Слайд 1Метафора в философской лирике бориса сыренова
Слайд 2Ведение
Актуальность работы. Нам, молодому поколению, важно знать о творчестве своих
местных тункинских поэтов, чьи произведения стали достоянием современной бурятской поэзии. Изучение творчества народного поэта Бурятии Б.Сыренова, его размышления о природе своей малой родины, о жизни, о времени и о себе я считаю очень актуальным на данный момент, когда творчество поэта мало изучено.
Цели и задачи исследования. В данной работе исследовательского характера я ставила задачу выяснить какую роль играет изобразительно-выразительное средство –метафора ,найти метафоры в стихотворениях поэта.
Методы исследования. Я применила метод лингвистического анализа поэтических текстов, проанализировала стихотворения Б.Сыренова, в работе использовала принцип объективности, научности, доступности материала. Нашла метафоры, которые встречаются в стихах поэта.
Слайд 3Путь поэта
Путь Бориса Сыренова в поэзию типичен для поколения литературной молодежи
60-х годов. Родился в живописной местности в селе Улбугай в 1943 году. Вырос в селе Хужир, окончил Кыренскую среднюю школу, Бурятский пединститут. Преподавал бурятский язык и литературу, русский язык и литературу в Горхонской и Жемчугской школах родного района. Работал в редакции газеты «Саяны», руководителем литобъединения им. Мунко Саридака.
Слайд 4Творчество бориса сыренова
Творчество Б. Сыренова в ряду мастеров слова представляет собой
самобытное явление, его лирика запечатлела наблюдательность и меткость, пластичность и осязаемость поэтического видения действительности. Так, стихотворение под названием «Буряад айлай газаа» (Двор бурятской семьи) в трех строфах-трестишиях раскрывает картину, представляющую не просто бытовую зарисовку, а ряд реалий, сам отбор которых характеризирует национальное мировидение: «Yбдэг дээрээ байжа, / Yрөөhэн, ганса хурьгандаа / хүхөө дэхүүлhэн хонин даа. / Yбhэ ногооной зөөлые / Унаган – эрхэ хүбүүндээ / Yргөөрөө түлхиhэн байтаhан даа. / Томоогүй тугалханаа / Толгой турууень долеожо,/ Тэжээн үмөөрhэн үнеэн даа». (На колени припав, ягненок / Жадно вымя сосет материнское,/ Он единственный у овцы./ Сено сочное ест жеребенок, / Подтолкнувши охапку к нему,/ Сына балует кобылица. / Малыша своего теленочка / С головы до копыт облизывая, / Кормит с тихим мычаньем корова).
Слайд 5Метафора в стихотворении б.Сыренова
Метафора выполняет большую функцию не только в
«созерцательных» стихотворениях Б. Сыренова, но и в лирических произведениях, имеющих философский подтекст. Стихотворение Б. Сыренова «Һанаан соом» (в душе, в памяти) уже своим названьем выявляет медитативную устремленность, его лирический герой вводит сразу же в особое пространство памяти, без всякого вступления и оговорки воссоздаются картины, занимавшие его детское воображение – оживают эпизоды сказок: «Yншэн малша басаган // Хаанай таабари таажа, / Хамаг зоноо баярлуулна. / Дугы дээрэ уулзаhан, / Мугы тэнэг эшэгэд / Мүргэлдэжэ, сээжым уяраана» (Бедная батрачка-скотница, / Отгадав загадку ханскую, / Радует весь род людской. / Встретившись на бревнышке-мосточке, / Два козленка меж собой бодаются – / В умиленье тает мое сердце). Детскому восприятию жизни автором скрыто противопоставляется позиция умудренного жизненным опытом деда: «Мүнхэ бэшэб гээд,/ Маяа нагаса таабайм / Мүнгэн нелбоhо гоожуулан / Намдаа хэлээд, энеэнэ» (Жизнь свою невечной сознавая, / Колченогий старый дед мой / Каплей серебра слезу роняет / И, сказав так мне, смеется).
Слайд 6выводы
Таким образом, своеобразие поэтической системы Б. Сыренова определяется воплощением национального
склада мышления, что проявляется как на уровне мировидения, так и в художественном стиле поэта. В стиле Б. Сыренова, в принципах его формотворчества, восточное художественное сознание воплощается в актуализации контекста, всего комплекса средств, создающих подтекст, в особой значимости метафоры в выражении эмоционального плана, а также символизации предметов и примет вещного мира. Творчество талантливого бурятского поэта, представляя собой реализацию, в первую очередь, национальной модели мира, достигает такого глубокого постижения человеческого бытия, что приводит к созданию духовных ценностей, имеющих общечеловеческий смысл.