Слайд 1Сложноподчиненные предложения
с придаточным определительным
Учитель русского языка и литературы Особова О.Н.,
МБОУ СОШ № 16, г-к. Анапа
Слайд 2Орфографическая работа
Таинстве…ая прелесть, сорва…ые листья, осе…ие цветы, обожже…ые дыханием осени, невида…ая
красота, багря…о расцветают, медле…ое круженье, глухо шепчет со…ый лес.
Определите, какая орфограмма присутствует в этой орфографической работе, объясните ее, добавьте по 3 своих словосочетания.
Слайд 3Актуализация знаний
- Дайте определение разных типов связи в словосочетаниях, определите тип
связи в предложенных словосочетаниях.
- Какое из них не словосочетание? - Составьте предложения с одним из словосочетаний, разберите по членам.
- Вспомните, что такое определение.
Слайд 5Определение
Второстепенный член предложения,
который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?
который? чей?, называется определением .
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком…
(Сергей Есенин)
Слайд 6Работа с предложением из стихотворных строк А.С.Пушкина, чтение, запись второго предложения
Мне
видится мое селенье,
Мое Захарово; оно
С заборами в реке волнистой,
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено.
На холме домик мой: с балкона
Могу сойти в веселый сад,
Где вместе Флора и Помона
Цветы с плодами мне дарят,
Где старых кленов темный ряд
Возносится до небосклона,
И глухо тополы шумят…
Слайд 7Закрепление новых знаний
Выписать из предложений СПП спридаточным определительным, выделить грамматическую основу,
составить схему.
1. С тех пор, как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм… (М.Ю.Лермонтов)
2. Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. (Н.В.Гоголь)
3. Когда шуршат в овраге лопухи и никнет гроздь рябины желто-красной, слагаю я веселые стихи. (А.А.Ахматова)
Слайд 81. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что месяц заслушался
его посреди неба.
(Н.В.Гоголь)
2. Чуть утро осветило пушки и леса синие верхушки, французы тут как тут. (М.Ю.Лермонтов)
3. Берег, в виду которого шли мы, зарылся в туманах.
(И.А.Гончаров)
1. На обрыве, что возвышался сзади в светлом небе, чернела одинокая скамья (И.А.Бунин)
2. Мне показалось, что в тоне его чувствуется какая-то неловкость. (В.Г.Короленко)
3. По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени. (М.М.Пришвин)
1.Говорят, что человеку время от времени полезно пожить в одиночестве. (К.Г.Паустовский)
2. Сделалась такая метель, что он ничего не видел.
(А.С.Пушкин)
3. Вдруг мне показалось, как будто в комнате слабо и жалобно прозвенела струна. (И.С.Тургенев)
Слайд 9Замените причастный оборот придаточным определительным:
1. Яркие звезды, бежавшие по макушкам деревьев,
теперь остановились.
2. Московское училище живописи и ваяния, основанное в 1933 году, называли иногда «второй Академией художеств».
3. А.И.Куинджи был из мастеров, умевших схватить, запечатлеть моменты проявления наивысшей красоты природы.
Слайд 10В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом.
1.
Крупные капли дождя, которые резко стучали по верху кибитки, отзывались головной болью, мешали уснуть.
2. Прикрикнув на дочь, которая расшалилась не на шутку, Степанида тяжело опустилась на лавку и грустно покачала головой.
3. Благодаря своей цепкой памяти на лица Александров мог вспомнить любого человека, которого когда-то видел.
Слайд 11Закончите предложения:
- Урок, на котором мы изучали СПП с придаточным определительным,
……
- Тема, над которой мы работали, …..
- Трудности, с которыми я столкнулся, связаны с ….
- Какими были предыдущие 3 предложения?
Слайд 12Список литературы
-Тесты по грамматике русского языка: в 2 частях/Н.Г.Ткаченко.-М.: АЙРИС-пресс, 2014.
http://school-assistant.ru
http://videotutor-rusyaz.ru