Слайд 1Системно - деятельностный подход в обучении русскому
языку и литературе
(использование технологии критического мышления)
Подготовил: учитель русского языка
и литературы
Гумпылон Т.Б.
Слайд 2Четыре столпа, на которых основывается образование: научиться познавать,
научиться
делать,
научиться жить вместе,
научиться быть.
ЖакДелор
Слайд 3МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ -СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Цель подхода:
воспитание личности ребенка
как субъекта жизнедеятельности
развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты
Слайд 4Системный подход
это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных
элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни
Слайд 5Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребѐнок не получает
знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Слайд 6Принципы построения обучения при СДП
Деятельности
Непрерывности
Целостности
Минимакса
Психологической комфортности
Вариативности
Творчества
Слайд 71) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не
в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Слайд 82) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения
на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Слайд 94) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность
освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
«даем больше, требуем стандарт, возьми сколько можешь»)
Слайд 105) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса,
создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Слайд 117) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном
процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Слайд 12Цель обучения
Дать человеку умение действовать
Формирование способа действий
Слайд 13Учитель -Ученик
Позиция учителя
к классу не с ответом, а с
вопросом
Позиция ученика
за познание мира в специально организованных условиях
Слайд 14Современные технологии
проектное обучение
проблемное обучение
коллективная система обучения
дифференцированное обучение
развитие критического мышления
модульное обучение
игровая деятельность
Слайд 15Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать множество фактов, идей, текстов, данных.
Умение извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос информации и знаний при помощи современных информационных технологий — все эти задачи можно решать на уроках русского языка и литературы.
Решить эти задачи может помочь использование
технологии критического мышления.
Слайд 16Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские
педагоги Джинни Стил, Курт Мередит, ЧарльзТемпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: как учить мыслить
Технология развития критического мышления
Слайд 17С 1996г. технология распространяется совместно с институтом “Открытое общество”, Международной читательской
Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и проходит апробацию в школах многих стран.
В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года.
Слайд 18Критическое мышление, по мнению американских, а теперь и отечественных педагогов, означает,
что человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы.
Слайд 19Цель технологии
-научить ученика работать в разных областях знаний с увеличивающимся и
постоянно обновляющимся информационным потоком, самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию,
-на основе переработанной информации формировать собственное аналитическое суждение
Слайд 20Технология «Развитие критического мышления» представляет собой систему конкретных методических стратегий и
приемов, направленных на достижение образовательных результатов:
Слайд 21-умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
-умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать
гипотезу;
-умение решать проблемы;
-умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; -умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим
Слайд 22-умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
-способность
самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
-способность брать на себя ответственность; -способность участвовать в совместном принятии решения;
-способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и др.
Слайд 23В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель:
1.Стадия вызова
2.Осмысление
3.Рефлексия
Слайд 24 Структура урока технологии критического мышления
ВЫЗОВ
Актуализация имеющихся знаний;
Пробуждение интереса к получению
новой информации;
Постановка учеником собственных целей обучения
Слайд 25ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ
-получение новой информации;
-осмысление новой информации
-соотнесение с уже имеющимися знаниями
-корректировка учеником
поставленных целей обучения
Слайд 26РЕФЛЕКСИЯ
-размышление
-обобщение того, что узнал ученик на уроке по данной проблеме.
-рождение
нового знания;
- постановка учеником новых целей.
Слайд 27Приемы технологии на стадии вызова
мозговой штурм
кластер предположений (на стадии рефлексии
вносим изменения)
Игра-упражнение «Веер»
Прием «Поясните цитату»
Прием «Как вы объясните народную мудрость»
Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»
Слайд 28Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»
Постановка проблемы на примере сопоставления фактов
или приведения в пример интересных статистических данных
Прием «Верите ли вы, что…»
Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»)
Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)
Прием «Корзина»
Слайд 29Приемы технологии на стадии осмысления
Прием инсерт (пометки на полях)
Прием «Бортовой журнал»
(заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)
Прием «Сводная таблица»
Прием «Тонкие и толстые вопросы»
Прием «Зиг-заг»
Слайд 30Прием «Мое мнение»
Прием «Мозговой штурм»
Прием «Фишбоун»
Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы
из трех столбцов:что?, где?, когда?)
Прием «Мудрые совы»
Слайд 31Приемы технологии на стадии рефлексии
Написание эссе
Кластер
Рефлексивный экран вопросов
Сформулируйте 3 вопроса по
сегодняшней теме
Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение»)
Что нового вы узнали на уроке
Слайд 32 На этой стадии может быть составлен опорный конспект в
тетради учащегося. Могут быть осуществлены:
а) возврат к стадии вызова;
б) возврат к ключевым словам;
в) возврат к перевернутым логическим цепочкам;
г) возврат к кластерам
Слайд 33Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания,
новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Слайд 34Приемы развития критического мышления
Слайд 35Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного
понятия.
Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие.
Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
Слайд 36Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует
стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Слайд 37Предложения
Простые
Сложные
Союзные
Бессоюзные
ССП
СПП
КЛАСТЕР
Слайд 38Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова
– для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии – при подведении итогов Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.
Слайд 39ИНСЕРТ
Маркировка текста значками по мере его чтения (обеспечивает вдумчивое внимательное чтение,
делают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому»)
Слайд 40I – interactive: самоактивизирующая "У" – уже знал;
N – noting: системная
разметка "+" – новое;
S – system: для эффективного "–" – думал иначе;
E – effective: чтение и размышление "?" – думал иначе.
R – reading
T – thinking
Слайд 41Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста.
Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы
или предложения в тексте.
Слайд 42Пометки должны быть следующие:
Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая
уже известна ученику.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация.
Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Слайд 43ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ
Текст не должен быть знаком учащимся;
Текст заранее делится на
части
Задания и вопросы к тексту формулируются с учетом иерархии уровней познавательной деятельности
(по Блуму: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка)
Слайд 44В практике часто приходится сталкиваться с тем ,что художественные тексты остаются
непрочитанными. Какой уж тут может быть разговор о критически мыслящем читателе? Выходом из такой ситуации в какой-то мере является чтение с остановками на уроке (условие - текст не должен быть очень объемным). Применять целесообразнее всего в 7-8 классах.
Слайд 45Требования к такому уроку:
Текст не должен быть знаком учащимся.
Учитель должен заранее
поделить его на части, части по объему могут быть разными.
Делить текст на части следует логично, но остановок должно быть не более пяти.
Вопросы и задания к тексту формулировать с учетом иерархии познавательной деятельности.
Слайд 46Рекомендуется :
Задавать простые вопросы(назвать факты, воспроизвести информацию).
Уточняющий тип вопросов (я могу
ошибиться, но мне кажется…)
Объясняющие вопросы, ответы на которые начинаются со слова ПОТОМУ.
Творческие вопросы (в таких вопросах есть элемент прогноза, предположения)
Оценочные вопросы.
Практические вопросы.
Слайд 47СИНКВЕЙН
СИНКВЕЙН-творческая работа в форме короткого стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
Слайд 48
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему
cинквейна
2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему или выражающих главную мысль текста
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы
Слайд 494 строка – фраза, несущая определенный смысл, с помощью которой ученик
высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом), это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Слайд 50При повторении темы «Фразеологизмы»
на стадии рефлексии составляем синквейн
Фразеологизм
Емкое,
меткое
Уточняет, обогащает, развивает
Это перлы, самородки и самоцветы языка
Фраза.
Звуки
Гласные и согласные.
Льются, звенят, гремят.
Используются в устной речи.
Фонетика.
Слайд 51При повторении темы «Морфология» на стадии рефлексии составляем синквейн
-Морфология
-Многословная, великая
-Изучать, понимать,
разбирать части речи
-Как велик и разнообразен русский язык
-Мощь и сила
Слайд 52Герасим
добрый, трудолюбивый
заботится, любит, работает
не должен страдать из-за жестокости людей
человек
Слайд 53Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного
роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.
Умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых после пришлось бы жалеть, а значит, увеличивает наши шансы
на успех.
Слайд 54Критерии эффективности развития навыков критического мышления
-Владение навыками поиска, трактовки, анализа информации
-Умение
формулировать корректные выводы
-Интерес к творческой деятельности
-Умение аргументировано отстаивать
свою позицию
Слайд 55-Умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых после
пришлось бы жалеть, а значит, увеличивает наши шансы на успех.
-Положительная мотивация к предмету
-Наличие исследовательских навыков
-Умение выстраивать логические цепочки доказательств
Слайд 56Стратегия «Ключевые слова»
Цель: активизировать творческую активность учеников, научить читать текст, связывая его
с личным опытом, повысить мотивацию к чтению.
Пример использования.
Урок литературы. 6 класс
Тема: «Что такое притча?»
План урока.
1. На доске фиксируются ключевые слова: князь, петух, нельзя выпускать, почти готов, убегают прочь.
2. Объединившись в группы, ученики должны придумать текст, включив в него предложенные слова и выражения.
3. Творческие группы представляют результаты своей работы.
Слайд 57 Чтение учителем притчи «Учитель боевых петухов»
К одному князю пришёл человек
и предложил потренировать боевого петуха князя. Князь согласился.
Прошло 10 дней.
– Ну, как?– спросил князь.– Мой петух готов к бою?
– Нет, нет! Он слишком самонадеян и рвётся в драку. Его нельзя выпускать!
Слайд 58Прошло ещё 10 дней.
– Ну, а теперь?
– Нет, ещё рано. Он
очень нервный, на всё реагирует. Чуть где какой петух крикнет, он всё принимает на своё счёт. Его нельзя выпускать.
Прошло ещё 10 дней.
– А теперь?
– Рано ещё. Сила и ярость переполняют его, прорываются наружу, и это заметно.
Слайд 59Прошло ещё 10 дней.
– Ну, а теперь-то готов?
– Теперь почти готов.
Он неподвижен и словно вырезан из дерева. На чужие крики не реагирует. Но другие петухи не хотят с ним драться и, едва завидев его, с криком убегают прочь.
Слайд 605. Индивидуально работая с текстом притчи,
ученики составляют в тетради двухчастный
дневник.
Слайд 616. Обмен впечатлениями в процессе обсуждения содержания двухчастных дневников.
7. Работа с
понятием «притча».
8. Учитель предлагает ученикам закончить притчу, предположив, что ответил князь учителю боевых петухов.
Слайд 63Прием «Учебный мозговой штурм»
Этот прием хорошо известен учителю и не нуждается
в подробном описании. Однако, поскольку он широко используется на уроках, целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его проведения.
Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.
«Учебный мозговой штурм» обычно проводится
в группах численностью 5-7 человек.
Слайд 64Первый этап – создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и
фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.
Слайд 65Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе
главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.
Слайд 66Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся
на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.
Слайд 67
Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых
компетенций, как общекультурная, информационная, коммуникативная. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы.
Слайд 68В рамках деятельностного подхода целесообразно организовать работу с образцовым художественным текстом
небольшого объема, который можно использовать как для анализа, так и для творческих заданий.
Результатом творческой деятельности должно стать понимание смыслового содержания речевого высказывания (чтение и слушание) и ответная речевая деятельность (говорение и письмо).
Слайд 70Понять содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед
современным школьником.
Осуществить это поможет в первую очередь технология критического мышления. ?:????
Слайд 71"Критическое мышление" - обозначение некоторого педагогического подхода. Это педагогическая технология построения
урока на базе критического отношения к тексту. "Критическое мышление" - новый взгляд на урок, эта технология дает освоение нового способа познания.
Слайд 72Текст включает языковые единицы, изучение которых является целью уроков русского языка.
Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание, - а это предмет изучения на уроках литературы.
Слайд 73Понять содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед
современным школьником.
Текст является самой крупной единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается как дидактическая единица в методике преподавания русского языка и литературы.
??????
Слайд 75Деятельностный подход
психологические способности человека -это результат преобразования внешней предметной деятельности во
внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований
Слайд 76Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы
и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы.
Слайд 78Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с
приемом “Корзина идей”.
Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.
Слайд 79Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с
приемом “Корзина идей”.
Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.