Слайд 1Учитель русского языка и литературы
МБОУ УБСОШ
Попова Татьяна Николаевна.
Слайд 2Что такое творчество?
Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца.
Педагогическое
кредо, девиз:
Будь оригинален, неповторим, ТВОРИ – и всё у тебя получится!!! Каждый человек – творец по своей природе!
Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью.
Слайд 3Если ученик не научится в школе сам ничего творить, то и
в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели делать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Н.Толстой
Слайд 4Самообразование.
Направления работы учителя:
- Учитель –предметник;
- Учитель – воспитатель (классный руководитель
Слайд 5Тема: «Формирование речевой культуры на уроках русского языка и литературы.
Цель: сформированность
высокой речевой культуры, позитивной коммуникативности, способности к речевому самосовершенствованию каждого выпускника общеобразовательной школы.
Слайд 6Задачи
1.Повышение собственной профессиональной компетентности.
2.Создание условий для полноценного и грамотного использования школьниками
богатых ресурсов родного языка.
3.Развитие у обучающихся умения контролировать и корректировать собственную речь.
4.Науно- методическое обеспечение процесса повышения речевой культуры старшеклассников.
Слайд 7Основные направления работы:
усвоение языковых норм;
обогащение словарного запаса обучающихся;
изучение выразительных возможностей слова;
формирование
коммуникативных умений и навыков, культуры общения.
Слайд 8Основные идеи технологии:
- углубление знаний о языке и совершенствование на этой
основе речевой культуры обучающихся;
- вооружение школьников ясным представлением об основных критериях хорошей речи;
- использование богатейшего материала художественной литературы, способствующей речевому совершенствованию обучающихся;
- усиленное внимание к этическому аспекту культуры речи;
- развитие потребности в речевом совершенствовании, в творческом самовыражении.
Слайд 9Метаграмма
Метаграмма (от греч. – через, сквозь и – письменный звук)
– это слова, отличающиеся друг от друга одной или несколькими буквами. Буква может прибавляться или убавляться в начале, середине, конце слова: он- тон- стон, заменяться другой: зайка, байка, гайка, лайка, майка, сайка, чайка, шайка. Можно одновременно прибавлять буквы и менять часть слова: рок-прок-урок- курок – жирок – порок – сурок.
Можно составить лесенку: каждое новое слово на одну букву длиннее предыдущего: о-он-сон-слон-заслон...
Слайд 10Шарады
Шарады (от французского – беседа, болтовня) – это
особые загадки. Слово, которое надо отгадать, разделяется на части, каждая из которых имеет значение самостоятельного слова. Сначала определяется значение частей с помощью синонимов или описательных выражений (перифразов), а затем – значение целого.
Например: Первый слог – лоб, второй – сто лет, целое – разумное существо (человек).
Приведу примеры шарад, которые можно использовать на уроках.
- Если вы соедините две ноты, можете сварить суп (фасоль).
- Первое – предлог, второе – девочка, целое бывает у рыболова (удочка).
Слайд 11Палиндромы (9 кл.)
Палиндромы (от греческого – назад, бегу) – это слова,
которые одинаково читаются слева направо и справа налево: боб, дед, еле, око, наган, комок, мадам.
Возможны предложения – палиндромы:
Дорог тот город.
Иногда такие палиндромы создавали поэты и писатели.
«Я иду с мечом судия» (Г.Р. Державин)
«А роза упала на лапу Азора» (А.А. Фет)
«Аргентина манит негра» (Н.Булгаков)
Разновидность палиндромов – слова, которые при чтении справа налево имеет другое значение: топор-ропот, нос-сон, ворон-норов, огород-дорого.
Слайд 12Паронимы
Паронимы – это слова, близкие по звучанию, но различные по
смыслу.
Для подбора
паронимов целесообразно использовать «Словарь паронимов современного русского языка» Ф.А. Бельчикова и
М.С. Панюшевой. Вот примеры паронимов.
Архаизм-архаичность, боязливо-боязно, вдохновение-вдохновенность, великий-величественный, героический-геройский, глубинный- глубокий, горделивый- гордый, гуманистический- гуманный, далекий-дальний, действенный-действительный, деловитый-деловой, дерзание-дерзость, длинный-длительный, единый-единственный и другие.
Слайд 13Творческие задания.
К общим коммуникативным умениям относятся:
а)
умения раскрывать тему и основную мысль текста (осмысливать объем и границы темы, вычленять основную мысль и подчинять все этой мысли);
б) умения собирать и систематизировать материал (конспектировать, выписывать, правильно цитировать, аннотировать), что предполагает составление плана, набросков, подготовку рабочих материалов, написание тезисов;
в) умение строить высказывание в определенной композиционной форме (повествование, описание, рассуждение);
г) умение совершенствовать (редактировать) написанное.
Слайд 14Задания креативного типа.
«Проживание» истории. Проживание исторических событий и явлений.
Образ. Придумайте
и нарисуйте (опишите, пропойте и т.д.) образ.
Жанры текста. Создайте словесный продукт (текст) в различных формах и жанрах. Интервью, реклама, деловой диалог, памятку и т.п.
Сочинение. Сочинить сказку, поговорку, пословицу, рифму, стихотворение, сюжет, роль, песню, очерк, трактат.
Составление. Составить словарь, кроссворд, игру, викторину, родословную, сценарий спектакля, свое задание для учеников, программу мероприятия и т.п.
Изготовление. Изготовить журнал, видеофильм, газету, макет книжки и под.
Слайд 15Продуктивные умения текстообразования.
Формирование потребности в общении.
Обучение школьников различным видам речевой деятельности.
Применение
юмористических и ущербных текстов в качестве основы для создания учащимися собственного текста.
Использование развивающего потенциала методических пособий и книг.
Формулировка правил, по которым строится монологическое высказывание.
Обеспечение права выбора вида письменной работы.
Определение темы и её самостоятельная формулировка.
Доверительное общение учителя и учащихся как средство управления самостоятельным творчеством школьников.
Использование местного материала (регионального компонента).
Региональный компонент содержания предметов история, литература, русский язык позволяет творчески подходить к отбору содержания к уроку, интегрировать это содержание и предоставлять учащимся возможность творческой самореализации. Приведем пример фрагмента (заданий) интегративного урока «Казаки – вольные люди».
Слайд 17Задание: составьте ряд ассоциаций к образам.
Дорога: путь, война, поход, сражение, скитание,
поиск, счастье.
Свобода: ветер, радость, удаль, поле, Дон-батюшка.
Казак: свобода, отвага, конь, служба, поход, воля, вольный человек.
Всадник: казак, конь, дорога, путь, поле.
Конь: воля, свобода, земля, прыть, друг.
Поле: простор, свобода, воля, жизнь, земля, неограниченность.
Казнь: горе, насилие, кровь, смелость.
Поход: шанс, судьба, служба, авантюра, смелость.
Слайд 18Задание: объедините в одно целое все образы и ассоциации, с ними
связанные.
Казаки – люди вольные. Это те, кто бежал от гнета государства, общины в поисках милой сердцу свободы. Не одно поколение людей страдало от тяжкого бремени давления со стороны богатых и знатных, но мечта о воле, о вседозволенности всегда жила в русском сознании. Чаяния людей отразились в народных песнях, притчах, сказаниях. Однако люди понимали, что воля – высшая степень счастья – не может длиться вечно. Счастье мимолётно. Плата за него очень дорога. Пример – бунт Степана Разина и его последующая казнь.
Люди, бросившие вызов всему миру, приходят и уходят. Память о них вечно живет в народе, в произведениях устного народного творчества.
Слайд 19Устное словесное рисование.
Отдельного внимания заслуживает прием устного словесного рисования, которое входит
составной частью в анализ текста (вербального, визуального), служит развитию воображения, наблюдательности, обогащению словаря школьника образными средствами языка художественного произведения и в конечном итоге служит основой проявления творческого потенциала школьника. Приведем пример сочинения по картине
Слайд 21Словесное рисование картины И.Н.Крамского «Неизвестная»
На картине изображена красивая женщина, сидящая в
коляске. У незнакомки крупные, выразительные черты лица, темные, черные глаза, опушённые ресницами. Они прищурены, в них есть блеск. Брови у красавицы густые, сросшиеся, что говорит о ее своенравном характере.
Дама стройна, ее наряд раскошен и очень идет ей. Особое внимание привлекает черная шубка, темно-синие атласные ленты, темно-коричневый пушистый мех. Элегантна и черная шляпка с белым пером. Руки дамы затянуты в перчатки и спрятаны в муфту. К аксессуарам наряда можно отнести жемчужную брошь и перо на шляпке, золотые браслеты на руке.
Характер незнакомки угадывается через лицо: холодный, надменный взгляд черных глаз, насмешливая полуулыбка, гордо поднятая голова. Очевидно, что дама обладает властным характером, который прослеживается в манере держаться: гордо, презрительно по отношению к окружающим. Но в то же время лицо у неё немного грустное, такое ощущение, что в глазах стоят слезы, во взгляде таится боль и обида.
Образ дамы противоречив и неоднозначен. С одной стороны, перед нами молодая, очаровательная, элегантная женщина, с другой - лишённая душевного обаяния незнакомка, ожесточенная и надменная. Лицо неизвестной одновременно выражает презрение и обиду, насмешливость и грусть.
Художник показал, насколько не тождественны внутренний и внешний мир героини.
Слайд 22Вывод.
Такая работа позволяет определенным образом изменить содержание и организацию процесса обучения
русскому языку. Во-первых, содержание урока обогащается существенно за счет работы с языковыми категориями и словарными словами как с понятиями. Поисковый процесс нелегкий, но он учит детей думать над каждым словом, фразой, предложением, способствует развитию точной, доказательной, правильной речи, совершенствует логическое мышление, помогает прочнее запомнить изучаемый материал.
Слайд 23Во-вторых, работа с изучаемым лингвистическим материалом осуществляется с помощью упражнений нового
типа, которые называются комплексными – интеллектуально-лингвистическими.
Выполняя специальные, но подобранные по характеру упражнения, учащиеся сами формулируют тему и цели урока, в результате чего у них создается внутренняя установка на решение ими самими обозначенных проблем и вопросов. Это в свою очередь обеспечивает их плодотворное решение. Учащиеся находятся в постоянном творческом поиске. Ученик – хозяин на уроке и его движущая сила. Весь учебный процесс проходит при полном осознании ребёнком и его непосредственном активном участии. В результате дети пишут грамотно, правильно и логично выражают свои мысли, применяют в речи сложные конструкции.
Слайд 24Урок литературы в 11 классе.
«Тема памяти и скорби в поэме А.А.Ахматовой
«Реквием»
Слайд 25Цели урока:
познакомиться с поэмой А.А.Ахматовой «Реквием»,историей её создания;
понять, как история страны
переломляется и отражается в творчестве поэта; определить позицию автора на основе анализа текста; нравственное воспитание.
Слайд 40Неделя
русского языка
и литературы.
Слайд 55Педагогическое кредо.
Терпение + терпимость + абсолютное приятие каждого ребёнка. Главная цель
– учить светло, радостно, без надрыва.
Древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем же учить с горькими слезами тому, чему можно научиться с улыбкой? Главное – дарить всё время что-то хорошее и ценное (хотя бы интересный урок!)