Презентация, доклад по русскому языку на тему Языковые особенности речи жителей поселка Угорье (6 класс)

Содержание

Постановка проблемы. С развитием науки и техники в нашей речи появляются новые слова, речевые обороты, а диалектная лексика уходит в прошлое с теми жителями поселка, которые стареют. Придет время, когда получить информацию будет не у кого.

Слайд 1Выполнила:
Ахмадиева Аделина Руслановна
учащаяся 6 класса


Руководитель:
Колесникова Ирина Михайловна

ГБОУ ООШ пос. Угорье

«Языковые особенности речи жителей поселка Угорье»

Выполнила:Ахмадиева Аделина Руслановнаучащаяся 6 класса            Руководитель:

Слайд 2Постановка проблемы.
С развитием науки и техники в нашей речи появляются

новые слова, речевые обороты, а диалектная лексика уходит в прошлое с теми жителями поселка, которые стареют. Придет время, когда получить информацию будет не у кого. Живое слово народа - это богатейший источник знания о быте и нравах русского народа. Язык народа – это показатель духовного и культурного уровня носителей этого языка, поэтому его необходимо изучать и сохранять.

Актуальность исследования.
В настоящее время молодому поколению не всегда понятен язык старожилов.
Из-за влияния литературного языка на речь, диалекты постепенно уходят из речи, исчезают, их нужно сохранить для будущих поколений.

Постановка проблемы. С развитием науки и техники в нашей речи появляются новые слова, речевые обороты, а диалектная

Слайд 3Цель: изучить особенности речи жителей поселка Угорье.


Объект исследования: речь жителей поселка Угорье.
Предмет исследования: Диалект, диалектные слова и выражения, которые встречаются в речи моих односельчан.
Цель: изучить особенности речи жителей поселка Угорье.

Слайд 4Определение понятий.

Анализ и обобщение.


Наблюдение.
Основные методы исследования:
Анкетирование.
Интервьюирование.

Описательный метод.

Определение понятий.Анализ и обобщение.Наблюдение.Основные методы исследования:Анкетирование.Интервьюирование.Описательный метод.

Слайд 5Задачи:
Изучить историю образования поселка Угорье.
Собрать материал и проанализировать его.
Дать понятие диалектологии

и диалектного слова.

Выявить специфические особенности диалектной лексики старожилов.

Определить степень употребления диалектных слов жителями поселка разных возрастных категорий.

Составить словарик диалектных слов.

Задачи:Изучить историю образования поселка Угорье.Собрать материал и проанализировать его.Дать понятие диалектологии и диалектного слова.Выявить специфические особенности диалектной

Слайд 6Гипотеза:
Моя работа в исследовательской деятельности по изучению диалектной лексики

родного поселка, будет способствовать развитию интереса к живой народной речи и прививать любовь к родному краю.
Гипотеза: Моя работа  в исследовательской деятельности по изучению диалектной лексики родного поселка, будет способствовать развитию интереса

Слайд 7Новизна исследования заключается в попытке выявить особенности диалектных слов старожилов моего

поселка и степень употребления диалектов жителями поселка разного возраста.

Практическая значимость.
Материалы исследования могут быть использованы как на уроках русского языка, обществознания, истории, краеведения, литературы, так и во внеклассной работе.
Составленный мной словарик диалектных слов может быть интересен для лингвистов.

Новизна исследования заключается в попытке выявить особенности диалектных слов старожилов моего поселка и степень употребления диалектов жителями

Слайд 8Диалектология – раздел науки языкознания, изучающий диалекты языка.

Диалектные слова – это

слова, которые используются жителями той или иной местности. Такие слова языковеды называют местными или диалектными (от слова диалект - «говор»). Русские народные говоры имеют в своем составе значительное количество самобытных народных слов, известных только в определенной местности.
Диалектология – раздел науки языкознания, изучающий диалекты языка.Диалектные слова – это слова, которые используются жителями той или

Слайд 9День ведренный
Кочет
День
солнечный

Кулига
Лагушок

Петух

Поляна


Деревянная бочка

День ведренныйКочетДеньсолнечныйКулигаЛагушок ПетухПолянаДеревянная бочка

Слайд 10Начало изучению русских говоров было положено еще в 18 веке. В

середине 19 века ученый А.Н Афанасьев составил сборник «Народные русские сказки», куда вошли сказки, записанные в разных губерниях России со всеми особенностями местных говоров. Тогда же возникла наука, изучающая диалекты – диалектология.

Диалекты - это историческая ценность, сохраняющая особенности языка разных областей России.

В русском языке выделяют три группы диалектов

северорусские

среднерусские

южнорусские

Начало изучению русских говоров было положено еще в 18 веке. В середине 19 века ученый А.Н Афанасьев

Слайд 11В речи односельчан нашего маленького поселка, с численностью населения 240 человек,

встречаются носители всех трех групп диалектов: среднерусского, южнорусского и северного. Этот интересный факт связан с образованием поселка и переездом жителей с разных концов страны.
В речи односельчан нашего маленького поселка, с численностью населения 240 человек, встречаются носители всех трех групп диалектов:

Слайд 12Использование диалектной лексики в речи жителей поселка Угорье.

( возраст 65-85 лет)
Использование диалектной лексики в речи жителей поселка Угорье.

Слайд 13


Интересно отметить,


что все эти жители, прожив долгую жизнь в поселке (в среднем около 45 лет), сохранили говор той местности, где родились и провели детские годы. Хорошо помнят, как говорили их родители. Конечно, диалекты используются не так активно в речи, но фонетические и морфологические особенности говора сохранились.

Интересно отметить,

Слайд 14Языковые особенности диалектной речи жителей поселка Угорье.

Языковые особенности диалектной речи жителей поселка Угорье.

Слайд 15Лексические особенности.
Многие общеупотребительные слова, знакомые нам, выступают в совершенно новых, неожиданных

значениях.
Лексические особенности.Многие общеупотребительные слова, знакомые нам, выступают в совершенно новых, неожиданных значениях.

Слайд 16При появлении у слов словообразовательных приставок и суффиксов, нехарактерных для

литературной нормы, слово приобретает новое лексическое значение и становится диалектным:

сморозить – натворить

задергушки (ср. г.) – занавески;

подшторки (с. г.) - короткие занавески

расхлебянить – широко раскрыть

При появлении  у слов словообразовательных приставок и суффиксов, нехарактерных для литературной нормы, слово  приобретает новое

Слайд 17Некоторые слова, встречающиеся в диалектах, я услышала впервые.


Тымалка (с.

г.) – грязная тряпка, предназначенная для вытаскивания из печи чугунков.

Загнётка – место в печи, куда кладут угли.

Сбередить –поранить.

Сигануть –прыгнуть.


Прясла (ю. г.) –забор

Некоторые слова, встречающиеся в диалектах, я услышала впервые. Тымалка (с. г.) – грязная тряпка, предназначенная для вытаскивания

Слайд 18Результаты опроса жителей поселка по использованию в речи диалектов.

Результаты опроса жителей поселка по использованию в речи диалектов.

Слайд 19Потерять диалектные слова – это значить потерять для истории нашего народа,

истории его духовной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий.

Потерять диалектные слова – это значить потерять для истории нашего народа, истории его духовной культуры, его языка

Слайд 20пос. Угорье

пос. Угорье

Слайд 21Выводы:
1.Диалектные слова распространяются территориально вместе с их носителями и остаются в

речи людей той местности, куда попали.
2.В нашем поселке встречаются носители всех трех групп диалектов: среднерусского, южнорусского и северного. Преобладает среднерусский говор. Этот факт связан с образованием посёлка.
3.При взаимодействии диалекты разных говоров не теряют своей индивидуальности, но взаимно обогащаются. Появляются диалектные слова, которые используют представители трех говоров.
4.Употребление диалектов в речи зависит от возраста человека: чем старше человек, тем больше диалектов в его речи.
5.Необходимо изучать и сохранять
традиции и нормы речи наших предков,
чтобы знать о тех словах и выражениях,
которыми они пользовались.
Выводы:1.Диалектные слова распространяются территориально вместе с их носителями и остаются в речи людей той местности, куда попали.

Слайд 22Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть