Слайд 1ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ :«Лексика с точки зрения ее употребления»
И нет у нас иного достояния!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил,
В дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный-речь.
(И.Бунин)
Слайд 2Есть два рода бессмыслицы :одна происходит от недостатка чувств и мыслей
;другая-от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения.
(А.С.Пушкин)
Язык – это универсальный инструмент. Любой человек должен владеть им. Только владея языком ,математик сможет правильно рассказать о математике . Техник – о своей профессии , ее специфике.
Слово- важнейшая единица языка. Слово называет не только все , что мы делаем , видим , слышим , ощущаем , имеем, но также и то, что понимаем , что затрагивает душу , что существует в человеческом сознании , хранится в памяти , рисуется воображением , о чем передаются сведения от поколения к поколению благодаря летописям, книгам , словарям.
Умело ли мы используем слово в речи?
Слайд 4Что такое общеупотребительная
лексика ?
К общеупотребительным cловам относят известную большинству людей и употребляемую всем населением лексику:
Дом,река, солнце, крыша,озеро;
Слайд 5Необщеупотребительная лексика .
К необщеупотребительной лексике относятся слова, которые известны не всем
людям ,говорящим на данном языке .
Слайд 6 ДИАЛЕКТИЗМЫ
Диалектизмы –
это слова , свойственные местным говорам .Их используют в художественной литературе для передачи местного колорита , для речевой характеристики героев:
Гуторить - разговаривать ; кочет-петух ;
Слайд 7 Профессионализмы
Профессионализмы – это слова,
употребляемые в определенных сферах деятельности и производства , орудий и предметов труда , свойственных какой- либо профессии . Используются в основном в научном стиле речи : теория , практика , консоль , катушка , паяльник , плата .
Слайд 8Историзмы
Историзмы - это слова , обозначающие предметы или явления действительности, которые
ушли из современной жизни .
С уходом предмета или вещи уходят и называвшие ее слова:
Лакей
Авантажный
Поручик
Архаизмы
Архаизмы- это слова, обозначающие предметы или явления, которые существуют в современной жизни , но имеют другие названия:
Ланиты – Щеки; Сей – Этот ;Челобитная – Прошение;
Давеча – Недавно,Накануне.
Слайд 10Неологизмы
Неологизмы - это вновь созданные слова , служащие для обозначения.
Новых предметов и явлений :
Компьютер; Дискета ;Марсоход;
Слайд 11 Жаргонизмы
Жаргонизмы
– это слова и выражения , выходящие за пределы установленной нормы литературного языка и относящиеся к какому либо жаргону – разновидности речи группы людей , объединенных какими-либо интересами,привычками , социальным положением , профессиональной сферой :
Жаргон медиков : Конская стопа – парез; синяк – пьяница;
Жаргон молодежи: Чувак ,Тусоваться , Ништяк , Грины.
Воровской закон: обувать, лох, маза, стукач.
Слайд 12 Экзотизмы
Экзотизмы
– это употребляемые в русском языке иноязычные слова, которые называют явления жизни, быта, культуры, предметы обихода; учреждения, должности, звания, профессии людей; блюда:
Пончо – ‘латиноамериканская одежда’, сиеста – ‘послеобеденный отдых’
Слайд 13 Интернационализмы
Интернационализмы – это слова,
заимствованные русским языком, но употребляемые в том же значении в других языках: синьора, мисс, леди – обращение к женщинам; Интернет, офис, дилер, мониторинг, супермаркет.
Я мог бы продолжить ряд необщеупотребительной лексики. Например, сленг- это тоже жаргон, только молодежный :
Облом – когда действительное не совпало с ожиданием.
• Тормоз, тупак – тупой.
• В натуре, – убеждение.
• Чувак, чувачок – парень, парнишка.
Слайд 14Исследование
Сленг- молодежный жаргон
Провел исследование в молодежной среде: транспорте,техникуме среди
сокурсников .
Диаграмма показала,что 80% людей считают, что сленг засоряет наш язык. Цифра немалая.
Слайд 15
Но есть и другая , свойственная интернету , необщеупотребительная лексика,
которая засоряет наш язык – это интернет. Конечно же, интернет не может быть носителем культуры с его «лайками», «ютюбами» , «анимашками» и т.д. Язык интернета может лишь вызывать «агрессию» к языковому просвещению . Только проверенная наукой языковая информация из интернета может послужить во благо носителям языка.
Вывод: Но та и другая лексика никак не влияет на языковые процессы современного литературного языка, так как и молодежный жаргон со временем уходит , и лексика интернета не является общепринятой.
Засоряют язык скорее «совковые выражения» ( в натуре,наезжать…); нецензурная брань – словесный мусор, который не украшает нашу речь и характеризует прежде всего носителя этой речи . Ведь культура речи имеет отношение к культуре человека вообще.
HD 1680×1050
Н
Слайд 16Исследование
Провел исследование:
на сколько же высок уровень культуры речи среди студентов группы
Т -14 .
Диаграмма показала низкий уровень культуры речи студентов. А ведь это наша культура вообще.
Причина: мала читаем, плохо владеем языком.
Необходимо чаще обращаться к эталонам правильной речи, произведения литературы.
Слайд 17Понаблюдаем на примере текста, как употребляемые в тексте слова влияют на
наше понимание его содержания .
Каштанка бегала взад и вперед и не находила хозяина ,а между тем становилось темно . По обе стороны улицы зажглись фонари , и в окнах домов загорелись огни . Шел крупный пушистый снег и красил в белое мостовую , лошадиные спины, шапки извозчиков , и чем больше темнел воздух , тем более становились предметы. Мимо Каштанки , заслоняя ее поле зрения и толкая ее ногами , безостановочно взад и вперед проходили не знакомые заказчики …Целодневное путешествие с Лукой Александровичем утомило ее , уши и лапы ее озябли , и к тому же еще она была ужасно голодна . За весь день ей приходилось жевать только два раза : покушала у переклетчика немножко клейстеру , да в одном из трактиров около прилавка нашла колбасную кожицу –вот и всё.
А.П Чехов «Каштанка».
Слайд 18Действительно,в тексте нет непонятных слов , есть только слова конкретного значения
(Фонари,дома,снег,воздух,лошади,спины). Читатель представляет обстановку, в которой оказалась Каштанка : Улица , со всеми обычными для нее атрибутами того времени…
Мы видим первые особенности данного текста, указывающие, что это не наше время . (Лощадиные спины , шапки извозчиков) редко в наше время увидишь лошадь на улице. Все указано в мн.ч , историзм извозчик- позволяет утверждать , что это было давно.
О времени года мы судим по словам : снег,шапки и темно,зажглись фонари , в окнах огни. Несмотря на то, что перед читателем такая красивая картина , нас не покидает чувство тревоги . В первом предложении мы видим испуг Каштанки (бегала взад и вперед, не находила хозяина). Посмотрите какая замечательная писательская находка : весь мир собачки поделен на «свое» ( хозяин-столяр) и «чужое» (заказчики). Заказчики – незнакомцы , чужие. Кроме того красоту вечера трудно оценить в состоянии далеко от благополучного.
Слайд 19ВЫВОД:
Исследуя данную проблему, я пришел к выводу, что действительно, язык-это универсальный
инструмент , возможности которого, если ты им владеешь, безграничны. Ведь знания языка не сводятся к «вызубриванию» правил правописания, грамотному письму, умению писать, хотя и это важно при создании речевого произведения. Но у многих носителей языка возникает трудность в использовании языковых единиц в различных условиях речевого общения. То ли незнание языка, то ли отсутствие речевой культуры ,и культуры вообще, не позволяют им сделать свою речь грамотной, точной, выразительной, уместной.
Слово – «строительный материал» языка, и каждое слово занимает свое место в речевом произведении.
Слайд 20«Только любящий свой язык, то есть в совершенстве владеющий им, открывает
свои возможности, открывает пути. Язык надо любить и неустанно изучать в его совершенных образцах, но вместе с тем и бороться с ним, стремясь найти способы выражения новых мыслей»
Известный русский языковед Л.Щерба
Слайд 21Используемая литература:
1.Подгаецкая М.М.,Постникова И.И. Необъятный мир слова.-М.,1995.
2.Рождественский Ю.В.Техника,культура,язык.-М.,1993.
3.Сахарный Л.В.К тайнам мысли
и слова: Книга для внеклассного чтения. 8-10 класс.
4.Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи.-М.,1996.
5.Соколова В.В. Культура речи и культура общения.-М.,1995.
6.Е.С.Антонова, Т.М.Воителева . Русский язык и культура речи.М.,-изд.»Академия»,2010.
7.Солганик Г.Я. От слова к тексту.-М.,1993.
8.Ресурсы интернета.