Презентация, доклад по литературе 10 класс А.П. Чехов Вишневый сад

Содержание

В пьесе «Вишневый сад» соединились и личные переживания А.П. Чехова, и сюжетные лейтмотивы его предыдущих произведений, и настроения, характерные для всего русского искусства ру­бежа XIX—XX веков. Чехову, как и героям его пьесы, пришлось пережить продажу дорогого

Слайд 1ПЬЕСА А.П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД»
И РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ

ПЬЕСА А.П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД» И РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ

Слайд 3В пьесе «Вишневый сад» соединились и личные переживания А.П. Чехова, и

сюжетные лейтмотивы его предыдущих произведений, и настроения, характерные для всего русского искусства ру­бежа XIX—XX веков. Чехову, как и героям его пьесы, пришлось пережить продажу дорогого его сердцу дома: первый раз в 16 лет, когда его отец, мелкий таганрогский купец, разорил­ся и бежал от долговой тюрьмы в Москву; вто­рой раз — когда пришлось продавать свою маленькую усадьбу в Мелихове, в устройство которой было вложено столько труда и любви и с которой было связано столько светлых воспоминаний.
В пьесе «Вишневый сад» соединились и личные переживания 	А.П. Чехова, и сюжетные лейтмотивы его предыдущих произведений, и

Слайд 4В «Вишневом саде» Раневская и Гаев, прощаясь со своим родным гнездом,

не могут сдержать слез, а 17-летняя Аня — в веселом оживлении, ей не терпится вырваться в большой мир, и с предвкушением новой жизни у нее связано столько радостных ожи­даний. Оба эти настроения были знакомы са­мому Чехову. Для его родителей поспешный отъезд из Таганрога был драмой, а юный Ан­тоша, кончавший гимназию и мечтавший о ме­дицинском факультете, покидал проданный отцовский дом с такими же светлыми надеж­дами, как и Аня. Его письма из Таганрога в Москву, оживленные и наполненные шутками, порой вызывали у отца обиду и раздражение. Зато позднее, когда Антону Павловичу по на­стоянию врачей пришлось перебираться на жительство в Ялту, расставание с любимым Мелиховым было грустным и тяжелым.
В «Вишневом саде» Раневская и Гаев, прощаясь со своим родным гнездом, не могут сдержать слез, а 17-летняя

Слайд 7Мотив разорения и продажи дома за дол­ги нашел отражение в рассказах

Чехова «Чу­жая беда» (1886) и «У знакомых» (1898). Но сюжет, воплотившийся в пьесе «Вишневый сад», был, возможно, подсказан Чехову худож­ником И.Н.Крамским. В 1888 году Чехов поз­накомился с изданными посмертно письмами и статьями Крамского, которые прислал ему
А.С.Суворин. Эта книга произвела на Чехова большое впечатление, и 3 апреля 1888 года он писал Суворину о Крамском: «Какая умница!
Если бы он был писателем, то писал бы не­пременно длинно, оригинально и искренне, и я жалею, что он не был писателем».
Мотив разорения и продажи дома за дол­ги нашел отражение в рассказах Чехова «Чу­жая беда» (1886) и «У

Слайд 8В своих письмах художник рассказывал знакомым о замысле картины «Осмотр старого

барского дома». Сюжет картины постепенно менялся. Сначала Крамской намеревался изобразить «старого породистого барина», вернувшегося в свое родовое имение, видимо, из-за грани­цы, в сопровождении «иностранок сомнитель­ного вида». Владелец имения разорен и те­перь показывает свой дом «толстому купцу», который намеревается его купить1. Картина должна была строиться на психологическом контрасте: хозяину в этом старом доме бес­конечно дорог каждый уголок, а купец с равно­душно придирчивым видом осматривает обветшавшие интерьеры, ища повод сбавить цену.
В своих письмах художник рассказывал знакомым о замысле картины «Осмотр старого барского дома». Сюжет картины постепенно менялся.

Слайд 9В окончательном варианте художник от­казался от этой нарочитой «рассказности»'. Новый эскиз

стал простым, лаконичным, но более многозначным. В огромной сумрачной зале со старинными портретами и мебелью в чехлах стоит человек. Слуга возится с замком, отпирая следующую дверь. Мы не знаем: хозяин ли это после долгого отсутствия вер­нулся в родное гнездо, или случайный гость захотел осмотреть старинную усадьбу, или по­тенциальный покупатель оценивает выгоды возможного приобретения... Зритель сам ста­новится как бы соавтором картины, додумывая перипетии сюжета и создавая по авторским намекам свой лирический рассказ. Возможно, Чехов не только читал об истории картины «Осмотр старого барского дома», но и видел ее последний вариант на посмертной выстав­ке произведений Крамского или уже в Третья­ковской галерее, где писатель побывал в 1888 году как раз в то время, когда он был увлечен чтением писем художника.
В окончательном варианте художник от­казался от этой нарочитой «рассказности»'. Новый эскиз стал простым, лаконичным, но более многозначным.

Слайд 11Основные смысло­вые ходы неосуществленного первоначального варианта картины Чехов воплотит впоследст­вии в

«Вишневом саде». Только здесь из-за границы возвращается героиня. Но фигура «породистого барина», ее брата, тоже присут­ствует. Покупателем имения также окажется купец, которому не дорог ни дом, ни сад. Есть даже иностранка с «сомнительным» происхож­дением — Шарлотта. Но ее судьба в изобра­жении Чехова станет одним из проявлений общей неустроенности, одинокости, «бездом­ности» людей в современном мире.
Основные смысло­вые ходы неосуществленного первоначального варианта картины Чехов воплотит впоследст­вии в «Вишневом саде». Только здесь из-за границы

Слайд 15Пьеса Чехова также строится на психоло­гических контрастах. Любовь Андреевна с нежностью

смотрит на каждую вещь в доме, который после долгой разлуки стал ей еще до­роже: «Я не переживу этой радости... Смейся надо мной, я глупая... Шкафик мой род­ной... (Целует шкаф.) Столик мой...» Расчувствовавшийся Лопахин вдруг заявляет: «Мне хочется сказать вам что-нибудь очень прият­ное, веселое...» И говорит такое, что приводит и горестное недоумение Гаева и Раневскую: ради того, чтобы избежать разорения, необхо­димо вырубить сад, снести дом и землю сдать дачникам в аренду. Но что для них значит эта земля без любимого дома и без прекрасного сада? Однако этот контраст у Чехова оказыва­ется более глубоким.
Пьеса Чехова также строится на психоло­гических контрастах. Любовь Андреевна с нежностью смотрит на каждую вещь в доме,

Слайд 16Не случайно, когда Ло­пахин говорит о необходимости сломать дом, Гаев и

Раневская слушают молча, а когда речь заходит об участи сада, оба дружно начинают протестовать. Сад они воспринимают не как личную собственность, которой они могут рас­поряжаться по своему усмотрению, а как див­ную красоту, ставшую достоянием всей Рос­сии. Раневская говорит: «Вырубить? Милый мой, просто вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш виш­невый сад», Гаев добавляет: «И в “Энциклопе­дическом словаре” упоминается про этот сад».
Не случайно, когда Ло­пахин говорит о необходимости сломать дом, Гаев и Раневская слушают молча, а когда речь

Слайд 17Вероятно, имелся в виду знаменитый словарь Брокгауза и Ефрона, в котором,

помимо про­чих сведений, рассказывалось о городах и селениях России и их главных достопримеча­тельностях. Для Гаева и Раневской существу­ет представление о тех высших ценностях, которые нельзя губить даже ради собственно­го спасения. Лопахин действительно этого не в состоянии понять. Для него единственная ценность — сиюминутная выгода и нет ничего заветного, чего бы нельзя было продать или уничтожить ради этой выгоды.
Вероятно, имелся в виду знаменитый словарь Брокгауза и Ефрона, в котором, помимо про­чих сведений, рассказывалось о городах

Слайд 18Если современ­ники Чехова нередко ссылались на высказыва­ние Ф.М.Достоевского о том, что

«красота спасет мир», то Чехов утверждает, что для этого люди сначала должны научиться спасать красоту.
Картина Крамского «Осмотр старого бар­ского дома» положила начало целой серии по­лотен, посвященных уходящей жизни «дворян­ских гнезд». Одна из картин В.М.Максимова так и называлась: «Все в прошлом» (1889). На картине изображена старая барыня, владели­ца огромного, в духе усадеб XVIII века, а теперь обветшавшего и разрушающегося особняка.

Если современ­ники Чехова нередко ссылались на высказыва­ние Ф.М.Достоевского о том, что «красота спасет мир», то Чехов утверждает,

Слайд 20Возможно, когда-то в этом доме ус­траивались пышные празднества вроде тех, о

которых в чеховской пьесе вспоминает старый Фирс: «Прежде у нас на балах танцевали гене­ралы, бароны, адмиралы...» Может, в такие же воспоминания о былом погружена и героиня Максимова, до сих пор носящая чепец с обор­ками по старинной моде. Рядом с ней — вер­ная служанка, даже после отмены крепостного права не покинувшая свою госпожу и постоян­но хлопочущая о ее удобствах. Она и подуше­чку подложила барыне под ноги, и не забыла к чаю подать все, что та любит, и собаке выне­сла корытце с едой, и ковер вывесила посу­шить на солнечном припеке. В то время как барыня задремала на солнышке, ее служанка что-то вяжет, может быть, теплый шарф или носки для своей госпожи.
Возможно, когда-то в этом доме ус­траивались пышные празднества вроде тех, о которых в чеховской пьесе вспоминает старый

Слайд 21Эта старушка-хлопотунья сродни чеховскому «долголетнему» Фирсу, который уверен, что его непрестанны­ми

заботами только и держится еще дом. Он, словно ребенка, одевает Гаева, ревниво сле­дит, чтобы тот вовремя лег спать. Когда в пер­вом действии Раневская садится пить кофе, Фирс, по авторской ремарке, услужливо «кла­дет ей под ноги подушечку» и недовольно по­крикивает на горничную Дуняшу, которая за­была подать к кофе сливки. Даже нездоровье не может заставить Фирса забыть о своих обязанностях. В -третьем действии в ответ на заботу Раневской, предложившей ему уйти к себе и отдохнуть, Фирс с достоинством отве­чает: «Я уйду спать, а без меня тут кто подаст, кто распорядится? Один на весь дом».
Эта старушка-хлопотунья сродни чеховскому «долголетнему» Фирсу, который уверен, что его непрестанны­ми заботами только и держится еще дом.

Слайд 22На полотне Максимова пейзаж приобрета­ет символическое звучание. Весенние цветы сирени напоминав

о вечном законе земного обновления. А рядом с разрушающимся до­мом — засохшее дерево. Оно еще стоит, но его голые ветви уже мертвы и не могут ото­зваться на могучий зов возрождающейся при­роды. Это —. словно параллель к образу ста­рой хозяйки особняка, которая уже неспособ­на понять и принять новой, меняющейся на ее глазах действительности, и доживает свой век в воспоминаниях о прошлом. В пьесе Чехова жизнь природы так же становится параллелью психологическому состоянию героев. В пер­вом действии весеннему цветущему саду уг­рожают утренник заморозки. И рядом с радо­ стным настроением вернувшейся в свой дом Раневской и надеждами героев на спасение усадьбы предвестием беды звучит печальная реплика Вари: «В августе будут продавать имение». В финале пьесы Лопахин говорит: «На дворе октябрь, а солнечно и тихо, как ле­том».
На полотне Максимова пейзаж приобрета­ет символическое звучание. Весенние цветы сирени напоминав о вечном законе земного обновления. А

Слайд 23Тема осени, увядающей природы созву­чна рассказу о конце «дворянского гнезда» и

печали расстающихся с родным домом хозяев. А «солнечный» колорит воплощается в светлых мечтах Ани, нетерпеливо стремящейся на­встречу новой жизни. Пейзажная ремарка вто­рого действия чеховской пьесы требовала не­обычного для сцены перспективного изобра­жения с далеким горизонтом: «Поле. Старая, покривившаяся, давно заброшенная часовен­ка, возле нее колодец, большие камни, когда- то бывшие, по-видимому, могильными плита­ми, и старая скамья. Видна дорога в усадьбу Гаева. В стороне, возвышаясь, темнеют топо­ли: там начинается вишневый сад. Вдали ряд телеграфных столбов, и далеко-далеко на го­ризонте обозначивается большой город...»
Тема осени, увядающей природы созву­чна рассказу о конце «дворянского гнезда» и печали расстающихся с родным домом хозяев.

Слайд 24Эта декорация близка мотивам картины И.И. Левитана «Над вечным покоем» (1896).

Недаром К.С. Станиславский, сообщая в письме Чехову о том, как идет работа над спектаклем, писал: «Общий тон декорации — левитановский». У Левитана старая часовня и покосившиеся кресты на фоне огромных просторов неба и воды напоминают о хрупкости и быстротеч­ности человеческой жизни перед лицом Веч­ности. Это настроение отразилось и в письме Левитана
А.П. Чехову 3—15 июля 1896 года: «Века, смысл этого слова ведь просто траги­чен, века — это есть нечто, в котором потону­ли миллиарды людей, и потонут еще, и еще, и без конца; какой ужас, какое горе!»
Эта декорация близка мотивам картины И.И. Левитана «Над вечным покоем» (1896). Недаром К.С. Станиславский, сообщая в письме

Слайд 26В пьесе Чехова тоже рассказывается о неумолимом движении времени и об

исчезающих в бездне Вечности человеческих жизнях. В начале пье­сы упоминается старинный шкаф, сделанный сто лет назад. Эта деталь свидетельствует об одном из этапов становления и, видимо, рас­цвета дворянского имения. А его предположи­тельная история уходит своими корнями еще глубже, в блестящий век Екатерины II, когда освобожденное от обязательной службы дво­рянство с рвением занялось благоустройством своих провинциальных усадеб. Фирс помнит еще деда Раневской, своенравного оригинала: «Барин покойный, дедушка, всех сургучом пользовал, от всех болезней». Об отце же Ра­невской он сообщает: «Меня женить собира­лись, а вашего папаши еще на свете не было». Гаев встречает Раневскую словами: «А без те­бя тут няня умерла». Но «левитановская» тема у Чехова дополняется новыми нюансами.
В пьесе Чехова тоже рассказывается о неумолимом движении времени и об исчезающих в бездне Вечности человеческих жизнях.

Слайд 27Не­даром он так настаивал на точном воспроиз­ведении декорации второго действия. В

пьесе повествуется не только о смене трех поколе­ний владельцев вишневого сада, но и о тех со­циально-политических и нравственно-психологических сдвигах, которые происходили в рус­ском обществе с рубежа XVIII—XIX до рубежа XIX—XX столетий. Во втором действии пейзаж рассказывает о движении истории. Герои ока­зываются посередине между вишневым садом (уходящим в прошлое усадебным бытом) и да­леким «большим городом» (символом новой, буржуазной действительности с ее урбаниза­цией, телеграфом, железными дорогами и де­ловым практицизмом).
Не­даром он так настаивал на точном воспроиз­ведении декорации второго действия. В пьесе повествуется не только о смене

Слайд 28Сам пейзажный прос­тор этого действия подсказывает героям и широкие, небудничные темы

для разговора: о предназначении человека на земле, о смерти и возможном бессмертии, о критериях исто­рического прогресса. Гаев рассуждает: «Вот железную дорогу построили, и стало удобно. Съездили в город и позавтракали...» Но тут же выясняется обманчивость благ буржуазной ци­вилизации. Технический прогресс не принес духовного совершенствования, и вместо улуч­шения общественно-социального бытия полу­чили, по словам Пети Трофимова, «только грязь, пошлость, азиатчину». Трофимов возму­щается: «Все серьезны, у всех строгие лица, все говорят только о важном, философствуют, а между тем у всех на глазах рабочие едят от­вратительно, спят без подушек, по тридцати, по сорока в одной комнате, везде клопы, смрад, сырость, нравственная нечистота... И, очевидно, все хорошие разговоры у нас для того только, чтобы отвести глаза себе и дру­гим».
Сам пейзажный прос­тор этого действия подсказывает героям и широкие, небудничные темы для разговора: о предназначении человека на

Слайд 29Лопахин, вращающийся в мире новых «хозяев жизни», успешно сколачивающих ка­питалы, убедился,

что они меньше всего спо­собны заботиться о благе народа и о процве­тании России: «У меня постоянно деньги свои и чужие, и я вижу, какие кругом люди. Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей». И в то же время красота бескрайних про­странств русской земли даже в прагматичном Лопахине рождает страстную тоску по каким- то иным, более совершенным и значительным формам человеческого существования: «Гос­поди, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны по-настоящему быть великана­ми...»
Лопахин, вращающийся в мире новых «хозяев жизни», успешно сколачивающих ка­питалы, убедился, что они меньше всего спо­собны заботиться

Слайд 30Рассказ о русских раздольях, пробужда­ющий мечты о гармонии человеческого бытия, стал

лейтмотивом пейзажной живописи того времени и в разных вариациях воплотился и в светлой лирике картин И.И.Левитана «Вечер­ний звон» (1892), «Золотая осень» (1895), и в эпических полотнах И.И.Шишкина «Рожь» (1878), «Лесные дали» (1884), и в картине А.М.Васнецова «Родина» (1886).
Рассказ о русских раздольях, пробужда­ющий мечты о гармонии человеческого бытия, стал лейтмотивом пейзажной живописи того времени и

Слайд 36Чуть ранее чеховской пьесы была написа­на необычная картина В.Э.Борисова-Мусатова «Весна» (1901).

На полотне — стена освещен­ного солнцем дома, белый цветущий сад и словно тающая в кипени цветов, на глазах зрителя исчезающая фигура женщины в лег­ком белом платье, со старинной прической ло­конами и шалью, наброшенной по старинной моде. Эта картина — словно видение наяву, которое мелькнуло вдруг перед Раневской, засмотревшейся в окно на цветущий сад: «Посмотрите, покойная мама идет по саду... в белом платье!» — «Где?» — с надеждой выры­вается у Гаева, хотя невероятность такого явления очевидна. Но видение исчезло, и Ра­невская разочарованно поясняет: «Никого нет, мне показалось. Направо, на повороте к бе­седке, белое деревцо склонилось, похоже на женщину...»
Чуть ранее чеховской пьесы была написа­на необычная картина В.Э.Борисова-Мусатова «Весна» (1901). На полотне — стена освещен­ного солнцем

Слайд 38Женская фигура на картине Бори­сова-Мусатова плывет зыбкой бесплотной тенью, и ее

светлое платье с крапинками словно готово обратиться в воздушный силуэт пронизанного игрой света и тени цветущего деревца. Это действительно видение о про­шлом. Недаром одна из следующих картин ху­дожника так и называется — «Призраки» (1903). Около обветшавшего особняка в неяр­ком предрассветном освещении скользят жен­ские тени в белом, напоминающие или ожив­шие скульптурные изображения, украшающие фасад дома, или клочья расходящегося тума­на. Создается впечатление, будто зритель видит сны старого дома, грезящего о своем величественном прошлом, о людях, которые когда-то здесь жили и ходили по аллеям.
Женская фигура на картине Бори­сова-Мусатова плывет зыбкой бесплотной тенью, и ее светлое платье с крапинками словно готово

Слайд 40«В последний раз взглянуть на стены, на окна... По этой комнате

любила ходить покой­ная мать...» На что бы они ни посмотрели, везде перед ними встают призраки, невиди­мые другим.
Усадебная жизнь в представлении Чехова и его современников приобретала особенный, поэтический ореол. Сам Чехов в письме НАЛейкину 12—13 октября 1885 года писал: «Ужасно я люблю все то, что в России называ­ется имением. Это слово еще не потеряло своего поэтического оттенка». Художник В.Н.Бакшеев, приехав погостить к другу в ма­ленькую усадьбу, написал картину «В родном гнезде» (1891). Заросшие дорожки сада, ма­ленький домик с террасой, на которую внесли кипящий самовар, нежная забота бабушки о приехавшем на лето внуке, задумчиво присев­шем на ступени террасы, — все это создавало светлое, лиричное настроение.
«В последний раз взглянуть на стены, на окна... По этой комнате любила ходить покой­ная мать...» На что

Слайд 42В творчестве художников С.Ю.Жуковского и С.А.Виноградова тема старой усадьбы становится элегичес­ким

лейтмотивом. Чаще всего на их полотнах нет людей, но все: архитектура особняков, ин­терьеры комнат, старая мебель, портреты на стенах, вещи — рассказывает о жизни, которая уходит в прошлое. И этот рассказ проникнут сочувственной теплотой и грустью.
Грусть при виде разрушающихся и уничто­жаемых усадеб стала одним из характерных настроений общественно-художественной жизни конца XIX века. Современник Чехова Г.К.Лукомский свидетельствовал: «Именно те, которые не имели ничего собственного, — поэты, литераторы и художники, любители и даже чиновники, мечтавшие о прелестях усадьбы, бедные горожане, задыхающиеся ле­том в душных петербургских квартирах, — все они полюбили усадьбу, ее архитектурные красоты больше, чем сами владетели»4
В творчестве художников С.Ю.Жуковского и С.А.Виноградова тема старой усадьбы становится элегичес­ким лейтмотивом. Чаще всего на их полотнах

Слайд 49. Уса­дебная жизнь расценивалась двояко. С одной стороны, она стала символом

того социально- экономического уклада, при котором благо­денствие одних строилось на каторжном труде и бесправии других. И уничтожение этого «греховного» крепостнического порядка вос­принималось как историческая неизбежность, восстановление некой высшей справедливо­сти. Недаром тема греха стала лейтмотивом чеховской пьесы. На балу, некстати затеянном Раневской во время торгов имения, один из гостей начинает декламировать поэму А.К.Толстого «Грешница». Это не просто хара­ктеристика популярного репертуара чтецов того времени. Здесь есть и внутренние сопос­тавления, недаром поэма о грешнице, начина­ ющаяся описанием пира («Народ кипит, весе­лье, хохот, / Звон лютней и кимвалов гро­хот...»), звучит на балу в доме женщины, о ко­торой даже брат говорит: «Надо сознаться, она порочна...» Поэма Толстого о грешнице, потрясенной встречей с Христом и раскаяв­шейся, проникнута торжественным пафосом.
. Уса­дебная жизнь расценивалась двояко. С одной стороны, она стала символом того социально- экономического уклада, при котором

Слайд 50В чеховской пьесе контрастом этой поэме ста­новится комичная сцена столкновения греш­ницы

Раневской и чистого сердцем «смешного чудака» Пети Трофимова, который пытался было обратить Раневскую на путь добродете­ли, но кончил паническим бегством, упав при этом с лестницы. Но есть и иные, более глу­бокие ассоциации. Ведь все, кто собрался в доме Раневской, грешники, не чувствующие своего исторического, сословного греха, жи­вущие за чужой счет и привычно попирающие те принципы добра, справедливости и брат­ской любви, которые они прославляют литера­турными декламациями. Даже случайное пока­яние непостоянной в своих настроениях Раневской: «Господи, Господи, будь милостив, прости мне грехи мои!» — связано лишь с на­рушением ею норм семейно-бытовой морали.
В чеховской пьесе контрастом этой поэме ста­новится комичная сцена столкновения греш­ницы Раневской и чистого сердцем «смешного чудака»

Слайд 51А Петя Трофимов рассуждает с Аней об ином, социальном грехе, к

которому причастна ее семья: «Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владев­шие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие сущест­ва, неужели вы не слышите голосов...» Ранев­ская и ее гости не способны ни сознать этот грех, ни почувствовать неотвратимость исто­рического возмездия, о котором предупреж­дает Петя: «Искупить его можно только стра­данием, только необычайным, непрерывным трудом». Чтение поэмы о грешнице, которой открылась истина, прерванное с первых же строк бойким вальсом и танцами гостей, жаж­дущих бездумных развлечений, становится символической деталью.
А Петя Трофимов рассуждает с Аней об ином, социальном грехе, к которому причастна ее семья: «Подумайте, Аня:

Слайд 52Но, с другой стороны, усадебная жизнь для Чехова и его современников

— это гармо­ничное единение человека и природы, делаю­щее человеческую душу более утонченной, чуткой и возвышенной. Новый век с развитием техники, железных дорог, с разрастанием больших городов все дальше уводил человека от природы, и это угрожало самыми непред­сказуемыми последствиями. В чеховской пье­се недаром упоминается имя английского уче­ного Г.Бокля. В России того времени очень популярной стала его теория о влиянии клима­та, географической среды и природного ланд­шафта не только на нравы и взимоотношения людей, но даже на их философию и общест­венную жизнь. В России распространению этих идей способствовали труды А.П.Щапова. Большое влияние оказали эти теории на ми­ровоззрение и творчество Чехова, естествен­ника по образованию.
Но, с другой стороны, усадебная жизнь для Чехова и его современников — это гармо­ничное единение человека и

Слайд 53В письме А.С.Суворину 18 октября 1888 года он размышлял: «Леса обуславливают

климат, климат влияет на хара­ктер людей и т.д. и т.д. Нет ни цивилизации, ни счастья, если леса трещат под топором, ес­ли климат жесток и черств, если люди тоже жестки и черствы...» И в пьесе «Вишневый сад» он дает понять, что не смогут построить цивилизованного и счастливого общества те, под чьими топорами гибнут прекрасные сады. Если несправедливо было то, что раньше иде­ал усадебной жизни, единения человека и природы становился уделом избранных, то еще более страшной представляется утрата этого идеала вообще.
В письме А.С.Суворину 18 октября 1888 года он размышлял: «Леса обуславливают климат, климат влияет на хара­ктер людей

Слайд 54Мечта Пети и Ани о том, чтобы вся Россия превратилась в

цветущий сад и благодатная гармония с природой стала возможностью для каждого человека, была мечтой и Чехова, и его современников. Б.Зингерман писал: «Усадьба у Чехова — воспоми­нание о прошлом и мечта о будущем, это место, рассказывающее о том, как люди жили когда-то, и о том, как они, может быть, будут жить когда-нибудь»5.
Мечта Пети и Ани о том, чтобы вся Россия превратилась в цветущий сад и благодатная гармония с

Слайд 55Пьесу Чехова, в которой сад символизиру­ет историческую судьбу всей России, искусст­воведы

нередко сравнивают с последней кар­тиной Левитана «Озеро», имевшей и другое название — «Русь». Эта картина, светлым за­вещанием обращенная в будущие века, напо­минает мудрые чеховские слова из рассказа «Крыжовник» о том, что человеку для счастья нужен не узкий собственнический мирок, «а весь земной шар, вся природа, где бы на про­сторе он мог бы проявить все свойства и осо­бенности своего свободного духа». Эта же мечта заключена и в подтексте чеховской пье­сы «Вишневый сад».
 
 
Пьесу Чехова, в которой сад символизиру­ет историческую судьбу всей России, искусст­воведы нередко сравнивают с последней кар­тиной Левитана

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть