Презентация, доклад по русскому языку к творческому проекту Нетрадиционные уроки русского языка и методика их проведения

Содержание

 рассмотрение нетрадиционных видов уроков русского языка и методики их проведения.Задачи проекта:- рассмотреть понятие и виды нетрадиционных уроков русского языка.- определение особенностей организации нетрадиционных уроков русского языка.- рассмотреть методику  проведения нетрадиционных уроков русского языка.Цель проекта:

Слайд 1ГАП ОУ ВО «Новохопёрский аграрно-экономический техникум»
Творческий проект
по русскому языку 
на тему:

«Нетрадиционные уроки русского языка и методика их проведения»

преподаватель русского языка и литературы: Мазунина Евгения Алексеевна

2016г.

ГАП ОУ ВО «Новохопёрский аграрно-экономический техникум» Творческий проектпо русскому языку на тему:  «Нетрадиционные уроки русского языка и

Слайд 2 рассмотрение нетрадиционных видов уроков русского языка и методики их проведения.

Задачи проекта:
-

рассмотреть понятие и виды нетрадиционных уроков русского языка.
- определение особенностей организации нетрадиционных уроков русского языка.
- рассмотреть методику  проведения нетрадиционных уроков русского языка.

Цель проекта:

 рассмотрение нетрадиционных видов уроков русского языка и методики их проведения.Задачи проекта:- рассмотреть понятие и виды нетрадиционных уроков

Слайд 3Теоретическая значимость. Исследования определяется возможностью использования полученных результатов в дальнейших исследованиях, посвященных

анализу особенностей методики подготовки и проведения нетрадиционных форм обучения. В рамках преподавания русского языка могут быть использованы, разработанные нами конспекты нетрадиционных уроков.

Объект исследования: образовательный процесс.

Теоретическая значимость. Исследования определяется возможностью использования полученных результатов в дальнейших исследованиях, посвященных анализу особенностей методики подготовки и проведения

Слайд 4 Результаты настоящего проекта могут быть внедрены и уже находят отражение в

практике преподавателей общеобразовательных учреждений при проведении уроков.

Практическая значимость.

 Результаты настоящего проекта могут быть внедрены и уже находят отражение в практике преподавателей общеобразовательных учреждений при проведении

Слайд 5Подготовительный:      Апрель 2016
Изучение и анализ материалов по теме проекта, подбор и создание

материалов для реализации основного этапа проекта
Основной:                   Апрель 2016-Май 2016
Проведение уроков с использованием  нетрадиционных, нестандартных форм и методов обучения
Заключительный:       Май 2016
Подведение итогов, анализ результатов, обобщение опыта

Этапы реализации проекта

Подготовительный:      Апрель 2016Изучение и анализ материалов по теме проекта, подбор и создание материалов для реализации основного этапа проектаОсновной:                   Апрель

Слайд 6·       анализ проблемы исследования;
·       изучение психолого-педагогической, методической литературы;
·       проектирование педагогического эксперимента;
·      

обобщение;
·       сравнение;
·       анкетирование;
·       обобщение полученных результатов;
·       подведение итогов.

Методы исследования:

·       анализ проблемы исследования;·       изучение психолого-педагогической, методической литературы;·       проектирование педагогического эксперимента;·       обобщение;·       сравнение;·       анкетирование;·       обобщение полученных результатов;·      

Слайд 7·        высокий уровень сформированности познавательной активности учащихся;
·        повышение интереса к русскому

языку и литературе и развитие мотивов учебной деятельности;
·        прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;
·        активизация творческой деятельности.

Ожидаемые результаты:

·        высокий уровень сформированности познавательной активности учащихся;·        повышение интереса к русскому языку и литературе и развитие мотивов

Слайд 8·        Образовательные программы
В  своей  работе  я  опираюсь  на  нормативные  документы: закон  РФ «Об  образовании».
Обучение 

студентов ведётся  на  основе  требований  ФГОС ООО.  Образовательные  программы  и  ресурсное  обеспечение  соответствуют  требованиям  Госстандарта.  
Учебнометодические  комплексы  выбраны  из  списков  рекомендованной  Министерством  образования  и  науки  литературы;  они согласованы и утверждены на районных методических объединений учителей русского языка и литературы. В работе использую учебники, учебные пособия по предмету, цифровые образовательные ресурсы, соответствующие программе.

Условия реализации проекта.

·        Образовательные программыВ  своей  работе  я  опираюсь  на  нормативные  документы: закон  РФ «Об  образовании».Обучение  студентов ведётся  на  основе  требований  ФГОС

Слайд 9Кабинет русского языка соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Мебель легкая, мобильная для изменения

планировки в зависимости от организационных форм работы (фронтальной, групповой, коллективной). Она обеспечивает комфортные условия для выполнения письменных упражнений, для работы с книгой. Учебное оборудование ориентировано на разные виды восприятия (зрительное, слуховое, кинестетическое); имеются печатные, экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия, демонстрационный и раздаточный материал. Книжный фонд включает в себя справочную литературу, УМК разных авторов, научно - методическую  литературу, материалы текущей периодики. Таким образом, условия кабинета позволяют реализовать здоровьесберегающие технологии в обучении: менять виды деятельности, осуществлять двигательный режим на уроке, размещать учащихся по остроте зрения, проводить физкультпаузы. Уроки с применением ИКТ провожу в кабинете информатики.

Учебный кабинет

Кабинет русского языка соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Мебель легкая, мобильная для изменения планировки в зависимости от организационных форм

Слайд 10Перед тем как начать работу над своим проектом и проверить его

результативность, я решила провести опрос среди студентов I -II курсов. Студентам был задан вопрос: «С каким настроением ты идёшь на урок русского языка?» и даны варианты ответов: с интересом, с радостью, со страхом, равнодушно. Так как опрос был анонимным, то, по моему мнению, ответы детей откровенны.  

Подготовительный этап

Перед тем как начать работу над своим проектом и проверить его результативность, я решила провести опрос среди

Слайд 11Результаты представлены  в виде диаграммы.

Результаты представлены  в виде диаграммы.

Слайд 121. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический

бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.
7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
8. Интегрированные уроки.
9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

Типы нетрадиционных уроков и методика их проведения.

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая

Слайд 13- ознакомление студентов с темой и микротемами семинара (за 2-3 недели

до
проведения);
- осмысление и выбор микротем;
- создание творческих групп;
- подбор материала к семинару;
- консультации учителя (за 7-10 дней до проведения семинара);
- систематизация и обобщение материала;
- выступление творческих групп на семинаре;
- конспектирование дат, определений и других важных моментов сообщений;
- выполнение практического задания;
- обсуждение выступлений творческих групп;
- подведение итогов;
- оценивание работы;
- объяснение домашнего задания.

Этапы подготовки и проведения урока-семинара:

- ознакомление студентов с темой и микротемами семинара (за 2-3 недели допроведения);- осмысление и выбор микротем;- создание

Слайд 14- выбор текстов;
- составление плана анализа текста;
- предварительная работа с произведением;
-

создание творческих групп;
- дифференцированное распределение отрывков;
- исследование художественного текста под «лингвистическим микроскопом»;
- подготовка группы к «защите» исследования;
- представление текста (художественное чтение) одноклассникам;
- лингвистический анализ отрывка;
- обсуждение, рецензирование анализов, проведённых группами;
- подведение итогов урока;
- оценивание работы студентов;
- объяснение домашнего задания.

Этапы подготовки и проведения урока- исследования по русскому языку:

- выбор текстов;- составление плана анализа текста;- предварительная работа с произведением;- создание творческих групп;- дифференцированное распределение отрывков;-

Слайд 15- экскурсия, наблюдения за природой;
- знакомство на практике с изобразительно-выразительными средствами;
-

обсуждение увиденного;
- творческая работа студентов;
- чтение сочинений (по желанию);
- обсуждение и рецензирование творческих работ;
- исправление и доработка сочинений;
-объяснение домашнего задания. (Как правило, художественное оформление творческих работ).

Этапы урока-практикума:

- экскурсия, наблюдения за природой;- знакомство на практике с изобразительно-выразительными средствами;- обсуждение увиденного;- творческая работа студентов;- чтение

Слайд 16·         творческая работа;
·         лингвистическое исследование текста;
·         подготовка иллюстраций к литературным произведениям;
·        

рисование обложек к литературным произведениям;
·         художественное чтение;
·         инсценировка художественного произведения;
·         создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
·         продолжение неоконченных произведений;
·         наблюдение за природой;
·         подготовка словарных диктантов;
·         составление вопросника к зачету по теме;
·         составление конспекта, опорных таблиц;
·         письмо по памяти.

Типы домашнего задания:

·         творческая работа;·         лингвистическое исследование текста;·         подготовка иллюстраций к литературным произведениям;·         рисование обложек к литературным произведениям;·         художественное

Слайд 171. Нетрадиционные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении

знаний, умений и навыков студентов;
2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;
3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных студентов;
5. Интегрировать усилия преподавателей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;
6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание студентов в атмосфере добра, творчества, радости.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Нетрадиционные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков студентов;2. Слишком

Слайд 18Зачет выполняет не только контролирующую функцию, но и основное его назначение

– систематизировать и обобщать материал по теме или разделу, уточнить знания по основным вопросам.
 Для зачета можно использовать итоговые уроки, уроки обобщающего повторения или уроки контроля и проверки знаний, умений и навыков. В календарно-тематическом плане заранее предусмотреть темы, по которым будет зачет (3-4 в год).

Рекомендации по проведению  уроков-зачетов

Зачет выполняет не только контролирующую функцию, но и основное его назначение – систематизировать и обобщать материал по

Слайд 191. Предварительная подготовка к уроку-зачету.

2. Проведение урока-зачета.

3. Подведение итогов и внесение

корректив.

Этапы подготовки и проведения урока-зачета

1. Предварительная подготовка к уроку-зачету.2. Проведение урока-зачета.3. Подведение итогов и внесение корректив.Этапы подготовки и проведения урока-зачета

Слайд 20Дискуссия – это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое

мнение. Сама природа этой формы общения определяет ее демократичность: «В спорах нет ни высших, ни низших, ни званий, ни имен: важна лишь одна истина, перед которой равны все» (Р. Роллан).

ДИСКУССИЯ

Дискуссия – это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Сама природа этой формы общения

Слайд 21 1) выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что,

несомненно, способствует не только углублению званий, но и формирование мировоззрения школьников;
2) воспитание у учащихся культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента и т.д.

Поскольку дискуссия – это спор, то основные цели ее проведения следующие:

 1) выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что, несомненно, способствует не только углублению званий,

Слайд 221) предварительная подготовка,
2) проведение дискуссии,
3) подведение итогов.

Методика включает три этапа:

1) предварительная подготовка,2) проведение дискуссии,3) подведение итогов.Методика включает три этапа:

Слайд 23Семинар –это один из видов урока.
Цель семинара: более углубленное самостоятельное изучение

вопроса, темы, проблемы учебного предмета, овладение научно-теоретической и конструктивной методологией. В условиях школы семинар – один из основных видов практических занятий, состоящих в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных по результатам самостоятельного исследования, опыта, доказательства.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРА

Семинар –это один из видов урока.Цель семинара: более углубленное самостоятельное изучение вопроса, темы, проблемы учебного предмета, овладение

Слайд 241. Образовательные:
- расширение общего научного кругозора;
- углубление самостоятельного изучения студентами отдельных,

основных или наиболее важных тем курса;
- формирование навыков, умений проведения опытов научного исследования по данной теме, проблеме;
- овладение методикой конкретной науки;
- выбор нужной основной информации из первоисточников, словарно-энциклопедической литературы.
2. Развивающие:
- развитие умений доказать, обобщать;
-умение отстаивать свои мысли, доказательства, выводы, умение интерпретировать;
- развитие эмоций, чувств;
- развитие волевых усилий;
- развитие памяти;
- совершенствование искусства устного и письменного изложения, темы, вопроса, проблемы опыта в соответствии с заданной целью.
3. Воспитывающие:
- формирование познавательного интереса к науке учебного предмета и к методам исследования.

Задачи семинарских занятий:

1. Образовательные:- расширение общего научного кругозора;- углубление самостоятельного изучения студентами отдельных, основных или наиболее важных тем курса;-

Слайд 251. Заслушивание реферата, доклада.
2. Вопросы участникам семинара.
3. Выступление студентов.
4. Необходимые пояснения

преподавателя по ходу занятия.
5. Заключительное слово автора реферата.
6. Заключительное слово преподавателя, проводившего семинар-урок.
7. Оценочные суждения студентов, преподавателей.

Организация урока-семинара

1. Заслушивание реферата, доклада.2. Вопросы участникам семинара.3. Выступление студентов.4. Необходимые пояснения преподавателя по ходу занятия.5. Заключительное слово

Слайд 26Урок-конкурс может иметь место в любой группе на завершающем этапе работы

практически над любой темой с учетом условий обучения. Целесообразно комплексный подход при разработке урока, т.е. необходимо реализация языковых и речевых навыков и умений студентов, межпредметных связей коллективная подготовка к уроку сплачивает студентов стремлением к победе, желанием каждого внести свою посильную лепту в общее дело.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  по организации и проведению урока-конкурса

Урок-конкурс может иметь место в любой группе на завершающем этапе работы практически над любой темой с учетом

Слайд 27Практическая цель: совершенствование языковых и речевых навыков и умений уч-ся в

процессе подготовки к конкурсу и в процессе выполнения ими конкурсных заданий.
Образовательная цель: расширение кругозора учащихся.
Развивающая цель: привитие интереса уч-ся к предмету, развитие познавательной активности, развитие навыков и умений в ходе поиска конкретного практического материала для выполнения задания.
Воспитательная цель: воспитание детей в духе коллективизма, повышение ответственности уч-ся за качество выполнения домашних заданий в духе подготовки к уроку-конкурсу и выполнение заданий на уроке. В ходе подготовки и проведении урока-конкурса функции учителя реализуются так:
Конструктивно планирующая: при составлении сценария, условия конкурса, критериев оценки результатов.
Организационная и коммуникативно - обучающая: при организации работы учащихся по выполнению типичных заданий в серии урока, предваряющих урок-конкурс, в ходе индивидуальной работы с ведущими конкурса, которые будут распоряжаться комплексом средств обучения на уроке, отражать результаты соревнования на уроке.

Примерная формулировка цели урока.

Практическая цель: совершенствование языковых и речевых навыков и умений уч-ся в процессе подготовки к конкурсу и в

Слайд 28Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность только поднять интерес учащихся изучаемому

предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаниями. Такие формы проведения занятий «снимают»  традиционность урока, оживляют мысль.
Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:
- формирование у учащихся интереса и уважения к культуре страны изучаемого языка;
- воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;
- развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций учащегося.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность только поднять интерес учащихся изучаемому предмету, но и развивать их творческую

Слайд 291.     Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов

по специальности №2101 “Русский язык и литература”/М.Т. Баранов, Т.А. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка. - М., 1974. 
2.     Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983. 
3.     Граник Г.Г, Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Семинар по русскому языку. – М., 1988. 
4.     Караваев А. Игровые уроки в старших классах. // Преподаватель. 2006, № 1, с. 3-6. 
5.     Климкина Ю.Е. Уроки-семинары по русскому языку в старших классах. // Русский язык в школе. 2001, № 4, с. 27-29. 
6.     Котельникова С.А. Творческие работы нетрадиционных жанров. // Русский язык в школе. 1997, № 1, с. 25-26. 
7.     Крупенникова М.И. Эффективные методы и приемы организации урока. // Русский язык в школе. 1997, № 4; с. 9-13. 
8.     Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. - М., 1981., с. 50-52   
 
Интернет-ресурсы
1.      http://festival.1september.ru/
2.      http://lisitsinageo.narod.ru

Литература

1.     Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности №2101 “Русский язык и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть