Презентация, доклад по литературе Поэтика путевых поэм И.А. Бунина Тень птицы (9 класс).

Содержание

Иван Алексеевич Бунин

Слайд 1 Поэтика «путевых поэм» Ивана Алексеевича Бунина «Тень птицы»
Презентация создана по результатам

проектно-исследовательской деятельности по проблеме и содержит основные выводы из работы.

Поэтика «путевых поэм» Ивана Алексеевича Бунина  «Тень птицы»Презентация создана по результатам проектно-исследовательской деятельности по проблеме

Слайд 2Иван Алексеевич Бунин

Иван Алексеевич Бунин

Слайд 5Иван Алексеевич Бунин «Тень птицы» Содержание: Тень птицы Море богов Дельта Свет Зодиака Иудея Камень Шеол Пустыня дьявола Мёртвое море Храм Солнца Геннисарет

Иван Алексеевич Бунин «Тень птицы» Содержание: Тень птицы Море богов Дельта Свет Зодиака Иудея Камень Шеол Пустыня

Слайд 6
Цель: попытаться разносторонне исследовать поэтику «путевых поэм»
И.А. Бунина «Тень

птицы».
Задачи:
выявить сюжетно-композиционные особенности произведения,
проследить, какие средства выразительности наиболее ярко
представляют поэтическую систему И.А.Бунина,
определить роль тропов в тексте,
выявить своеобразие «путевых поэм» и особенности авторского стиля.

Сюжетно-композиционные особенности
Изобразительно-выразительные средства языка
произведения


Цель и задачи

Цель:  попытаться разносторонне исследовать поэтику «путевых поэм» И.А. Бунина «Тень птицы».Задачи:выявить сюжетно-композиционные особенности произведения,проследить, какие средства

Слайд 7В течение 1907 – 1911гг. Буниным было написано 8 прозаических произведений:


«Тень птицы»

«Море богов»

«Зодиакальный свет»

«Иудея»

«Пустыня дьявола»

«Храм солнца»

«Геннисарет»

«Мёртвое море»

«Храм солнца»
1915

В течение 1907 – 1911гг. Буниным было написано 8 прозаических произведений: «Тень птицы»«Море богов»«Зодиакальный свет»«Иудея»«Пустыня дьявола»«Храм солнца»«Геннисарет»«Мёртвое

Слайд 8«Свет зодиака».
Тень птицы 1931


«Зодиакальный свет»





«Дельта»


Заключительные главы «Иудеи»

«Камень»

«Шеол»

«Свет зодиака». Тень птицы 1931

Слайд 9

 

«Море богов»
«Тень птицы»
Путевые очерки,
«путевые поэмы»

 «Море богов»«Тень птицы»Путевые очерки,«путевые поэмы»

Слайд 10К развязке писатель
подходит в заключительном
очерке «Геннисарет».
«Тень птицы» - завязка произведения.

Прошлое
нетленно!

В очерке «Камень» проблема произведения. Этот вопрос –кульминация «путевых поэм».

К развязке писательподходит в заключительном очерке «Геннисарет».«Тень птицы» - завязка произведения. Прошлое нетленно! В очерке «Камень» проблема

Слайд 11

Композиционно цикл строится на противопоставлении прошлого и настоящего.








Композиционную связь между

частями обеспечивает автор-повествователь.
Цикл «Тень птицы» - целостное произведение, в котором автор обратился к древним цивилизациям, истокам культуры человечества, размышлял над судьбами народов мира.

Композиционно цикл строится на противопоставлении прошлого и настоящего. Композиционную связь между частями обеспечивает автор-повествователь. Цикл «Тень птицы»

Слайд 12









.




«золотистыми выемками»,
«малахитовая бледность»








изобразительные


выразительные, или лирические



«печальный лунный свет»,
«весёлые огни»,
«прохладный сумрак»

Эпитеты

. «золотистыми выемками»,«малахитовая бледность» изобразительные выразительные, или лирические«печальный лунный свет»,«весёлые огни»,«прохладный сумрак»Эпитеты

Слайд 13 Эпитетами в «путевых поэмах»
«Тень птицы» выступают
«И ослепительно ярка

синяя лента неба…»,
«сказочно-яркая бирюза»,
«таинственно-звенящий шёпот»,
«бледно-прозрачное небо.

Прилагательные

Качественные наречия
вместе с прилагательными





























«таинственный свет»,
«в гробовой тишине».

Эпитетами в «путевых поэмах» «Тень птицы» выступают «И ослепительно ярка синяя лента неба…», «сказочно-яркая бирюза»,«таинственно-звенящий шёпот»,«бледно-прозрачное

Слайд 14«солнечно-мглистые дали»
«Оксюморонные сочетания»
«горькая радость»
«от беззвучных рыданий»

«солнечно-мглистые дали» «Оксюморонные сочетания»«горькая радость» «от беззвучных рыданий»

Слайд 15«…я весь в этом знойном, хрустально-звенящем полусне»













Чистую воду можно увидеть

прозрачной, переливающейся.
В воображении Бунина она хрустальная: «в хрустальной воде»

Метафорические эпитеты

«хрустальный»

«…я весь в этом знойном, хрустально-звенящем полусне» Чистую воду можно увидеть прозрачной, переливающейся. В воображении Бунина она

Слайд 16

«оранжевый печальный полумесяц»
«печальным лунным светом»
«огонёк, при свете заката…

был печален…»

«весёлые блики солнца»
«мириады весёлых огней»

«печальный»

«весёлый»

«оранжевый печальный полумесяц» «печальным лунным светом» «огонёк, при свете заката… был  печален…» «весёлые блики

Слайд 17«в золотисто-бирюзовую глубину» ,
«дымчато-аметистовые радиусы»,
«белый …минарет»,


«пучки белых и оранжевых точек»,


«ограды в жёлтом цвету»,
«среди ржавых полей»,
«цвета банана городок»
« верблюжьего цвета»

«золотисто-шафранное утро»

Эпитеты цветовые

«в золотисто-бирюзовую глубину» ,  «дымчато-аметистовые радиусы», «белый …минарет», «пучки белых и оранжевых точек», «ограды в жёлтом

Слайд 18Тёмные и
бледные краски

«Сизо-алый закат был холоден и мутен…
А ночь с мутно-бледной луной и неясными тенями была ещё холоднее. Шумно и тревожно было вчера утром»

Настроения грусти и тревоги

Тёмные и бледные краски        «Сизо-алый закат был холоден и мутен…

Слайд 19Яркие, светлые краски



«Вода же под лодкой – зелёная, прозрачная, кажется

бездонной…
сухо, жарко, радостно…»

Лёгкое, весёлое настроение

Яркие, светлые краски «Вода же под лодкой – зелёная, прозрачная, кажется бездонной…сухо, жарко, радостно…» Лёгкое, весёлое настроение

Слайд 20.


«серебристое небо» днём вызвано солнечным блеском,
«серебристый цвет» ночью –

звёздным сиянием.
Туман ассоциируется с влажностью и мглой:
«как серебристо-голубой туман»











Одинаковые по цвету определения несут у Бунина разную смысловую нагрузку.

Серебряная краска

. «серебристое небо» днём вызвано солнечным блеском, «серебристый цвет» ночью – звёздным сиянием. Туман ассоциируется с влажностью

Слайд 21

«свежий запах овощей и лимонов»
«сладко-пахнущих цветов»
«нежная сладость цветущего дерева»




Солнце не просто «горячее» ,
оно и «жаркое» ,
и «ослепительное»,
и «пламенное».

Запахи

Небо, солнце,
земля и море.

«свежий запах овощей и лимонов» «сладко-пахнущих цветов» «нежная сладость цветущего дерева» Солнце не просто «горячее» , оно

Слайд 22.


.






«Утёсы… так смолисты, что могут быть зажжены, как факелы»,
























Развёрнутые

сравнения:

Сравнения

Выражены формой
творительного падежа


«шёлком сияют паруса»,
«серебром блеснули…две женские фигуры»,
«самоцветными камнями
сверкали…ящерицы».


«страна обманывает, как искуситель»,
«Рейд стоял, как зеркало»,
«горы похожи на великую
грозовую тучу против солнца»

При помощи союза «как» и прилагательного похожий

. . «Утёсы… так смолисты, что могут быть зажжены, как факелы», Развёрнутые сравнения:Сравнения Выражены формой творительного падежа«шёлком

Слайд 23«громада ворот»
«море тонуло в серебристом
полуденном свете»
«сине-лиловый пламень неба»



«От

света, от блеска песков и неба я был пьян всю дорогу до Каира.
Жаркая сквозная тень бесконечной аллеи кружевом бежала по лошадям,
по спине извозчика, по моим коленям.
Разливы спелых хлебов дремали полуденной дремотой».

Метафоры

Метафорический пейзаж

«громада ворот»«море тонуло в серебристом полуденном свете» «сине-лиловый пламень неба» «От света, от блеска песков и неба

Слайд 24«И медленно принимает нас
в свою флотилию великий город»,
«одна легенда

говорит…»


«появился белый китель старика»,
«раздаются бешено-сиплые басы»


«там ласковая рука матери
чинила его детскую рубашечку»

Олицетворение

Метонимия

Синекдоха

«И медленно принимает нас в свою флотилию великий город», «одна легенда говорит…» «появился белый китель старика», «раздаются

Слайд 25«торгуют старые-престарые
обезьяны в тюрбанах»
«А наплакавшись, глубоко вздохнул, снял тёмный

широчайший халат,
положил его подушкой под деревом и, оставшись в другом,
бледно-розовом, лёг спать…»

Ирония

Глубокая, злая ирония,
доходящая до сарказма

«торгуют старые-престарые обезьяны в тюрбанах» «А наплакавшись, глубоко вздохнул, снял тёмный широчайший халат, положил его подушкой под

Слайд 26 В «путевых поэмах» «Тень птицы» автор не

ограничивается одним средством изображения,
а использует их во всём многообразии. Наиболее ярко поэтическую систему И.А. Бунина представляют

Эпитеты
Сравнения
Метафоры
Олицетворения
Метонимия
Синекдоха
Ирония
Сарказм

Все эти поэтические средства создают зримые, осязаемые картины мира. Писатель легко вводит нас в мир зрительных и слуховых ощущений. Пейзажи Бунина напоминают живописные полотна.
Художник делает поэзией весь мир вокруг себя.

Поэтическое искусство Бунина строго индивидуально.
«Путевые поэмы» «Тень птицы» отличаются неповторимостью и оригинальностью.
Автор обновляет средства художественной выразительности, словарный состав языка «путевых поэм».

Цикл «Тень птицы» - целостное произведение, в котором автор обратился к древним цивилизациям,
размышлял над судьбами народов мира. Философичность мысли и проникновенный лиризм авторского слова –
таковы определяющие особенности содержания и стиля «путевых поэм».


Выводы

В «путевых поэмах» «Тень птицы» автор не ограничивается одним средством изображения, а использует

Слайд 27«Тень птицы»
Метафора
Эпитеты
Синекдоха
Метони-
мия
Сравне-
ние
Олицет-
ворение
Ирония
Сарказм

«Тень птицы»МетафораЭпитетыСинекдохаМетони-мияСравне-ниеОлицет-ворениеИронияСарказм

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть