Слайд 1Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975)
Крупнейший мыслитель XX века
Слайд 2Михаил Бахтин – крупнейший российский культуролог, историк и теоретик европейской культуры
и искусства, исследователь языка и эпических форм повествования. Создатель новой теории европейского романа, в том числе концепции полифонизма (многоголосия) в литературном произведении.
Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975) родился в Орле в семье банковского служащего. В семье было шестеро детей. Когда ему было 10 лет, семья переехала сначала в Вильно (ныне Вильнюс), а потом в Одессу, где он закончил гимназию. Поступил на историко-филологический ф-т Новороссийского университета, затем перешел в Петроградский университет. По окончании университета преподавал в Невеле в единой трудовой школе. Там сложился тесный круг единомышленников-интеллектуалов: оригинальный мыслитель и литературовед М.И.Коган, философ, поэт и музыковед В.Н.Волошинов, философ и филолог Л.В.Пумпянский. В 1919 году Бахтин опубликовал первую статью - «Искусство и ответственность»
Слайд 35 фактов о Михаиле Бахтине
Михаил Бахтин владел пятью языками - греческим,
латынью, немецким, английским и французским.
Братья Бахтины в детстве под руководством гувернантки разыгрывали сцены из «Илиады» и продолжали устраивать театральные представления даже после её ухода.
В 1973 году филолог Виктор Дувакин в рамках работы над созданием фонда звуковых мемуаров по истории русской культуры первой трети XX века взял у Михаила Бахтина знаменитое 18‑часовое интервью, которое само в свою очередь стало впоследствии предметом научных исследований.
С 1992 года в Витебске издается «Журнал научных разысканий о биографии, теоретическом наследии и эпохе М. М. Бахтина» (изначально - «Ежеквартальный журнал исследователей, последователей и оппонентов М. М. Бахтина») — «Диалог. Карнавал. Хронотоп». После перерыва в 2004—2008 годах журнал с 2009 года выходит два раза в год.
В 2003 году в Орле открылся музей им. М. М. Бахтина.
Слайд 4Михаи́л Миха́йлович Бахти́н — русский философ,культуролог, теоретик европейской культуры и искусства. Исследователь языка, эпических форм
повествования и жанра европейского романа. Создатель новой теории европейского романа, в том числе концепции полифонизма (многоголосия) в литературном произведении. Исследуя художественные принципы романаФрансуа Рабле, Бахтин развил теорию универсальной народной смеховой культуры. Ему принадлежат такие литературоведческие понятия, как полифонизм, смеховая культура, хронотоп, карнавализация,
мениппея,телесный верх и телесный низ.
Бахтин — автор нескольких лингвистических работ, посвящённых общетеоретическим вопросам, стилистике и теории речевых жанров. Интеллектуальный лидер научно-философского круга, который известен как «Круг Бахтина».
Слайд 6В сборник избранных трудов M. M. Бахтина вошли работы, написанные в
разные годы: самая ранняя относится к 1919 году, самые поздние — к началу 1970-х годов. Главные темы работ — искусство и ответственность, автор и герой в эстетической деятельности и произведении искусства, время и пространство в литературе, проблема текста, вопросы методологии гуманитарных наук и другие.
Первое издание вышло в 1979 году.
Слайд 7Основные публикации работ Бахтина: «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья
и Ренессанса» (1965, 1990), «Эстетика словесного творчества» (1979, 1986), «Работы 1920-х годов» (1994), «Проблемы творчества и поэтики Достоевского» (1994) и др. Определяющее влияние на формирование философских взглядов Бахтина оказали философские учения Канта,Кьёркегора, марбургской школы неокантианства, феноменологии.
Слайд 8В последний период творчества Бахтин разрабатывал теорию речевых жанров, концепцию «металингвистики»,
проблему чужого слова как «первофеномена гуманитарного мышления», идею «далеких» и «близких» контекстов, «большого времени» культуры и др. Основные труды Бахтина переведены на многие европейские и восточные языки; проводятся регулярные международные конференции, посвященные Бахтину, выпускаются монографии о нем, издаются «именные» периодические издания. В центре дискуссий западных и отечественных исследователей творчества Бахтина — соотношение бахтинской теории смеха с христианским его пониманием, западноевропейские и русские источники бахтинских идей, реальная осуществимость в художественной практике полифонической формы романа, конкретная лингвистическая верификация идеи двухголосого слова как единой конструкции, концепция романа и истории развития литературы в целом, концептуальная совместимость полифонической и карнавальной теорий, религиозная позиция самого Бахтина и т. п. Особую проблему составляет авторство т. н. «девтероканонического корпуса».
Слайд 10«Он голодал и мерз в холодной школе так же, как и
мы все. Но как только начинался урок, он забывал обо всем. Рассказывал нам взахлеб, размахивая руками, и неустанно ругал школьные учебники: «Какого черта вы их читаете, — говорил он нам. — Надо читать произведение, само произведение, целиком и полностью. И мы все сидели с раскрытыми ртами, забыв, что уже давно прозвенел звонок», - Валентина Рак, ученица Михаила Бахтина.
Слайд 11Литература
Библер В. С. М. М. Бахтин, или Поэтика культуры. — М.: Прогресс, 1991. — 176 с.
Аверинцев С.
С., Давыдов Ю. Н., Турбин В. Н. и др. М. М. Бахтин как философ. — М.: Наука, 1992. — 256 с.
Клюева И. В., Лисунова Л. М. М. М. Бахтин — мыслитель, педагог, человек. — Саранск, 2010. — 468 с. — 300 экз.
Махлин В. Л. Михаил Михайлович Бахтин. — М. 2010. — 440 с. — (Философия России второй половине XX в.).