СТРАНА ФРАЗЕОЛОГИЯ
Автор: Собратинова Светлана Васильевна,
учитель русского языка и литературы
СТРАНА ФРАЗЕОЛОГИЯ
Автор: Собратинова Светлана Васильевна,
учитель русского языка и литературы
Задачи
1. Расширить знания о фразеологизмах, об их происхождении и образовании.
2. Познакомиться с фразеологическими словарями
3. Отобрать необходимые устойчивые сочетания для своей работы
4. Подобрать примеры для объяснения смысла фразеологизмов
5. Оформить иллюстрированный материал для более яркого восприятия фразеологизмов
Русский язык богат яркими образными выражениями. Многие из них являются устойчивыми сочетаниями – фразеологизмами: сбиться с ног, ни жив ни мёртв, с горем пополам и т.д. Такие сочетания можно заменить одним словом: обвести вокруг пальца = обмануть, бить баклуши = бездельничать
Во фразеологизмах, как в зеркале, отражается
история и многовековой опыт народа
Фразеологизмы широко используются и в обыденной речи, и в произведениях художественной литературы. Они придают речи выразительность и образность: голова идёт кругом, положить зубы на полку, разбиваться в лепёшку
Баклуша – деревянная чурка, из которой крестьяне делали мелкие изделия, например, ложки, плошки и другую посуду. Заготовить баклуши – набить чурок из бревна – считалось несложной работой, её мог выполнить самый неподготовленный человек.
Поздоровавшись, папа сказал, что будет нам в деревне баклуши бить, что мы перестали быть маленькими и что пора нам серьёзно учиться.
Л. Н. Толстой " Детство"
«Не хочу быть столбовою дворянкой.
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?»
А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Среди наших простых рабочих женщин она выглядела как белая ворона в своей мини-юбке.
А.Н.Рыбаков. «Неизвестный солдат»
А что старуха видела в своей жизни? День да ночь, работу да сон. Вот и крутится, будто белка в колесе…
В.Г. Распутин. «Последний срок»
Какой повелительный тон! Сейчас видно, что говорит будущая знаменитость, - подшучивал Антопин.
-Это ещё вилами по воде писано, буду ли я знаменитостью.
П. Невежин. «Тихий приют».
Изредка, в большие праздники, любил Сергей Платонович пустить пыль в глаза: созывал гостей и угощал дорогими винами, свежей икрой.
М.А.Шолохов. «Тихий Дон»
Тихой сапой
Исподтишка, скрытно, незаметно действовать, добиваться чего-либо
Точить лясы
Заниматься пустой болтовнёй, пустословить
Сесть в калошу
Стоять на часах
Попасть в переплёт
- Я в школу не пойду, - заявил пятилетний Серёжа.- Там на экзамене режут.
Что ж твоя бабушка с курами ложится спать?
Нет, они клюются: она одна спит.
Услышав, что женщина упала в обморок, ребёнок спрашивает:
-А кто её оттуда вытащил?
-Вот выпадет снег, ударят морозы..
-А я тогда не выйду на улицу.
-Почему?
- А чтоб меня морозы не ударили.
Намяукал
Намурлыкал
Насмеялся
Наурчал
наплакал?
Определите, где выражение «ни пуха ,ни пера» употреблено в переносном смысле
Рано утром мама - квочка Через час,едва живой,
В класс отправила сыночка. Петушок идет домой.
Говорила: «Не дерись, Ковыляет еле-еле
Не дразнись, не петушись. Он со школьного двора,
Поспеши, уже пора. А на нем и в самом деле
Ну, ни пуха ,ни пера!» Нет ни пуха, ни пера.
3. Это пока еще написано на звездах (перевод с немецкого)
Вилами по воде писано
Не умея владеть топором, и дерева не
срубишь, а ведь язык тоже инструмент,
и надобно учиться легко и красиво
владеть им
Максим Горький
Выводы:
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть