Презентация, доклад по русскому языку на тему Орфографические правила

Содержание

Определим тему урока. Переписка— «Здравствуйте, Герман! Я представляю крупную финансовую компанию, занимающуюся продвижением акций на бирже. Вы удевитесь, но мы знаем, как увеличить ваш доход. Скажу больше, мы гарантируем выгодное влажение ваших денег. Это не шутка. Скажите для начала — как я могу к вам обращаться?» Ответ: —

Слайд 1Преподаватель:
Половинкина Ирина Вячеславовна
Орфографические правила.

Преподаватель:Половинкина Ирина Вячеславовна Орфографические правила.

Слайд 2Определим тему урока.
Переписка
— «Здравствуйте, Герман! Я представляю крупную финансовую компанию, занимающуюся продвижением

акций на бирже. Вы удевитесь, но мы знаем, как увеличить ваш доход. Скажу больше, мы гарантируем выгодное влажение ваших денег. Это не шутка. Скажите для начала — как я могу к вам обращаться?»
Ответ: — «Здравствуйте. Можете обращаться ко мне просто: „Ваше Высокопреосвященство“. Вы удивитесь, но слово „удевитесь“ пишется через „И“, а не через „Е“. Скажу больше, „влАжение“ пишется через „О“, если, конечно, вы не подразумеваете слово „лажа“. Денег я вам не дам. Владимир Иванович не разрешает» — «Какой Владимир Иванович?» — «Даль» — «Какая даль?!» — «Бесконечная, блин!
(В страну Русского языка!»
Определим тему урока. Переписка— «Здравствуйте, Герман! Я представляю крупную финансовую компанию, занимающуюся продвижением акций на бирже. Вы удевитесь, но мы знаем, как увеличить

Слайд 3Владимир Иванович Даль (1801-1872)

Владимир Иванович Даль (1801-1872)

Слайд 4Известный лингвист  Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают

люди, а грамматика – как они думают».


После кораблекрушения посылает человек записку в бутылке: «Я на необитаемом острове, помогите выбратся, вы моя единственная надежда».
Бутылка возвращается через 3 года: «ться».

Грамотность - это вежливость автора по отношению к читателю. (Стас Янковский)

Известный лингвист  Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они

Слайд 5« А ты умеешь читать? » – спросила меня Агафья. Все трое с

любопытством ждали, что я отвечу. Я сказала, что умею читать и писать. Это, нам показалось, несколько разочаровало старика и сестер, считавших, как видно, умение читать и писать исключительным даром.. »


Василий Михайлович Песков. Таежный тупик
« А ты умеешь читать? » – спросила меня Агафья. Все трое с любопытством ждали, что я отвечу. Я сказала, что

Слайд 6Из кинофильма «Весна на Заречной улице»:
«Итак, разбирая этот пример, мы убедились —

уж коли берёшься писать на доске, то пиши так, чтоб ни ты, ни доска не краснели!»

Мне сечас недо улыпки
Мне сечас недо улыпки У миня опять ошипки Но какието они Неродные не мои
Я с перва претположил Что их ктой то подложил Накедал в мою тетратку В совершеном безпорядке
Я свои ошипки знаю И всегда их изправляю А чужии как искать Можно голову сламать
Если кто ни буть поможет И найти ошипки сможет Поддарю их бес труда На совсем и на всегда
Сергей Никифоров-Старший

Из кинофильма «Весна на Заречной улице»:«Итак, разбирая этот пример, мы убедились — уж коли берёшься писать на доске, то пиши так,

Слайд 7Лев Владимирович Щерба:

«Нам, филологам, было, конечно, всегда понятно, что орфография

есть вещь условная и меняющаяся во времени; но широкие круги грамотных людей считали её покоящейся на каких-то незыблемых основаниях.»

Лев Владимирович Щерба:  «Нам, филологам, было, конечно, всегда понятно, что орфография есть вещь условная и меняющаяся во времени; но широкие

Слайд 8Цель урока -


.

1)знакомство с принципами русской орфографии и их функционированием в языке;
2)обобщение и систематизация орфографических правил;
3)совершенствование учебно-языковых умений и навыков;
4)воспитание сознательного и бережного отношения к языку как явлению культуры, интереса к будущей профессии.

Задачи: 1)выделить основные принципы русской орфографии и проследить их функционирование в языке;
2) выработать умение соотносить орфограмму в слове с принципом написания;
3)выполнить комплексный анализ текста;
4)провести словарную и орфографическую работы, направленные на повышение грамотности и словарного запаса.

Цель урока -

Слайд 9План:
1.Орфография.
2.Принципы русской орфографии:
а)фонематический;
Б)морфологический;
в)традиционный;
г)дифференцирующий.

План:1.Орфография.2.Принципы русской орфографии:а)фонематический;Б)морфологический;в)традиционный;г)дифференцирующий.

Слайд 10Орфографический словарь
Указывает норму написания слов какого-либо языка в соответствии с системой

правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме.
Орфографический словарьУказывает норму написания слов какого-либо языка в соответствии с системой правил, определяющих единообразие способов передачи речи

Слайд 13Орфография (от греческого opto «правильный» и «grapho» пишу) — это совокупность

правил, устанавливающих единообразие способов передачи речи на письме.
В русской орфографии выделяют следующие разделы:
а) правописание значимых частей слова: корней, приставок, суффиксов и окончаний;

б) слитное, раздельное и дефисное написание слов и их частей;

в) употребление строчных и прописных букв;

г) правила переноса слов;

д)графическое сокращение слов.
Орфография (от греческого opto «правильный» и «grapho» пишу) — это совокупность правил, устанавливающих единообразие способов передачи речи

Слайд 14Принципы русской орфографии

Принципы русской орфографии

Слайд 15Словарь
Принцип –
1)
А) Основное исходное положение какой – либо научной системы,

теории.
Б) Основной закон какой – либо точной науки.

2) Внутренняя убежденность в чем – либо, норма или правило поведения.

3) Основная особенность устройства какого – либо механизма, прибора.
СловарьПринцип –1) А) Основное исходное положение какой – либо научной системы, теории.Б) Основной закон какой – либо

Слайд 16Каждый раздел орфографии характеризуется определенными принципами.

Принципы орфографии - это языковые закономерности,

лежащие в основе одного или нескольких правил.

1.Фонематический принцип обеспечивает одинаковое написание букв, обозначающих звуки, состоящие как в сильной, так и в слабой позиции.
К фонемным правилам, то есть правилам, основанным на фонематическом принципе, относятся те, которые действует при правописании приставок:
- приставки на -з/с;
гласные «и/ы» после приставок на согласный;
приставки раз-рас, роз-рос.


Каждый раздел орфографии характеризуется определенными принципами.Принципы орфографии - это языковые закономерности, лежащие в основе одного или нескольких

Слайд 17З, С на конце приставок
З
С
без-/бес-
воз-/вос-
из-/ис-
низ-/нис-
раз-/рас-
чрез-/чрес-
Безвестный
Воззвание
Избежать
Бесцветный
Воспеть
Исчезнуть
Запомни!

сделать
сбить
сжечь
Перед
звонкими
согласными
Перед
глухими
согласными

З, С на конце приставокЗСбез-/бес-воз-/вос-из-/ис-низ-/нис-раз-/рас-чрез-/чрес-БезвестныйВоззваниеИзбежать Бесцветный ВоспетьИсчезнутьЗапомни!сделатьсбитьсжечьПеред звонкими согласнымиПеред глухими согласными

Слайд 18В приставках -раз- (-рас-) - -роз- (-рос-) под ударением пишется О,

без ударения - А:
раздать – розданный

Приставка С- пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными:
стереть - сделать
В приставках -раз- (-рас-) - -роз- (-рос-) под ударением пишется О, без ударения - А: раздать –

Слайд 19Гласные Ы и И после приставок

Гласные Ы и И после приставок

Слайд 20Запомнить:
Взирать
Изымать
Отнимать
Подымать
Поднимать
Отымать
Снимать

Запомнить:  ВзиратьИзыматьОтниматьПодыматьПодниматьОтыматьСнимать

Слайд 212.Морфологический - сохраняется единообразное написание всех значащих частей слова (морфем, то

есть приставок, корней, суффиксов и окончаний) с учетом принадлежности слова к определенной части речи, несмотря на различие в их произношении.
К правилам, основанным на морфологическом принципе, относятся:
-правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением воды, вода, водяной;
-приставок поезд, поехал, поезжай (приставка по- в этих словах пишется одинаково, вне зависимости от произношения, так как имеет значение, указывающее на время или способ действия);
-суффиксов дубовый, березовый (суффикс -ов-, производящий прилагательные со значением принадлежности, пишется одинаково, несмотря на разницу в произношении;
-окончаний столом, стулом (окончание -ом пишется одинаково, несмотря на различие в произношении, ибо указывает на одну и ту же форму существительного мужского рода, а именно творительный падеж единственного числа).

2.Морфологический - сохраняется единообразное написание всех значащих частей слова (морфем, то есть приставок, корней, суффиксов и окончаний)

Слайд 22На морфологическом принципе основываются следующие орфографические правила:
1)написание безударных гласных, проверяемых ударением: (в

корнях слов: во׳дный – вода׳ – водяно́й – наводне́ние ; в служебных морфемах: о׳т-мель и от-бо́й, мудр-е׳ц иста́р-ец, на стол-е׳ и на сту́л-е).
2)написание звонких и глухих согласных на конце слова (луг– луга, лук – лука) и в корне слова перед согласными (лавка – лавок, сковородка – сковородок);
3)написание проверяемых непроизносимых согласных (поздний – опоздать, лестный – лесть);
4)написание приставок на согласный, исключая приставки на з (отдать как отловить, надстроить как надломить и т. д.);
5)употребление буквы ё после шипящих в ударной позиции в корнях слов, а также в суффиксах глаголов и отглагольных слов (ночёвка – ночевать, шёпот – шептать, размежёвка – размежевать);
6)написание твердых и мягких согласных в сочетаниях с мягкими согласными (мостик – мост, но восьми – восьмой);
7)написание безударных окончаний имен существительных, которые обычно проверяются по ударяемым окончаниям существительных того же склонения и в той же падежной форме (ср.: в дере׳вне, в па׳рке – в седле׳; в ра׳дости – в степи׳; в не׳бе – в ведре׳ и т. п.).
На морфологическом принципе основываются следующие орфографические правила:1)написание безударных гласных, проверяемых ударением: (в корнях слов: во׳дный – вода׳ – водяно́й –

Слайд 23Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

далекий – даль

визгливый – визг

соединение

-единый

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы эта гласная оказалась под ударением.
Например: синеть – синий, водить – водит.

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударениемдалекий – дальвизгливый – визгсоединение -единыйЧтобы проверить безударную гласную в корне

Слайд 24СОГЛАСНЫЕ

СОГЛАСНЫЕ

Слайд 25ЗВОНКИЕ-ГЛУХИЕ
изменить слово или подобрать родственное так, чтобы за согласным следовал гласный
мороз

– морозы
коробка - коробочка

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ
подобрать родственное слово, в котором эти согласные произносятся чётко (или нет!)
Сердце – сердечко
Ужасный – ужасен

ЗВОНКИЕ-ГЛУХИЕизменить слово или подобрать родственное так, чтобы за согласным следовал гласныймороз – морозыкоробка - коробочкаНЕПРОИЗНОСИМЫЕ подобрать родственное

Слайд 26.
3.Традиционный (исторический) принцип русской орфографии заключается в том, что то или

иное написание обусловлено законами языка на определенном этапе его исторического развития.
В современном языке такие написания сохраняются по традиции

Написание безударных гласных, не проверяемых ударением, определяется по орфографическому словарю

В…стибюль, акк…мп…немент, об…яние, нав…ждение, возр…жать, ди…пазон, пан…рама, п…риферия, ув…ртюра, эксп…римент, импр…визация, к…мб…незон, экстрав…гантный

.3.Традиционный (исторический) принцип русской орфографии заключается в том, что то или иное написание обусловлено законами языка на

Слайд 27К традиционным (историческим) написаниям относятся следующие:
1) написание слов (чаще заимствованных) с

непроверяемыми безударными гласными а, о, е, и, я (сапоги, лаборатория, панорама, коллектив, обоняние, винегрет, дирижер, дефицит, интеллигент, смятение, месяц, заяц и т. д.);
2) написание корней с чередующимися гласными а/о, е/и (заря – озарение – зори; загар – загорать – пригарь; прикосновение – касаться; поклон – наклониться – склонение; предложение – прилагать – полог; растение – росток – вырасти – выращенный; проскакать – подскочить – скачок; собирать – соберу; удирать – удеру; блестеть – блистать; отпереть – отпирать, расстелить – расстилать; вытереть – вытирать и др.);
3) написание букв и, е после букв ж, ш и ц (как известно, звуки [ж], [ш] были мягкими до ХІУ века, а [ц] – до ХУІ века): шесть, жесть, лыжи, ширина, шиповник, цель, целый, квалификация, цитата, цирк и др.
4) написание двойных согласных в корнях заимствованных слов (килограмм, коралл, шоссе, барокко, антенна, ассимиляция и др.);
К традиционным (историческим) написаниям относятся следующие:1) написание слов (чаще заимствованных) с непроверяемыми безударными гласными а, о, е, и,

Слайд 285) написание буквы г на месте звука [в] в окончаниях –ого, -его родительного падежа прилагательных

и причастий (сильного, синего, идущего и др.);
6) написание буквы ь после твердых шипящих ж, ш в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в форме изъявительного наклонения (идешь, смотришь, читаешь) и в формах повелительного наклонения (ешь, режь, намажь).
Кроме того, по традиции пишется ь после шипящих на конце наречий, за исключением слов уж, замуж, невтерпеж(лишь, напрочь, точь-в-точь, навзничь, настежь и др.);
7) написание слов с непроверяемыми гласными в сочетаниях оро, оло (молоко, корова);
8) написание отдельных слов (рюкзак, асфальт, вокзал и др.).
5) написание буквы г на месте звука [в] в окончаниях –ого, -его родительного падежа прилагательных и причастий (сильного, синего, идущего и др.);6)

Слайд 29Из истории языка
Слова с неполногласием –старославянские
Слова с неполногласием –старославянские
врата
злато
облако
прах
плёнка
страж
брег


млеко
Из истории языкаСлова с неполногласием –старославянскиеСлова с неполногласием –старославянскиеврата злато облакопрахплёнкастражбрег млеко

Слайд 334.Дифференцирующий принцип написания реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо разграничить

одинаково звучащие слова:

балл (оценка) и бал (танцевальный вечер)

ожёг (глагол) и ожог (существительное)

плачь (глагол) и плач (существительное)

туш (существительное мужского рода) и тушь (существительное женского рода)

орёл (птица) и Орёл (город)
4.Дифференцирующий принцип написания реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо разграничить одинаково звучащие слова: балл (оценка) и

Слайд 34К числу дифференцирующих относятся следующие написания:
1) наличие или отсутствие буквы ь у слов

с основой на шипящий (наличие ь у слов женского рода: дочь, печь, рожь, мощь; отсутствие ь у слов мужского рода: страж, марш, плащ);
2) написание букв о или ё для разграничения имен существительных и глагольных словоформ (ожог, поджог – имена существительные и ожёг, поджёг – глаголы в форме прошедшего времени мужского рода);
3) написание некоторых корней с чередующимися гласными, выбор которых определяется семантикой слова (ср.: макать перо в чернила – вымокнуть под дождем; подровнять (сделать ровным) – выравненный (сделанный равным);
4) написание приставок пре-, при- также зависит от семантики слова (ср.: предать друга – придать форму, преемник (последователь) – приемник (аппарат));

К числу дифференцирующих относятся следующие написания:1) наличие или отсутствие буквы ь у слов с основой на шипящий (наличие ь у слов

Слайд 355) написание окончаний –ом, -ым в форме творительного падежа единственного числа существительных на

–ов, -ин, обозначающих фамилии людей и названия населенных пунктов (ср.: с Сергеем Борисовым – с городом Борисовом);
6) написание ъ, ь зависит от расположения этих букв в слове (ср.: подъезд, объём, предъюбилейный, необъятный – воробьи, вьюнок, льётся, скамья, на скамье);
7) некоторые слитные, раздельные или дефисные написания, с помощью которых уточняются лексико-грамматические значения омонимичных слов (ср.: тоже (союз) – то же(местоимение с частицей), оттого – наречие или часть союза, от того – местоимение с предлогом и т. п.).
5) написание окончаний –ом, -ым в форме творительного падежа единственного числа существительных на –ов, -ин, обозначающих фамилии людей и

Слайд 36Значение приставок

Значение приставок

Слайд 37ЗАПОМНИТЕ написание слов:

ЗАПОМНИТЕ написание слов:

Слайд 381.Укажите слово, в котором гласный пишется в соответствии с традиционным принципом:
А)

страна
Б) батон
В) вожу
Г) целина

2. Укажите слово, написание которого опирается на фонетический принцип написания.
А) подробный
Б) розыгрыш
В) берёзовый
Г) представитель

3. Укажите слово, написание которого соответствует морфологическому принципу:
А) степной
Б) традиция
В) багряный
Г) аромат

1.Укажите слово, в котором гласный пишется в соответствии с традиционным принципом:А) странаБ) батонВ) вожуГ) целина2. Укажите слово,

Слайд 394. В каком слове пропущена безударная проверяемая гласная корня?
А) м..ндариновый
Б) ок..заться
В)

р..сточек
Г) к..рьерист

5. Укажите слово с непроверяемой гласной в корне:

а)жевать
б) подстилать
в) озарение
г) репутация

6. В каком слове пропущена буква И?

А) глянц..вый
Б) встреч..нный
В) причудл..вый
Г) ненавид..вший

4. В каком слове пропущена безударная проверяемая гласная корня?А) м..ндариновыйБ) ок..затьсяВ) р..сточекГ) к..рьерист5. Укажите слово с непроверяемой

Слайд 407. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной зависит от лексического

значения:

А) макать
Б) вырастить
В)положение
Г) забирать

8. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной является исключением из правил:

А) озарять
Б) ростовщик
В) заблистать
Г) безотлагательно

9. Найдите лишнее слово:
А) окрасить Б) отрастить В) замереть Г) собирать

7. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной зависит от лексического значения:А) макатьБ) выраститьВ)положениеГ) забирать8. Укажите слово, в котором

Слайд 4110. В слове ВЫГОРАТЬ выбор чередующейся гласной в корне зависит:
А) от

суффикса, стоящего после корня; Б) от ударения; В) от согласной, на которую оканчивается корень; Г) от проверочного слова

11. В каком слове пишется буква И?
А) расст..лить Б) зат..реть В) отп..реть Г) разб..рать

12. В каком слове пишется буква И?
А) расст..лить Б) зат..реть В) отп..реть Г) разб..рать

10. В слове ВЫГОРАТЬ выбор чередующейся гласной в корне зависит: А) от суффикса, стоящего после корня; Б)

Слайд 4213. В каком ряду все слова имеют чередующуюся безударную гласную в

корне слова? А) сохранился, отрасль, задрожал  Б) залив, заметка, загар В) движение, обращение, равный Г) запереть, озарение, обмакнуть

14. Какое слово является лишним?
А) яблоко
Б) мостовая
В) лимон
Г) троллейбус

15 Какой принцип написания отражен в данных парах слов: Орёл – орёл, ожог – ожёг, балл – бал, компания – кампания
А) фонематический
Б) традиционный
В)дифференцирующий
Г) морфологический

13. В каком ряду все слова имеют чередующуюся безударную гласную в корне слова?  А) сохранился, отрасль,

Слайд 43Ключ к тесту
1-г
2-б
3-а
4-б
5-г
6-в
7-а
8-б
9-а
10-б
11-г
12-г
13-г
14-б
15-в

Ключ к тесту1-г2-б3-а4-б5-г6-в7-а8-б9-а10-б11-г12-г13-г14-б15-в

Слайд 44Домашнее задание
1. Из текста художественной литературы подобрать по 5 примеров, иллюстрирующих

основные принципы русской орфографии.

2.Найдите слова с традиционным напи- санием:
иопаталантбдпоккупантьпнеыйкшаблонблпуниверситетбопсиждивенецмшнспвсвитринатгпангнебагряныйсгмаргументсомиарйодбдгнссилуэтбьнснотариусмнвгарнизонпшр

Домашнее задание1. Из текста художественной литературы подобрать по 5 примеров, иллюстрирующих основные принципы русской орфографии.2.Найдите слова с

Слайд 45Лев Щерба:
«Писать безграмотно – это посягать на время людей, к которым

мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе».
Лев Щерба:«Писать безграмотно – это посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо

Слайд 46Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть