Презентация, доклад по русскому языку Подготовка к итоговому собеседованию в 9 классе

Содержание

Устное собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Планируется, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников девятых классов допуском к

Слайд 1Устное собеседование
по русскому

языку
в 9 классе
Устное собеседование        по русскому языку

Слайд 2Устное собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания

русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Планируется, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников девятых классов допуском к государственной итоговой аттестации

«Вы помните слова президента России Владимира Путина о том, что движение страны вперед определяют люди. Мы будем говорить о людях и читать тексты о людях, которые жили и живут среди нас. Это люди, которые составляют славу нашей страны,»- Ирина Цыбулько, руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку. 

Устное собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки

Слайд 3Устное собеседование
Хронология собеседования:

Аудитория ожидания (участники + организатор в аудитории)
Перемещение (участник +

организатор вне аудитории)
Аудитория для собеседования:
- участник собеседования;
- экзаменатор-собеседник (не учитель русского языка);
- экзаменатор-эксперт (только учитель русского языка).

Устное собеседованиеХронология собеседования:Аудитория ожидания (участники + организатор в аудитории)Перемещение (участник + организатор вне аудитории)Аудитория для собеседования:

Слайд 4Устное собеседование
Экзаменационные материалы:

Материалы для участника (индивидуальный пакет КИМ).
Материалы для экзаменатора-собеседника (карточки

по каждой теме беседы).
Материалы для экзаменатора-эксперта (протоколы, бланки).

Устное собеседованиеЭкзаменационные материалы:Материалы для участника (индивидуальный пакет КИМ).Материалы для экзаменатора-собеседника (карточки по каждой теме беседы).Материалы для экзаменатора-эксперта

Слайд 8Экзаменатор – собеседник должен
быть компетентен во многих областях;
уметь вести диалог;
суметь

«разговорить» ребёнка;
уметь войти в доверие, психологически настроить ребёнка на диалог;
доброжелательно вести диалог;
не исправлять ошибки, не вмешиваться в речь участника;
апеллировать к личному опыту ребёнка, его эмоциям.
 
Экзаменатор – собеседник долженбыть компетентен во многих областях; уметь вести диалог;суметь «разговорить» ребёнка;уметь войти в доверие, психологически

Слайд 9Инструкция по выполнению заданий
Устное собеседование по русскому языку состоит из четырёх

заданий.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста.
Время на подготовку –2 минуты. Чтение текста не более 3 минут.
Задание 2 - пересказ текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты)
Время на подготовку – 1 минута.
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы:
• описание фотографии;
• повествование на основе жизненного опыта;
• рассуждение по одной из сформулированных проблем.

Время на подготовку – 1 минута.
Задание 4
Участие в беседе по теме предыдущего задания. Экзаменатор предложит ответить на три вопроса.
Общее время ответа (включая время на подготовку) – 15 минут.
На протяжении всего времени ответа ведётся аудио- и видеозапись.
Инструкция по выполнению заданийУстное собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий.Задание 1 – чтение вслух небольшого

Слайд 10План работы над выразительным чтением и пересказом:
рациональное использование времени на

подготовку заданий 1 и 2
(2 минуты + 1 минута)

Важно при подготовке к выразительному чтению и пересказу наиболее рационально использовать время (в общей сложности 3 минуты):
первое чтение текста (лучше шёпотом, четко проговаривая слова);
второе чтение текста с концентрацией внимания на паузах, интонации, ударениях;
обозначение (записывание на черновик) абзацев (составление плана), имен, дат, ключевых слов.
Ключевые слова:
в тексте-повествовании: глаголы, деепричастия и наречия;
в тексте-описании: существительные, прилагательные и причастия;
в тексте-рассуждении: слова со значением логической последовательности явлений, событий, фактов, мысли.

План работы над выразительным чтением и пересказом: рациональное использование времени на подготовку заданий 1 и 2(2 минуты

Слайд 11Обратите внимание!
Типичные ошибки при чтении текста!

• Медленный темп чтения, монотонная интонация; •

неправильное прочтение окончания зависимого слова; • искажение слов; • замена слов по смыслу; • неправильная постановка ударения; • неправильная грамматическая форма числительного в косвенном падеже; • замена целых слов по оптическому сходству. • Пропуски: а) слов; б) слогов; в) букв; • Перестановки: а) слов; б) слогов; в) букв и т.п.
Обратите внимание! Типичные ошибки при чтении текста!• Медленный темп чтения, монотонная интонация; • неправильное прочтение окончания зависимого

Слайд 12Задание №1. Чтение

Задание №1. Чтение

Слайд 13Экзаменационное задание:
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова ФИО о

ФИО. (Исходный текст убирается, но остаётся черновик с пометками )
Время на подготовку – 1 минута
Советы для подготовки пересказа
еще раз прочитайте текст и устно сформулируйте его основную мысль;
пронумеруйте количество абзацев (Запомните: сколько абзацев, столько и микротем!);
пользуйтесь записями, сделанными во время подготовки к выразительному чтению;
перескажите текст, логично и уместно включив приведенное высказывание;
заучивать или записывать цитату, которую нужно вставить в текст, не надо;
нельзя просто «прилепить» цитату к тексту, она должна быть органично «привязана» к содержанию.

Задание 2:

пересказ текста с привлечением дополнительной информации.

Экзаменационное задание:Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова ФИО о ФИО. (Исходный текст убирается, но остаётся

Слайд 14Введение высказывания в текст пересказа: речевые клише
(уместнее ввести предложенное высказывание в

конце пересказа)
Пересказ + речевое клише:
удивительно точно об этом человеке (назвать) было сказано известным писателем ФИО… : «высказывание»;
говоря об этом удивительном человеке, нельзя не вспомнить высказывание ФИО: «высказывание»;
всё то, о чём мы сейчас говорили, находит подтверждение в словах ФИО, который сказал: «высказывание»;
оценивая вклад ФИО (имя героя текста) в …, ФИО (автор цитаты) говорил: «высказывание»;
как утверждал ФИО (автор цитаты), «высказывание»
ФИО (автор цитаты) считал, что «высказывание» и т.п.

Введение высказывания в текст пересказа: речевые клише(уместнее ввести предложенное высказывание в конце пересказа)Пересказ + речевое клише: удивительно

Слайд 15
Задание 2 Критерии оценивания

Задание 2    Критерии оценивания

Слайд 16
Задание №1 и №2. Чтение. Пересказ

Задание №1 и №2. Чтение. Пересказ

Слайд 17Задание 3: монологическое высказывание
Экзаменационное задание:
Выберите одну из предложенных тем беседы.
Время

на подготовку – 1 минута
Время на монологическое высказывание – не более 3 минут
Задание на выбор:
1. Описание фотографии.
2. Повествование на основе жизненного опыта.
3. Рассуждение по поставленному вопросу.

Нужно выбрать одну тему их трёх.
Высказывание нужно строить в соответствии с выбранным типом речи.
При монологическом высказывании нельзя допускать искажений слов, орфоэпических, грамматических и речевых ошибок, нельзя использовать сленг, речевые конструкции должны быть разнообразны.
Рассказ должен состоять из 10 предложений.

Задание 3: монологическое высказывание Экзаменационное задание:Выберите одну из предложенных тем беседы.Время на подготовку – 1 минута Время

Слайд 18Композиция текста-описания
1. Общее представление о предмете.
2. Отдельные признаки предмета.
3. Авторская оценка,

вывод, заключение.
Композиция текста-повествования
1. Завязка (начало событий).
2. Развитие действия.
3. Кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии действия).
4. Развязка (итог событий).
Композиция текста-рассуждения
1. Тезис (мысль, требующая доказательства или опровержения).
2. Обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры).
3. Вывод.
Композиция текста-описания1. Общее представление о предмете.2. Отдельные признаки предмета.3. Авторская оценка, вывод, заключение.Композиция текста-повествования1. Завязка (начало событий).2.

Слайд 19Задание 3. Монологическое высказывание. Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше

высказывание должно занимать не более 3 минут. Выберите один из предложенных вариантов беседы:
-Праздник (на основе описания фотографии).
-Ваш друг (повествование на основе жизненного опыта).
-Твоё любимое произведение (рассуждение по поставленному вопросу).

Не забудьте описать
 место и время проведения праздника;
 событие, которому, по Вашему мнению, посвящён праздник;
 присутствующих на празднике;
 общую атмосферу праздника и настроение участников.

Задание 3. Монологическое высказывание. Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3

Слайд 20Советы ученикам для описания фотографии
1.
Речевые клише
Вступление

Советы ученикам для описания фотографии1. Речевые клишеВступление

Слайд 21

Советы ученикам для описания фотографии
1. Начните с:
замысла, который фотограф воплотил (какова его цель: зачем он сделал этот снимок?);
описания того, кто (или что) изображен;
2. Используйте существительные (синонимы), числительные и слова, называющие количество (группа, класс, семья, команда).
3. Не говорите того, чего нет на фотографии.
4. При подготовке запишите в столбик ключевые слова, которые лягут в основу Вашего монологического высказывания, например:
интересная история,
фотография на память,
смысловой центр,
передний и задний план,
цветовой ряд (краски, оттенки, настроение),
яркое впечатление, сохранённое на снимке.
5. Обратите внимание, как изображены предметы:
опишите фон, позы, цветовые эффекты;
ответьте на вопросы, где и когда сделан снимок (внутри помещения сделан кадр (какого?) или на свежем воздухе),
укажите, если это возможно, время, зафиксированное на фотографии.
6. Расскажите, что происходит на фотографии, не избегайте глаголов:
если на снимке заснят человек, то расскажите о его действиях (стоит, лежит, бежит, смотрит (на что? куда?), плачет или смеётся, восторгается и т.п.)
опишите направление взгляда (в камеру, вверх, вниз, в сторону и т.д.)
если на снимке заснято несколько человек, то назовите того, кто, на Ваш взгляд, выделяется (чем?); расскажите, чем заняты остальные.
7. Укажите, какова тема фотографии (чему посвящена фотография?).
8. Дайте оценку фотокадру, используя имена прилагательные.
9. Проверьте, на все ли вопросы, которые вам предложены в карточке, вы ответили.
10. Завершите свое монологическое высказывание описанием настроения, которое вызвала фотография.
Советы ученикам для описания фотографии1.

Слайд 22Советы ученикам для создания текста-повествования
1. При подготовке к этому варианту монологического

высказывания задайте себе вопросы:
Какова тема монологического высказывания?
О каком событии из своей жизни будете рассказывать?
Что случилось? Когда произошло? Где? Кто его участники?
Как событие готовилось? Что было с самого начала? Что происходило потом?
Какой момент был кульминационным в развитии событий?
Чем закончилась эта история (путешествие, мероприятие и т.п.)?
2. Сформулируйте основную мысль своего монологического высказывания (зачем?).
3. Подумайте, с чего можно начать рассказ (вступление).
4. Определите, о чём будете говорить в основной части (где, когда, как развивалось действие и какое событие было самым напряжённым? Чем всё завершилось?)
5. Подумайте, как можно закончить рассказ (концовка).

Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего.
Не забудьте рассказать
в каком музее Вы были;
когда и с кем;
что Вы увидели;
что понравилось и запомнилось больше всего.

Повествование

Советы ученикам для создания текста-повествования1. При подготовке к этому варианту монологического высказывания задайте себе вопросы:Какова тема монологического

Слайд 23Советы ученикам для создания текста-рассуждения
.
1. Внимательно прочитайте главный вопрос задания и

вопросы, которые даны на карточке участника экзамена.
2. Определите тему монологического высказывания (о чём?) и основную мысль (зачем?).
3. Вспомните структуру текста-рассуждения.
4. Постройте схему, которая поможет вам раскрыть тему и идею вашего монологического высказывания.
5. Используйте слова и словосочетания, которые «скрепят» ваше высказывание: думаю, мне кажется, на мой взгляд, возможно, вероятно, по-видимому, уверен (уверена) и т.п.
6. Постарайтесь все вопросы, предложенные в карточке участника собеседования, использовать в качестве плана

 

Советы ученикам для создания текста-рассуждения.1. Внимательно прочитайте главный вопрос задания и вопросы, которые даны на карточке участника

Слайд 24Критерии оценивания монологического высказывания

Критерии оценивания монологического высказывания

Слайд 25 Особенности задания 4
По окончании монологического высказывания учащегося экзаменатор-собеседник задаёт три

вопроса по теме. Цель экзаменатора-собеседника – эмоционально расположить экзаменуемого к беседе, стимулировать его языковую деятельность В рамках диалога должны быть заданы три вопроса. Круг возможных вопросов для диалога Тема 1 «Игры детства» 1) Помните ли Вы игры и развлечения своего детства? 2) Какими самыми яркими воспоминаниями детства Вы можете поделиться? 3) Какова, по Вашему мнению, роль детства в судьбе человека? Тема 2 «Спортивное соревнование» 1) Кто Ваш кумир в спорте и почему? 2) Что самое важное для Вас в желании участвовать в спортивных состязаниях и как Вы переживаете свои победы и поражения? 3) Может ли спорт утратить свою актуальность?

Диалог

 Особенности задания 4 По окончании монологического высказывания учащегося экзаменатор-собеседник задаёт три вопроса по теме.  Цель экзаменатора-собеседника

Слайд 26Советы ученикам "Как готовиться к диалогу?"
1. Внимательно прочитайте три вопроса, предложенные

Вам собеседником-экзаменатором, и подчеркните в них ключевые слова.
2. Отвечайте полными предложениями, включая в них часть вопроса.
3. При ответе используйте сложноподчиненные предложения с союзами потому что, так как, если, вследствие того что, несмотря на то что и т.п.
4.Вводите в свои ответы вводные слова и словосочетания: во-первых, во-вторых, наконец, таким образом, я думаю, по-видимому, мне кажется, уверен и т.п.
5. Последний вопрос требует обстоятельного, развёрнутого ответа по схеме : тезис
(вопрос переделать в повествовательное предложение)


причины

следствие
6. При ответе на последний вопрос используйте слова: во-первых, во-вторых, наконец….
7. Темп речи при ответе должен быть средним: не тараторьте, не «мямлите», не делайте длинных пауз, избегайте слов-паразитов.
Советы ученикам

Слайд 27

Критерии оценивания диалога (Д)

Критерии оценивания диалога (Д)

Слайд 28Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2)


Всего за работу – 19 баллов.

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2) Всего за работу – 19 баллов.

Слайд 29Спасибо
за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть