Слайд 3Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не
встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
М. Исаковский
Слайд 4Русская басня
Жанр басни полюбили русские поэты.
Первые басни писал ещё в XVII
веке Симеон Полоцкий.
В 1-й половине XVIII века басни писали А. Д. Кантемир и В. К. Тредиаковский.
Развитие жанра басни в России относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова и И. И. Дмитриева.
Василий Кириллович
Тредиаковский
Александр Петрович Сумароков
Иван Иванович Дмитриев
Слайд 5В 1812 году Крылов поступил Гоголь не зря называл басни Крылова
«книгой мудрости самого народа», ведь в них отразились те человеческие качества, которые сами люди воспринимают как пороки и недостатки и всеми способами стараются искоренить. Звери и вещи, говорящие понятным нам языком, обладающие характерами, которые мы с легкостью можем заметить у наших знакомых и окружающих, помогают нам критически взглянуть на самих себя, стать честнее, добрее, трудолюбивее.в Публичную библиотеку, где прослужил библиотекарем более 30 лет. Одновременно со службой он работал над созданием своих басен, через каждые 2-3 года подготавливая новые книги. В 1838 году литературная общественность отметила 50-летие его литературной деятельности. В 1841 году Крылов вышел в отставку и поселился на Васильевском острове. Умер И.А.Крылов в 1844году. «Дедушкой Крыловым» назвал народ своего баснописца.
Слайд 6Памятник Крылову
В Санкт-Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу. Крылов
изображён сидящим в кресле, . Постамент памятника украшен фигурами героев его басен. До этого ни одному писателю памятников не сооружалось. Средства на него собирал весь народ. Устроили конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе победил Пётр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с художниками Карлом Брюлловым и Александром Агиным.
Подумайте, почему Крылов был удостоен такой чести?
Слайд 7Что же такое басня?
Небольшой рассказ, часто стихотворный
Делится на 2 части:
основное повествование
и мораль (нравоучительный вывод),
Аллегория (иносказание; изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек)
Олицетворение (о неодушевленных предметах говорится, как об одушевлённых)
Персонажи (герои) – животные
Диалог (разговор двух или более героев)
Разговорный язык
Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл.
Слайд 8Жанр басни в творчестве И.А.Крылова
Первую басню написал в 11 лет.
Расходились
книги басен огромными по тем временам тиражами, переиздавались каждые 3 – 4 года. В первом сборнике было 20 басен, в последнем – почти 200.
Своеобразие басен Крылова в том, что он не просто обличал человеческие пороки, но именно те, которые есть в русских людях. Его герои – типичные для своего времени (т.е. часто встречающиеся).
Многие басни написаны о каком-то реальном историческом событии, например об Отечественной войне 1812 года.
Особенность языка басен Крылова – использование разговорной лексики.
Строчки разной длины, что помогает передать разговорную речь.
Слайд 9Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось соловью на шум их прилететь.
Из каких басен строки?
Слайд 10К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь,- цены
не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит.
Слайд 11«Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай.» -
«Соседушка, я сыт по горло. – «Нужды
нет,
Ещё тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!»
Слайд 12Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё
не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Слайд 13«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
здесь чистое мутить питьё моё
с песком и с илом?
За дерзость такову я голову с тебя сорву.»
Слайд 15Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом,
глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.! – промолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти жёлуди на мне растут!»
Слайд 16«Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я
даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра»
Слайд 17«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до
вешних только дней
Прокорми и обогрей!»
Слайд 18За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит петуха7
За то, что хвалит
он Кукушку.
Из какой басни мораль?
Слайд 19Кто виноват из них, кто прав,-
Судить не нам;
Да только воз и
ныне там.
Слайд 20Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё
не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Слайд 21У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но
мы Истории не пишем;
А вот о том как в баснях говорят.
Слайд 22Избави, бог, и нас от этаких судей.
Слайд 23Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
но только всё
не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Слайд 24Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет
из него не дело, только мука.
Слайд 25А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не
тратить
по-пустому,
Где нужно власть употребить.
Слайд 26Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!
Слайд 27Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все учёные
труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Слайд 28Эх, эх!- ей Моська отвечает,-
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я,
совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на слона!»
Слайд 29«Послушай-ка, сосед,-
Тут ловчий перервал в ответ,-
Ты сер, а я, приятель, сед,
И
волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой.»
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
Слайд 30«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».
Слайд 31И.А.Крылов возвёл русскую басню в оригинально-классическое достоинство. Невозможно дать большего простодушия
рассказу, большей народности языку, большей осязаемости нравоучению. В каждом его стихе виден русский здравый ум. Он похож природою описаний на Лафонтена, но имеет свой особый характер: его каждая басня – сатира, тем сильнейшая, чем она коротка и рассказана с видом простодушия.
А Бестужев.