развил перенос рифмующегося слова из строки в строку и культивировал четко контролируемую технологией рассудка Ниагару продуманного сознания
Е. Евтушенко


Слайд 17
«Я входил вместо дикого зверя клетку,  выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке,
Текст слайда:

«Я входил вместо дикого зверя клетку, выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке, жил у моря, играл в рулетку, обедал черт знает с кем во фраке. С высоты ледника я озирал полмира, трижды тонул, дважды бывал распорот. Бросил страну, что меня вскормила. Из забывших меня можно составить город. Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна, надевал на себя что сызнова входит в моду, сеял рожь, покрывал черной толью гумна и не пил только сухую воду. Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя, жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок. Позволял своим связкам все звуки, помимо воя; перешел на шепот. Теперь мне сорок. Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной. Только с горем я чувствую солидарность. Но пока мне рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность»
1980

«Я входил вместо дикого зверя клетку…»

И.Бродский. Фотоархив

В 1980 году, к своему сорокалетию, И.Бродский написал стихотворение
«Я входил вместо дикого зверя в клетку...», которое можно считать итоговым, программным, где он подтверждает стоическое, мужественное приятие жизни, многие строки этого стихотворения стали крылатыми.


Слайд 18
Кликуха – сленг., от «кличка». Подразумевается воровской обычай называть преступников покличкам, а не по официальным именам.Барак –
Текст слайда:

Кликуха – сленг., от «кличка». Подразумевается воровской обычай называть преступников по
кличкам, а не по официальным именам.
Барак – помещение для содержания заключённых.
Рулетка – азартная игра, была популярна в XIX веке, описывалась в классической русской литературе.
Гунны – древнее племя степных кочевников. Вспомним, что Пушкин в стихотворении «Я памятник
себе воздвиг нерукотворный» упоминает тунгусов и «друга степей калмыка».
Покрывал толью гумна – намёк на работу Бродского в ссылке, в посёлке Норенская. Автор имеет в виду, что ему
доводилось покрывать крышей (толь – кровельный строительный материал) склады с зерном («гумно»), то есть
участвовать в сельскохозяйственном труде крестьян.
Воронёный зрачок конвоя – Бродский создаёт сложный образ следящего («зрачок») за личностью государства.
Конвой – охрана перемещаемого заключённого. Эпитет «воронёный» происходит от названия чёрных
машин-«воронков», в которых во времена сталинского террора увозили в тюрьму арестованных

Словарная работа. Анализ стихотворения.

1. Антитеза – один из излюбленных приёмов Бродского. Найдите в стихотворении образы,
противопоставленные друг другу.
Поэт видит мир как столкновение различных, иногда противоположных сил. Так, высота ледника контрастирует с дном
жизни, в котором герой «дважды тонул», «трижды бывал распорот», жизнь у моря (идея воды) – со скитаниями по
степям (идея земли), «барак и кликуха» – с обедом и фраком собеседника

2. Найдите прием контраста в стилистике стихотворения
В стихотворении соседствуют сленг и романтические ноты, просторечия («жрал») и трагические мотивы «изгнанья». Эти антитезы позволяют Бродскому в небольшом по объёму стихотворении воссоздать образ многоликой человеческой жизни, рассказать о жизни, полной испытаний, одиночества и стремления к созидательному труду. Стихотворение, простое по форме, обладает сложной образной и смысловой наполненностью.

3. Можно ли утверждать, что каждая строфа изображает определенный жизненный этап поэта?
Каждая строка представляет собой ёмкую формулу, обозначающую тот или иной жизненный этап: выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке, // жил у моря, играл в рулетку, // обедал черт знает с кем во фраке. //С высоты ледника я озирал полмира, //трижды тонул, дважды бывал распорот. // Бросил страну, что меня вскормила – все это отражено в биографии поэта

4. В какой строфе, по – вашему, выражена главная мысль стихотворения?
Последнее четверостишие представляет собой философский итог размышлений Бродского о жизни. Как бы ни казалась горька жизнь, лирический герой воспринимает её с благодарностью..Как древний философ или как христианин, он не приемлет ропота, он не желает осуждать судьбу. Из уст поэта доносится не «вой», а признательные слова – то есть его поэзия, его стихи.Начавшееся романтическим разладом с миром, стихотворение заканчивается формулой принятия мира во всей его полноте и трагичности, образом земли, из которой мы произошли и в которую вернёмся по смерти

ЕГЭ

ЕГЭ


Слайд 19
В 1972 поэт был вынужден покинуть родину. Бродский уезжает в США, где получает признание и нормальные условия
Текст слайда:

В 1972 поэт был вынужден покинуть родину. Бродский уезжает в США, где получает признание и нормальные условия для литературной работы. Он преподает русскую литературу в университетах и колледжах. Продолжает писать стихи на русском и прозу на английском.

