Слайд 1Технология оценочной деятельности
в условиях ФГОС
Золотухина Е.И.,
учитель русского языка и
литературы
МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия № 1»
Слайд 2ВИДЫ КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
предварительный;
текущий;
тематический;
итоговый.
Слайд 3Методы контроля
устный;
комбинированный опрос;
проверка на основе письменных, графических и практических работ;
программированный;
стандартизированный (машинный и безмашинный) контроль;
тестовая проверка;
метод проектов.
Слайд 4Как оценивать?
Как оценивать?
Что оценивать?
С какой целью оценивать работу ученика
на уроке?
(следует оценивать всякую деятельность детей, направленную на добывание знаний и прежде всего успехи )
Слайд 5Взаимооценка
Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля, взаимооценки
.
Слайд 6Формирование самооценки
у учащихся.
Дать рецензию ответа по следующему алгоритму:
достоинства ответа;
замечания;
дополнения;
исправления;
общий вывод.
Слайд 7Какие же принципы следует положить в основу формирования у детей умения
самооценки?
иметь четкое представление о цели учебной деятельности;
иметь четкое представление о познавательных результатах своей учебной деятельности;
четко представлять, какими навыками и умениями обучающийся должен владеть в том или ином классе;
понимать, что самооценка нужна для того, чтобы процесс его учения становился сознательным, а следовательно, более эффективным.
Слайд 8Воспитательная функция самоконтроля
умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном;
умение анализировать
правильность (неправильность) выбора способа учебного действия, средств достижения цели;
поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей исправления.
Слайд 9Критериальное оценивание
Способ оценивания того или иного параметра (знаний, умений, компетенций) на
основе критериев, т.е. объективных показателей выраженности данного параметра, которые могут быть выявлены путем наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа представленного результата.
Слайд 10Особенности критериального подхода
Оценка образовательных достижений учащихся становится открытой, более объективной, прозрачной.
Способствует
установлению доброжелательных отношений между участниками образовательного процесса.
Появляется возможность рефлексии деятельности ученика.
Ученик осмысливает результаты своей деятельности.
Позволяет выделить отдельные элементы работы и оценивать их поэлементно.
Позволяет повысить уровень обученности и качество знаний учащихся.
Слайд 11Критерии оценивания устного ответа
по литературе
Логика при изложении содержания ответа на
вопрос, выявленные знания соответствуют объему и глубине их раскрытия в учебнике.
Использование научной терминологии в контексте ответа.
Объяснение причинно-следственных и функциональных связей.
Умение оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Эмоциональное богатство речи, образное и яркое выражение мыслей.
Слайд 14Оценочная шкала
«Лестница достижений»
Ученик получает сначала задания первого (базового) уровня, выполнив которые
может перейти на второй уровень. Если не справляется хотя бы с одним заданием (задание не выполнил или выполнил с ошибкой) или попросил помощь учителя, помощь одноклассника, то не может перейти на другой уровень. Снова получает набор заданий первого уровня. Главное условие перехода на следующий уровень: все задания выполняются правильно и только самостоятельно!
Слайд 15Рефлексивное оценивание
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а обучающийся, анализируя, осознаёт свои
возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Обучающийся осознаёт, что он может предпринять, чтобы ему было комфортно в этой среде.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Слайд 16Рефлексия деятельности
1. Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.
В конце урока обучающимся предлагается
устно или письменно закончить следующие предложения:
«На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…»;
«Я похвалил бы себя…»;
«Особенно мне понравилось…»;
«Сегодня мне удалось…»;
«Я сумел…»;
«Было трудно…»;
«Я понял, что…»;
«Я научился…» и т.п.
Слайд 18Упражнение «Плюс – минус – интересно».
Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить
таблицу из трех граф.
В графу со знаком «+» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению обучающегося могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «-» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Слайд 19Рефлексивная самооценка «Синквейн».
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе
изученного материала.
Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.