Слайд 1Инновационные
технологии
подготовки к ЕГЭ
Задание 25
Слайд 2МАСТЕР – КЛАСС
«Конструктор сочинения»
Слайд 3Шаг 1. Найти проблему – не проблема!
Учимся находить и формулировать проблему,
поставленную автором исходного текста.
Читаем текст - определяем тему
Тема – та часть действительности, о которой говорит автор.
Перечитай текст ещё раз и выдели маркером повторяющиеся слова, группы слов по одной теме, небольшие фрагменты, похожие по смыслу. Они помогут ответить на вопрос «О чём этот текст?», то есть определить тему текста.
Слайд 4Задание 25 не требует обязательного формулирования темы, но её определение поможет
сформулировать проблему. Если текст тебе понятен и ты готов сразу сформулировать проблему, можешь пропустить это задание.
Проанализируй выделенные фрагменты и сформулируй тему текста.
Запиши формулировку темы (Тема: ….)
Слайд 5Учимся находить и формулировать проблему, поставленную автором исходного текста.
Ищем вопросы либо
утверждения
Проблема – это теоретический или практический вопрос, к решению которого приглашает нас автор.
Очень важно правильно определить проблему, потому что все дальнейшие Шаги напрямую с ней связаны.
1) Выдели МАРКЕРОМ те фрагменты (предложения или словосочетания) текста, в которых автор задаёт себе и читателям прямой вопрос по сформулированной тобой теме. Это и будет формулировкой проблемы.
2) Но! В том случае, если прямые вопросы по теме в тексте отсутствуют, то выдели те фрагменты текста, где автор что-то утверждает по поводу темы. Так ты выйдешь к формулировке проблемы через позицию автора.
Выбери вариант, с которым ты работал: в выбранных фрагментах содержатся...
1) один прямой вопрос (одна проблема), несколько прямых вопросов (несколько проблем)
либо... 2) утверждения автора по теме.
Слайд 6Что нас объединяет?
Напиши фрагмент сочинения-рассуждения с формулировкой проблемы, над которой размышляет
автор текста.
Это и будет вступление, первый абзац сочинения. По объёму это может быть одно или два-три предложения (и этого достаточно для сочинения на ЕГЭ по русскому языку!) Обязательно употреби слова “проблема” или “вопрос”.
Воспользуйся банком речевых клише.
Слайд 7Шаг 2. Вопрос — ответ
Учимся находить и формулировать позицию автора по
проблеме.
Позиция автора по проблеме, по поводу которой он размышляет в данном тексте, – это ответ на вопрос, сформулированный тобой в Шаге 1.
Выдели МАРКЕРОМ один или несколько фрагментов текста, в которых автор даёт ответ на вопрос.
Напиши фрагмент сочинения-рассуждения со сформулированной позицией автора по проблеме.
По объёму это может быть одно или несколько предложений. При этом обязательно употреби слова “позиция автора”, “точка зрения автора” или подобные со словом “автор”.
В сочинении чаще всего это третий абзац.
На Шаге 2 мы пишем именно третий абзац, потому что важно правильно соотнести вопрос (проблему) и ответ (позицию автора) — и только после этого комментировать проблему. Абзац с комментарием, который обычно следует за первым абзацем с проблемой, мы напишем на Шаге 3. (Клише!)
Слайд 8Проверяем связку “вопрос — ответ”
Проверка! Сопоставь проблему с позицией автора.
Формулировка проблемы,
поставленной автором в тексте, вопрос:
Что нас объединяет?
Позиция автора по проблеме, ответ:
Автор считает, что людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты.
Они соотносятся как вопрос и ответ?
Если ДА – иди дальше!
Если НЕТ – измени либо вопрос (вернувшись к Шагу 1), либо ответ (вернувшись к заданию).
Если требуется, повторно прочти текст.
Слайд 9Шаг 3. Прокомментируйте это!
Учимся комментировать проблему с опорой на исходный текст.
Комментарий
– это поиск в тексте и выбор не менее ДВУХ примеров (фрагментов), которыми с очевидностью можно подтвердить, что сформулированная тобой проблема действительно находит отражение в исходном тексте. Именно поэтому комментарий обычно даётся во втором абзаце, после формулирования проблемы.
Чтобы написать комментарий, выдели МАРКЕРОМ несколько фрагментов текста, в которых автор в связи с данной проблемой:
– строит логические цепочки рассуждений;
– обращается к мнению авторитетных людей, народной мудрости и т.п.;
прямо или косвенно говорит:
– об актуальности проблемы;
– о её связи с другими проблемами;
– о последствиях её решения или отсутствия решения.
Слайд 10Проанализируй выбранные фрагменты. Выбери два примера (фрагмента), которые наиболее важны для
понимания проблемы, которую ты сформулировал в Шаге 1.
Только два этих фрагмента станут обязательной частью твоего комментария. Поэтому проверь ещё раз, действительно ли важны выбранные фрагменты для комментария именно к той проблеме, которую ты сформулировал в Шаге 1.
Напиши фрагмент сочинения-рассуждения c комментарием к проблеме на основе выделенной информации.
В сочинении чаще всего это второй абзац. По объёму это всегда несколько предложений.
Выбранные примеры нужно включить в текст комментария. Это можно сделать в виде цитаты, передать их с помощью косвенной речи, указать номера предложений в скобках — можешь использовать любой вариант.
Используй управляющие глаголы!
Слайд 11Шаг 4. Доказательство? — Есть!
Учимся аргументировать своё мнение, опираясь на читательский
опыт,
а также на знания и собственные жизненные наблюдения.
Позиция автора исходного текста по проблеме, которая была сформулирована тобой на Шаге 2.
Автор считает, что людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты.
Напиши, согласен ты или не согласен с позицией автора по сформулированной проблеме (одно предложение).
Я согласен с автором исходного текста в том, что…
Слайд 12Формулируем свой тезис
Сформулируй по найденной проблеме свой собственный тезис, который будешь
доказывать.
В случае согласия с позицией автора исходного текста, возможен следующий приём: переформулируй позицию автора другими словами, и ты получишь формулировку тезиса для доказательства. Следи за тем, чтобы при переформулировании сохранился исходный смысл!
Используй клише!
Слайд 13Приводим ДВА аргумента в защиту СОБСТВЕННОГО тезиса.
Аргумент должен доказывать то, что
утверждается в тезисе.
В сочинении должно быть не менее ДВУХ аргументов.
В сочинении аргументация следует сразу после тезиса, чаще всего это два абзаца — по одному абзацу на каждый аргумент.
Подбери аргумент, подтверждающий выдвинутый тобой тезис. Приведи его из своего читательского опыта.
По объёму это всегда несколько предложений.
Не забудь указать название произведения и имя автора.
2. Подбери ещё один аргумент, подтверждающий выдвинутый тобой тезис. Приведи его из своего читательского опыта или собственных знаний и жизненных наблюдений — можешь использовать любой вариант.
По объёму это всегда несколько предложений.
Используй клише!
Слайд 14Так как каждый аргумент чаще всего записывается в отдельном абзаце, необходимо
использовать слова-связки между ними.
Используй такую связку для перехода от одного аргумента к другому.
Слайд 15Проверяем связку
“тезис – аргументы”
Проверка! Сопоставь тезис с аргументами: подтверждают ли
приведённые аргументы истинность тезиса?
Слайд 16Шаг 5. Последние штрихи
Собираем вместе написанные фрагменты сочинения и записываем вывод.
Фрагменты
сочинения, написанные тобой, на этом Шаге соединятся в один текст по такой структуре:
Слайд 17Внимательно прочти своё сочинение, проследи за логикой переходов от одной части
к другой, исправь найденные недочёты.
Напиши заключительный фрагмент сочинения -рассуждения.
Вывод - это обычно одно-два предложения.
Варианты заключений:
1) Личное эмоциональное отношение к проблеме.
2) Общий вывод о значимости / решаемости / масштабе проблемы.
3) О связи аргументов с проблемой.
4) Ещё раз переформулированный тезис.
Слайд 18Прочитай своё сочинение и ответь на вопросы
1. Я сформулировал проблему?
2. Я
написал так, что эксперту будет понятно то, что он читает именно формулировку проблемы (то есть употребил ли я слова «проблема» или «вопрос»)?
3. Я прокомментировал именно ту проблему, которую сформулировал?
4. Комментируя проблему, я опирался на исходный текст, то есть привёл не менее ДВУХ примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы?
5. Я в комментарии отразил авторскую точку зрения по поводу актуальности проблемы, её связи с другими проблемами, степени сложности проблемы и т.д.?
6. Я комментировал текст, а не пересказывал его?
7. Я цитировал отдельные слова / словосочетания / фрагменты предложений исходного текста и цитаты не составляют бóльшую часть моего комментария?
Слайд 198. Я написал так, что эксперту будет понятно то, что он
читает именно комментарий к проблеме (то есть употребил ли я слова «комментируя данную проблему, можно сказать…» и т.п.)?
9. Формулируя позицию автора по проблеме, я опирался на исходный текст?
10. Я написал так, что эксперту будет понятно то, что он читает именно позицию автора по проблеме (то есть употребил ли я слова «позиция автора», «точка зрения автора» и т.п.)?
11. Я написал о том, что согласен / не согласен с позицией автора?
12. Я написал о своём согласии / несогласии с позицией автора именно по той проблеме, которую сформулировал и прокомментировал?
13. Я написал, с чем именно я согласен / не согласен в позиции автора по обсуждаемой проблеме?
14. Я привёл как минимум ДВА аргумента?
15. Один из приведённых мною аргументов взят из читательского опыта?
16. Для аргумента из читательского опыта я указал название произведения и его автора?
17. Привлекая информацию из читательского опыта, я опирался на позицию автора привлекаемого источника?
Слайд 2018. Привлекая житейский опыт, я пишу о похожем по сути, а
не об идентичном тому, о котором пишет автор исходного текста, событии?
19. Я написал так, что эксперту будет понятно то, что он читает именно о моей позиции по проблеме (то есть употребил ли я слова «я полагаю / считаю / придерживаюсь той точки зрения, что…» и т.п.)?
20. Я написал так, что эксперту будет понятно то, что он читает именно аргументацию к моей точке зрения по проблеме (то есть употребил ли я слова «для доказательства этой мысли обратимся к…», «в качестве доказательства этого тезиса рассмотрим…» и т.п.)?
21. Каждый новый Шаг в сочинении начинается с нового абзаца?
22. Твоё сочинение является целостным рассуждением? Сочинение не распадается на отдельные части? Все ли элементы в нём связаны?
23. Логичен ли переход от абзаца к абзацу?
24. Я проверил сочинение на отсутствие орфографических ошибок?
25. Я проверил сочинение на пунктуационные ошибки?
26. Выполнил ли я требования Критериев 6 и 9-12 оценивания ответа на задание 25?
Слайд 21Как сформулировать проблему, если прямых вопросов в тексте нет?
Можно опереться на
первое предложение