В1972 году начал работать в должности приглашённого профессора на кафедре славистики Мичиганского
университета в г. Энн-Арбор


Вдали от родины

На Западе, в основном, в США, вышло восемь стихотворных книг на русском языке: "Стихотворения и поэмы" (1965); "Остановка в пустыне" (1970); "В Англии" (1977); "Конец прекрасной эпохи" (1977); "Часть речи" (1977); "Римские элегии" (1982); "Новые стансы к Августе" (1983); "Урания" (1987); драма "Мрамор" (на русском языке, 1984). Его сборник эссе "Меньше, чем единица" был в 1986 году признан лучшей литературно-критической


Слайд 20
Иосиф Бродский. Австрия, 14 июня 1972
Текст слайда:

Иосиф Бродский. Австрия, 14 июня 1972


Слайд 21
В 1987 г. И. Бродскому была присуждена Нобелевская премия по литературе «за многогранное творчество, отмеченное остротой мысли
Текст слайда:

В 1987 г. И. Бродскому была присуждена Нобелевская премия по литературе «за многогранное творчество, отмеченное остротой мысли и глубокой поэтичностью».

Произведения искусства, литературы в особенности и стихотворение в частности обращаются к человеку тет-а-тет, вступая с ним в прямые, без посредников, отношения. За это-то и недолюбливают искусство вообще, литературу в особенности и поэзию в частности ревнители всеобщего блага, повелители масс, глашатаи исторической необходимости. Ибо там, где прошло искусство где прочитано стихотворение, они обнаруживают на месте ожидаемого согласия и единодушия – равнодушие и разноголосие, на месте решимости к действию – невнимание и брезгливость.
И.Бродский. Из Нобелевской лекции

Нобелевский диплом Иосифа Бродского. 1987г

И. Бродский – лауреат Нобелевской премии

10 декабря 1987 года Бродскому была вручена Нобелевскую премию по литературе


Слайд 22
В январе 1990 г. на лекции в Сорбонне Бродский увидел среди своих студентов Марию Соззани. Юная красавица-итальянка
Текст слайда:

В январе 1990 г. на лекции в Сорбонне Бродский увидел среди своих студентов Марию Соззани. Юная красавица-итальянка русского происхождения, она словно сошла с полотен великих мастеров Возрождения. Сошла, чтобы войти в его, Иосифа Бродского, одинокую жизнь…

Что нужно для чуда? Кожух овчара,
щепотка сегодня, крупица вчера,
и к пригоршне завтра добавь на глазок
огрызок пространства и неба кусок.
И чудо свершится…
И.Бродский

Немыслимое счастье осуществилось - 1 сентября Иосиф Бродский и Мария Соззани поженились. Через два года у них родилась дочь — ангельское создание Анна Александра Мария, по-домашнему просто Нюха… Близкие друзья Бродского утверждают, что пять лет с Марией были для него счастливее, нежели предыдущие пятьдесят.

И.Бродский и его жена Мария. Фото М.Барышникова

«И чудо свершилось» - любовь…


Слайд 23
Сборник стихотворений «Часть речи»  «Часть речи» — сборник стихотворений  Иосифа Бродского, написанных с 1962 по 1989 годы
Текст слайда:

Сборник стихотворений «Часть речи»  

«Часть речи» — сборник стихотворений  Иосифа Бродского, написанных с 1962 по 1989 годы и отобранных при личном участии автора для русского издания, которое вышло в Москве, в издательстве «Художественная литература» в 1990 году.
.В сборник «Часть речи» вошли все наиболее известные поэтические произведения Бродского, в том числе, сам цикл стихов «Часть речи», циклы «Мексиканский дивертисмент», «Отцу и матери» и другие произведения. Данное собрание стихотворений Бродского можно считать каноническим срезом всех пластов поэтической судьбы Иосифа Бродского

Поэзия была для Бродского всем: наваждением, воздухом, которым он дышал, одержимостью. Поэзия, утверждал он, древнее политики и переживет ее, она — высшая форма человеческой деятельности, выше, разумеется, политического языка, но и совершенней прозы. Даже на пути в аэропорт Пулково в тот же день, как ему предстояло приземлиться в Вене, по воспоминаниям Татьяны Никольской, ехавшей с ним в одном такси, разговор шел о поэзии, а не о политике и об изгнании, как можно было бы ожидать
Л.Лосев


Слайд 24
«Пейзаж с наводнением» — последний сборник стихотворений Иосифа Бродского вышедший в издательстве «Ардис» в 1996 году уже после смерти
Текст слайда:

«Пейзаж с наводнением» — последний сборник стихотворений Иосифа Бродского вышедший в издательстве «Ардис» в 1996 году уже после смерти поэта. Сборник состоит из стихотворений написанных Бродским в период с 1987 по 1996 год, составлен самим автором и является своеобразным поэтическим завещанием Бродского.

Как Пушкин в начале XIX века, отказавшись
от искуственного поэтического языка
классицизма создал поэзию нового
времени, дотянувшись до мирового
литературного процесса, а затем обогнав
его так и Бродский во второй половине века
XX принес в русскую поэзию веяния
модернизма и постмодернизма. Лирика Бродского - это язык и образы
современности в обрамлении
классического стиля, облеченные в
изящные новаторские формы.

Изящные новаторские формы

«Все мои стихи более или менее об одной и той же вещи — о Времени, — говорил Бродский. — О том, что Время делает с человеком». Время — центральная тема в творчестве Бродского, отношением к нему определяется его мировоззрение. Время царит над всем — все, что не время, подвластно времени. Время — враг человека и всего, что человеком создано и ему дорого: «Развалины есть праздник кислорода и времени».


Слайд 25
В 1990г. И. Бродскому вернули российское гражданство, но он отказался возвращаться на родину. На вопрос: “Кто же
Текст слайда:

В 1990г. И. Бродскому вернули российское гражданство, но он отказался возвращаться на родину. На вопрос: “Кто же в 1987 году получил Нобелевскую премию по литературе?” - он неизменно отвечал: “Русский поэт, англоязычный эссеист и, конечно же, американский гражданин. «Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге…», -пророчески написал поэт перед отправлением на чужбину. Поэт вернулся

Американский кабинет И. Бродского

Это мир необычайной гражданственности,
«болеющей человеческой совести», мир высокой
удивительной поэзии, завораживающих, обнаженных,
переполненных тысячами фонетических и
интеллектуальных аллюзий стихов» с узнаваемой
индивидуальностью, резкостью письма,
исповедальной открытостью, лирической
пронзительностью, удивительным тончайшим
мастерством. Мир, в котором благодарят родителей
за отсутствие рабства в воспитании, где о любви
пишут как о чуде:
Что нужно для чуда? Кожух овчара,
щепотка сегодня, крупица вчера,
и к пригоршне завтра добавь на глазок
огрызок пространства и неба кусок.
И чудо свершится…
А самое главное, по мнению Е.Евтушенко:«Ему удалось редкое - он создал свой стиль. …Это очень петербургская поэзия, правда, англоязычно несентиментальная, боящаяся быть беззащитно открытой. Бродский развил перенос рифмующегося слова из строки в строку и культивировал четко контролируемую технологией рассудка Ниагару продуманного сознания. Его особый вклад в мировую поэзию несомненен. Вслед за Буниным и Пастернаком он стал третьим русским поэтом, получившим Нобелевскую премию».
Строфы века. Антология русской поэзии.
Сост. Е.Евтушенко. Минск

Так каков же он - мир Бродского?

«Он создал свой стиль»


Слайд 26
Иосиф Бродский. 1991
Текст слайда:

Иосиф Бродский. 1991


Слайд 27
«Я верю, что я вернусь; поэты всегда  возвращаются: во плоти или на бумаге…»
Текст слайда:

«Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге…»

Существуют, как мы знаем, три метода познания: аналитический, интуитивный и метод, которым пользовались библейские пророки – посредством откровения. Отличие поэзии от прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу всеми тремя (тяготея преимущественно ко второму и третьему), ибо все три даны в языке; и порой с помощью одного слова, одной рифмы пишущему стихотворение удается оказаться там, где до него никто не бывал, – и дальше, может быть, чем он сам бы желал. Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихотворение – колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения
И.Бродский
Из Нобелевской лекции

Умер Иосиф Бродский от болезни сердца
28 января 1996 года в Нью-Йорке. Похоронен в
Венеции на кладбище Сан-Микеле. Могила поэта


Слайд 28
«Пока есть такой язык, как русский, поэзия неизбежна». Мир Иосифа Бродского»
Текст слайда:

«Пока есть такой язык, как русский, поэзия неизбежна». Мир Иосифа Бродского»

Тексты печатались по следующим изданиям:
Сочинения Иосифа Бродского. Пушкинский фонд. Санкт-Петербург, 1992. Баткин Л. Тридцать третья буква: Заметки читателя на полях стихов Иосифа Бродского. — М.: РГГУ, 1997.
Гордин Я. Перекличка во мраке: Иосиф Бродский и его собеседники. — СПб.: Звезда, 2000.
Ранчин А. М. «На пиру Мнемозины…»: Интертексты Бродского. — М.: НЛО, 2001.
Тверь: ТГУ, 2002. Как работает стихотворение Бродского: Из исследований славистов на Западе. — М.: НЛО, 2002.
Поэтика Иосифа Бродского: Сб. науч. тр. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003.
Мир Иосифа Бродского: Путеводитель: — Сб.: статей. СПб., 2003.
Лосев Л. В. Иосиф Бродский. Опыт литературной биографии. Серия ЖЗЛ. — М.: Мол. гвардия, 2006. — 480 стр. — ISBN 5-235-02951-8
Корчинский А. В. Язык и время: Введенский и Бродский // Контрапункт: Книга статей памяти Г. А. Белой. М.: РГГУ, 2005, с. 314—330
Интернет - ресурсы
http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/brodskiy/interview.html
http://russia.rin.ru/guide/4.html
http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/brodskiy/video-75350.shtml -видеосюжет «Неужели не я?» Арбенина


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть