Презентация, доклад по литературе по рассказу Казакова Тихое утро

Содержание

«Если друг оказался вдруг…»Читательская конференция по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»

Слайд 1 Юрий Павлович Казаков. Рассказ «Тихое утро». Взаимоотношения детей. Подвиг мальчика и радость от

собственного доброго поступка.
Юрий Павлович Казаков. Рассказ «Тихое утро». Взаимоотношения детей. Подвиг мальчика и радость от собственного

Слайд 2«Если друг оказался вдруг…»
Читательская конференция
по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»

«Если друг  оказался вдруг…»Читательская конференция по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»

Слайд 3Цель:
кратко познакомить учеников с творчеством Ю.Казакова; совершенствовать навыки анализа текста,

составления сравнительных характеристик героев;
проследить за мыслями, чувствами и поступками главного героя;
обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев;
воспитание на конкретном материале гуманистических чувств человека: любовь и уважение к человеку, сострадание и сопереживание.
Цель: кратко познакомить учеников с творчеством Ю.Казакова; совершенствовать навыки анализа текста, составления сравнительных характеристик героев; проследить за

Слайд 4 Линия, разделяющая добро и зло, проходит через каждое

человеческое сердце.


А.И. Солженицын.
Линия, разделяющая добро и зло, проходит через каждое человеческое сердце.

Слайд 5Юрий Казаков
1927 - 1982

Юрий Казаков1927 - 1982

Слайд 6Прочитайте автобиографию писателя на стр.186-187.











Урок №1. ЦЕЛЬ - слово о писателе.

Обучение выразительному чтению по ролям.
Прочитайте автобиографию писателя на стр.186-187.Урок №1. ЦЕЛЬ - слово о писателе. Обучение выразительному чтению по ролям.

Слайд 7Писатель Юрий Павлович Казаков родился 8 августа 1927 в Москве в

семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии. В «Автобиографии» (1965) писал: «В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие».
Писатель Юрий Павлович Казаков родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской

Слайд 8Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом

на контрабасе. В 1946 поступил в музыкальное училище им. Гнесиных, которое окончил в 1951. Найти постоянное место в оркестре оказалось трудно, профессиональная музыкальная деятельность Казакова была эпизодической: он играл в неизвестных джазовых и симфонических оркестрах, подрабатывал музыкантом на танцплощадках.
Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на контрабасе. В 1946 поступил в

Слайд 9Но уже в 1952 его увлекает литературное творчество, он пишет первые

произведения.
Поступает в Литературный институт им. М.Горького, который оканчивает в 1958. С этого времени появляются удивительно музыкальные, точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы Ю.Казакова. В одном из писем он писал: «Задумал я не более, не менее, как возродить и оживить жанр русского рассказа». Еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы – «Голубое и зеленое», «Легкая жизнь», «Некрасивая» и др. Вскоре вышла его первая книга «Арктур – гончий пес» Рассказ стал его излюбленным жанром.
Но уже в 1952 его увлекает литературное творчество, он пишет первые произведения.Поступает в Литературный институт им. М.Горького,

Слайд 11Герой прозы Казакова – человек внутренне одинокий, с утонченным восприятием действительности,

с обостренным чувством вины. Чувством вины и прощанием проникнуты последние рассказы «Свечечка» (1973) и «Во сне ты горько плакал» (1977), главным героем которых, помимо автобиографического рассказчика, является его маленький сын.
Герой прозы Казакова – человек внутренне одинокий, с утонченным восприятием действительности, с обостренным чувством вины. Чувством вины

Слайд 12При жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов: «По

дороге» (1961), «Голубое и зеленое» (1963), «Двое в декабре» (1966), «Осень в дубовых лесах» (1969) и др. Казаков писал очерки и эссе, в том числе о русских прозаиках – Лермонтове, Аксакове, поморском сказочнике Писахове и др.
При жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов: «По дороге» (1961), «Голубое и зеленое» (1963),

Слайд 13В возрасте 55 лет Ю.Казаков скончался. Посмертно была издана книга «Две

ночи» («Разлучение душ»), в которой были собраны еще не опубликованные им произведения, в том числе и незаконченные.
В возрасте 55 лет Ю.Казаков скончался. Посмертно была издана книга «Две ночи» («Разлучение душ»), в которой были

Слайд 14Домашнее задание:
Дочитать рассказ до конца.
Стр.201 – письменно: 1в. - №1,

2в. - №2.
Домашнее задание: Дочитать рассказ до конца.Стр.201 – письменно: 1в. - №1, 2в. - №2.

Слайд 15 Юрий Павлович Казаков. Рассказ «Тихое утро». Взаимоотношения детей. Подвиг мальчика и радость от

собственного доброго поступка.

Урок №2.

Юрий Павлович Казаков. Рассказ «Тихое утро». Взаимоотношения детей. Подвиг мальчика и радость от собственного

Слайд 16ДОБРО И ЗЛО

ДОБРО И ЗЛО

Слайд 17Добро - поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при

этом мы должны жертвовать собой.

Зло –поступки, совершаемые нами во вред другим для достижения собственных целей.

Добро - поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой.Зло –поступки,

Слайд 18 Линия, разделяющая добро и зло, проходит через каждое

человеческое сердце.


А.И. Солженицын.
Линия, разделяющая добро и зло, проходит через каждое человеческое сердце.

Слайд 19Тема рассказа -
дружба двух мальчиков, взаимовыручка, взаимопомощь
Идея рассказа -
дружба

познается в беде, взаимовыручку можно считать мерилом нравственности.
Тема рассказа - дружба двух мальчиков, взаимовыручка, взаимопомощьИдея рассказа - дружба познается в беде,  взаимовыручку можно

Слайд 20«Узнай героя»

«Подсыпав червякам свежей земли, он побежал вниз по тропинке, перевалился

через плетень и задами пробрался к сараю, где на сеновале спал его новый приятель.»


2) «Ладно, пусть… Пускай издевается. Они меня еще узнают. Я не позволю им смеяться! Подумаешь, велика важность босиком идти! Воображалы какие!»


3) «Он вздрагивал, касаясь холодного тела, глядя на мертвое, неподвижное лицо, торопился и чувствовал себя таким усталым, таким несчастным.


4) «Он оперся слабыми руками, привстал, точно собирался куда-то немедленно бежать, но снова повалился, снова зашелся судорожным кашлем, брызгаясь водой и корчась на сырой траве».

«Узнай героя»«Подсыпав червякам свежей земли, он побежал вниз по тропинке, перевалился через плетень и задами пробрался к

Слайд 21Яшка

Яшка

Слайд 22Краткая характеристика героев
Где родился герой?
2. Как мальчик чувствует себя в деревне?
3.

Как герой относится к рыбалке?
Краткая характеристика героевГде родился герой?2. Как мальчик чувствует себя в деревне?3. Как герой относится к рыбалке?

Слайд 23Готовятся выйти на рыбалку

Готовятся выйти на рыбалку

Слайд 24Проблемный вопрос
Смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире,

прийти к взаимопониманию? Почему?
Проблемный вопросСмогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Почему?

Слайд 25«Володе стало необыкновенно весело, и он только теперь почувствовал, как хорошо

выйти утром из дому. Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и взвизгивая от восторга!»
«Володе стало необыкновенно весело, и он только теперь почувствовал, как хорошо выйти утром из дому. Как славно

Слайд 26Деревня в предрассветный час необычна. Она, будто большим пуховым одеялом, была

укрыта туманом. «В тумане рыба берёт – успевай таскать!» – скажет позднее Яшка Володе. Природа вызывает у Яшки радостное настроение.
Деревня в предрассветный час необычна. Она, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. «В тумане рыба берёт

Слайд 27По дороге к реке
Яшка
Володя
щедрый , словоохот-ливый рассказчик
счастливый, благодарный слушатель


Найдите в тексте,

как ребята шли к реке + описание природы
По дороге к рекеЯшкаВолодящедрый , словоохот-ливый рассказчиксчастливый, благодарный слушательНайдите в тексте, как ребята шли к реке +

Слайд 28«Вышли на бугор, свернули вправо, лощиной спустились вниз, прошли тропкой через

льняное поле, и тут совсем неожиданно перед ними открылась река. Она была небольшой, густо поросла ракитником, ветлой по берегам, ясно звенела на перекатах и часто разливалась глубокими мрачными омутами. Солнце наконец взошло; тонко заржала в лугах лошадь, и как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг; еще отчетливей стала видна седая роса на елках и кустах, а туман пришел в движение, поредел и стал неохотно открывать стога сена, темные на дымчатом фоне близкого теперь леса. Рыба гуляла»
«Вышли на бугор, свернули вправо, лощиной спустились вниз, прошли тропкой через льняное поле, и тут совсем неожиданно

Слайд 29Яшка
хорошо знает деревенскую жизнь, знает природу, рыб, птиц. Он внимательный и

наблюдательный
Яшкахорошо знает деревенскую жизнь, знает природу, рыб, птиц. Он внимательный и наблюдательный

Слайд 30Исаак Левитан «У омута»
Исаак Левитан «Озеро»
«…Здесь, у воды, было сыро, угрюмо

и холодно».

Исаак Левитан «У омута»Исаак Левитан «Озеро»«…Здесь, у воды, было сыро, угрюмо и холодно».

Слайд 31

Омут




мрачность
Пахло сыростью, глиной и тиной, вода была черная
Было сыро, угрюмо

и холодно

Верхушки уже порозовели от солнца

Синее небо



Омутмрачность Пахло сыростью, глиной и тиной, вода была чернаяБыло сыро, угрюмо и холодноВерхушки уже порозовели от солнцаСинее

Слайд 32Яшка спасает
«Тонет!»-с ужасом подумал…
…попятился вверх, прочь от воды
…холодно от ужаса..
неповоротливо и

тяжело лез вверх

…кинулся к деревне…

…остановился…убежать никак нельзя…

…прыгнул в воду, в два взмаха подплыл…

небывалый ужас охватил его, Володя утопит его

…в ужасе бросился к берегу

…это он, Яшка, ударил, утопил его…

…рванулся к Володе

…всхлипнул от ужаса, вскочил, схватил Володю…

…заревел горько, безутешно…

Яшка спасает«Тонет!»-с ужасом подумал……попятился вверх, прочь от воды…холодно от ужаса..неповоротливо и тяжело лез вверх…кинулся к деревне……остановился…убежать никак

Слайд 33«Он оглянулся: ярко светило солнце, и листья кустов и ветлы блестели,

радужно горела паутина между цветами, и трясогузка сидела наверху, на бревне, покачивала хвостом и блестящим глазом смотрела на Яшку, и все было так же, как и всегда, все дышало покоем и тишиной, и стояло над землей тихое утро, а между тем вот только сейчас, совсем недавно случилось небывалое -- только что утонул человек, и это он, Яшка, ударил, утопил его».
«Он оглянулся: ярко светило солнце, и листья кустов и ветлы блестели, радужно горела паутина между цветами, и

Слайд 34Слезы Яшки в финале рассказа свидетельствуют об огромном облегчении, которое испытал

герой. Видя улыбку Володи, Яшка плакал от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось…
Слезы Яшки в финале рассказа свидетельствуют об огромном облегчении, которое испытал герой. Видя улыбку Володи, Яшка плакал

Слайд 35хвастун, отходчивый
знаток природы,
любит рассказывать небылицы,
самоуверенный
склонен приписывать свою вину другому, не признавая

своих ошибок

скромный, сдержанный
честный любознательный. Более образованный, чем Яшка, не уверенный в себе

хвастун, отходчивыйзнаток природы,любит рассказывать небылицы,самоуверенныйсклонен приписывать свою вину другому, не признавая своих ошибокскромный, сдержанныйчестный любознательный. Более

Слайд 36Сравните героев по дороге на рыбалку, во время рыбалки, спасение Володи

и дорога к дому

Яшка Володя

городской,
сдержанный,
целеустремленный

Деревенский,,
близок природе,
высокомерный,
язвительный


Добры, сердечны, готовы помочь друг другу



Сравните героев по дороге на рыбалку, во время рыбалки, спасение Володи и дорога к домуЯшка

Слайд 37проблема совести;
проблема долга;
любовь к ближнему;
любовь к природе …

проблема совести;проблема долга;любовь к ближнему;любовь к природе …

Слайд 38
описание утра

солнце - мотив
туман мотив угрозы, света, радости
тишина трагичности






мертвая тишина борьба за жизнь




жизнь


смерть

описание утра

Слайд 39Рассказ Казакова – это произведение не только о взрослении, но и

о нравственной ответственности человека за свои поступки. Яшка не только спас Володю. Он поднялся на новую нравственную высоту, преодолев злость, раздражения, страх за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла настоящая истинная любовь, которая одна должна царить в душе человека.
Рассказ Казакова – это произведение не только о взрослении, но и о нравственной ответственности человека за свои

Слайд 40Главное в жизни оставаться Человеком, несмотря ни на какие испытания, быть

добрым, милосердным
Главное в жизни оставаться Человеком, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным

Слайд 41Без ошибок не прожить на свете,
Коль весь век не прозябать в

тиши.
Только б, дочка, шли ошибки эти
Не от бедности – от щедрости души.
Не беда, что тянешься ко многому:
Плохо, коль не тянет ни к чему.
Не всегда на верную дорогу мы
Сразу пробиваемся сквозь тьму.
Но когда пробьешься – не сворачивай –
И на помощь маму не зови…

Наказ дочери
Ю.Друнина

Без ошибок не прожить на свете,Коль весь век не прозябать в тиши.Только б, дочка, шли ошибки этиНе

Слайд 42Я хочу, чтоб чистой и удачливой
Ты была в работе и в

любви.
Если горько вдруг обманет кто-то,
Будет трудно, но переживешь.
Хуже, коль полюбишь по расчету
И на сердце приголубишь ложь.
Ты не будь жестокой с виноватыми,
А сама виновна – повинись.
Всё же люди, а не автоматы мы,
Всё же непростая штука – жизнь…
Я хочу, чтоб чистой и удачливойТы была в работе и в любви.Если горько вдруг обманет кто-то, Будет

Слайд 43Тест
1. Жанр произведения:
а) очерк;
2. В описании Яшки и Володи

используется прием:

3. Во фразе: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укутана туманом» – используется:

б) рассказ;

в) повесть.

а) сопоставление;

б) сравнение;

в) противопоставление.

в) метафора.

б) гипербола;

а) сравнение;

Тест 1. Жанр произведения:а) очерк; 2. В описании Яшки и Володи используется прием:3. Во фразе: «Деревня, будто

Слайд 444. Яшка разозлился на Володю, потому что:
5. «Никого сейчас не любил

он, Яшка, больше Володи, ничего на свете не было ему милее этого бледного лица…», потому что:

6. «Старые штаны и рубаха, босые ноги, испачканные пальцы...» Чей это портрет?

в) не дождался благодарности и восхищения.

б) Володя пошел на рыбалку в ботинках;

а) ему пришлось самому копать червей;

в) не дал погибнуть человеку .

а) всё было позади;

б) спасая Володю, не струсил;

а) Егора

б) Яшки

в) Володи

г) Вадьки

4. Яшка разозлился на Володю, потому что:5. «Никого сейчас не любил он, Яшка, больше Володи, ничего на

Слайд 457. По словам Яшки кто говорил, что в бочаге «осьминоги на

дне лежат»?


8. Какую рыбу словил Яшка?

в) Федя Костылев

б) Мишка Каюненок

а) Завклубом

д) Карася

г) Окуня

в) Леща

б) Сома

а) Щуку

9. Когда тонул Володя, что делал Яшка?

в) продолжал ловить рыбу;

б) пытался его спасти;

а) убежал домой;

г) сам утонул.

7. По словам Яшки кто говорил, что в бочаге «осьминоги на дне лежат»?  8. Какую рыбу

Слайд 4610. Автор не утаил от читателя :
11. Кто собрался на рыбалку

в ботинках?

а) страха и колебаний Яшки;

б) потерю удочки;

в) обиду на Володю.

г) Вадька.

в) Володя;

б) Яшка;

а) Егор;

10. Автор не утаил от читателя :11. Кто собрался на рыбалку в ботинках?   а) страха

Слайд 4713. Кто из ребят стыдился своей неловкости?

14. Развязка в произведении:
12. Типичный

житель сельской местности, знаток настоящей рыбалки – это

г) Вадька.

в) Володя;

б) Яшка;

а) Егор;

г) Вадька.

в) Володя;

б) Яшка;

а) Егор;

в) описание омута.

б) слёзы Яшки;

а) спасение Володи;

13. Кто из ребят стыдился своей неловкости?   14. Развязка в произведении:12. Типичный житель сельской местности,

Слайд 49Домашнее задание:
Напишите письмо от Яшки к Володе или от Володи

Яшке спустя год после описанных в рассказе событий.
Домашнее задание: Напишите письмо от Яшки к Володе или от Володи Яшке спустя год после описанных в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть