Презентация, доклад на тему Стратегия смыслового чтения и работа с текстом (Выступление на педагогическом совете)

Содержание

Велика значимость чтения для: - развития человеческого потенциала - повышения уровня культуры и образованности населения…- повышения качества жизни и культурной активности граждан;- повышения статуса страны в мире …Национальная программа поддержки и развития чтения (2007-2020 годы)

Слайд 1Стратегия смыслового чтения и работа с текстом
Материал подготовлен учителем русского языка

и литературы высшей категории МБОУ СОШ №46 с углублённым изучением отдельных предметов города Сургута
С.В.Фоминой

Стратегия смыслового чтения и работа с текстомМатериал подготовлен учителем русского языка и литературы высшей категории МБОУ СОШ

Слайд 2Велика значимость чтения для:
- развития человеческого потенциала - повышения уровня

культуры и образованности населения…
- повышения качества жизни и культурной активности граждан;
- повышения статуса страны в мире …

Национальная программа поддержки и развития чтения (2007-2020 годы)

Велика значимость чтения для: - развития человеческого потенциала - повышения уровня культуры и образованности населения…- повышения качества

Слайд 3Национальная программа поддержки и развития чтения:
«Современная ситуация … характеризуется как

системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением», и «на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры».

Национальная программа поддержки и развития чтения:	 «Современная ситуация … характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна

Слайд 4 Таблица 1. Статические данные исследований интереса к чтению (ВЦИОМ) http://wciom.ru/

Таблица 1. Статические данные исследований интереса к чтению (ВЦИОМ)  http://wciom.ru/

Слайд 5 Таблица 2. Статические данные исследований детского чтения (РГДБ)

Таблица 2. Статические данные исследований детского чтения (РГДБ)

Слайд 6Таблица 3. Модели чтения (по В.П.Чудиновой)


Таблица 3. Модели чтения (по В.П.Чудиновой)

Слайд 7Результаты международных исследований качества чтения и понимания текста (PIRLS) и читательской

грамотности (PISA)
http://www.centeroko.ru/
Результаты международных исследований качества чтения и понимания текста (PIRLS) и читательской грамотности (PISA)http://www.centeroko.ru/

Слайд 8 Результаты исследования с использованием диагностической методики «Тяни-толкай»:  

1) 6-й класс не отличается

от 4-го по уровню понимания информационных текстов;

2) 9-й класс значимо отличается и от 4-го, и от 6-го, однако накопление читательской грамотности за пять лет обучения весьма скромно: от 5 до 16 % по отдельным показателям.
 
Г. А. Цукерман, Г. С. Ковалева, М. И. Кузнецова. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10–15-летних школьников.

Результаты исследования  с использованием диагностической методики «Тяни-толкай»:   1) 6-й класс не отличается

Слайд 9Смысловое чтение

Цель – формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое

(точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

Смысловое чтениеЦель – формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста

Слайд 10Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения

и работа с текстом»

Цель: развитие читательской компетентности учащихся.
Результаты:
работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;
работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;
работа с текстом: оценка информации.

Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»Цель: развитие

Слайд 11Общая стратегия чтения:
предтекстовая стадия,
текстовая стадия,
послетекстовая стадия.

Общая стратегия чтения:предтекстовая стадия, текстовая стадия, послетекстовая стадия.

Слайд 12
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
• ориентироваться в

содержании текста и понимать его целостный смысл;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и е. осмысления.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанногоВыпускник научится:• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный

Слайд 13
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:
• структурировать текст, используя

нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления
иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста
(использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информацииВыпускник научится:• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить

Слайд 14Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать

информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).




Выпускник получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Работа с текстом: оценка информацииВыпускник научится:• откликаться на содержание текста:— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями

Слайд 15Этапы восприятия текста
5. Целостное осмысление текста (темы, проблемы, идеи).
1. Восприятие

графического облика текста.

3. Включение «механизма предвидения».

Этапы восприятия текста5. Целостное осмысление текста (темы, проблемы, идеи). 1. Восприятие графического облика текста. 3. Включение «механизма

Слайд 16 Предтекстовая стадия
Целью предтекстовой стадии является формирование установки на чтение.

Предтекстовая

стадия предполагает:
определение цели и задач чтения;
ознакомление с наиболее значимыми понятиями, ключевыми словами, терминами, используемыми в тексте;
актуализацию предшествующих знаний;
прогноз содержания текста.

Предтекстовая стадия  	Целью предтекстовой стадии является формирование установки на чтение. Предтекстовая стадия предполагает:определение цели и

Слайд 17Примеры заданий для работы с текстом ДО чтения
На основании заглавия (иллюстрации,

ключевых слов и т.д.) выскажите предположение, о чём будет этот текст.

Вспомните необходимую информацию из ранее изученного материала.

Создайте глоссарий необходимых для чтения данного текста слов.
Примеры заданий для работы с текстом ДО чтенияНа основании заглавия (иллюстрации, ключевых слов и т.д.) выскажите предположение,

Слайд 18 Текстовая стадия
Цель текстовой стадии состоит в освоении механизмов чтения.
Текстовая стадия

включает:
выдвижение гипотезы о смысле читаемого в структуре текста;
ее подтверждение/опровержение в процессе чтения;
догадка о соотношении читаемой в данный момент части с текстом в целом;
размышление во время чтения о содержании текста.

Текстовая стадия  Цель текстовой стадии состоит в освоении механизмов чтения.Текстовая стадия включает:выдвижение гипотезы о смысле

Слайд 19Примеры заданий для работы с текстом ВО ВРЕМЯ чтения
Дайте короткие комментарии

для облегчения понимания отдельных слов, словосочетаний (К).

Проведите диалог с автором:
В — задайте вопрос автору текста, возникающий по ходу чтения.
О — спрогнозируйте ответ на возникший вопрос к автору, исходя из уже прочитанного, из своего жизненного опыта.
П — проверьте свой прогноз по тексту.
Примеры заданий для работы с текстом ВО ВРЕМЯ чтенияДайте короткие комментарии для облегчения понимания отдельных слов, словосочетаний

Слайд 20 Послетекстовая стадия
Целью послетекстовой стадии является выявление основной идеи текста или

совокупности его главных смыслов.

На послетекстовой стадии осуществляются такие трансформации текста, как:
воспроизведение текста с различной степенью развернутости и сжатости;
аннотирование, реферирование текста;
преобразование текста в другую письменную или иную форму репрезентации;
обсуждение прочитанного с последующим написанием собственных текстов.

Послетекстовая стадия  Целью послетекстовой стадии является выявление основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Слайд 21Примеры заданий для работы с текстом ПОСЛЕ чтения
Раскройте идею текста.

Отразите основное

содержание текста в таблице.

Напишите аннотацию, реферат.

Напишите сочинение (рецензию, отзыв, эссе, сценарий и др.).

Примеры заданий для работы с текстом ПОСЛЕ чтенияРаскройте идею текста.Отразите основное содержание текста в таблице.Напишите аннотацию, реферат.Напишите

Слайд 22Стратегия
смыслового чтения
и
работа с текстом.
5 КЛАСС

Работа с текстом:
поиск информации и понимание прочитанного

6 КЛАСС Работа с текстом:
преобразование и интерпретация

7 КЛАСС Работа с текстом:
оценка информации

Стратегия
смыслового чтения
и
работа с текстом

8-9 КЛАСС Работа с текстом:
подготовка к ГИА и ЕГЭ?

Стратегия смыслового чтения и работа с текстом. 5 КЛАСС   Работа с текстом: поиск информации и

Слайд 235 класс
«Учимся успешному чтению: Книжное дерево моей семьи»

Ключевая идея: Семейное

чтение

Стратегии смыслового чтения и работы с текстом


5 класс «Учимся успешному чтению: Книжное дерево моей семьи»Ключевая идея: Семейное чтениеСтратегии смыслового чтения и работы с

Слайд 246 класс

«Учимся успешному чтению: Время открытий»

Ключевая идея: развивающее чтение энциклопедий

для школьников

Стратегии смыслового чтения и работы с текстом


6 класс «Учимся успешному чтению: Время открытий»Ключевая идея: развивающее чтение энциклопедий для школьниковСтратегии смыслового чтения и работы

Слайд 257 класс

«Учимся успешному чтению:
Реклама книги»
«Горячая десятка»

Ключевая идея:
Чтение для общения
Стратегии

смыслового чтения и работы с текстом


7 класс«Учимся успешному чтению: Реклама книги»«Горячая десятка»Ключевая идея: Чтение для общенияСтратегии смыслового чтения и работы с текстом

Слайд 268 класс

«Учимся успешному чтению:
«Рифма и ритм»
«Книга на сцене»

Ключевая идея: чтение

и творчество

Стратегии смыслового чтения и работы с текстом


8 класс«Учимся успешному чтению: «Рифма и ритм»«Книга на сцене»Ключевая идея: чтение и творчествоСтратегии смыслового чтения и работы

Слайд 279 класс

«Учимся успешному чтению:
«Литературная мистификация»
Литературный квест»

Ключевая идея: чтение и

поиск (себя, смысла, места в жизни)

Стратегии смыслового чтения и работы с текстом


9 класс«Учимся успешному чтению: «Литературная мистификация»Литературный квест» Ключевая идея: чтение и поиск (себя, смысла, места в жизни)Стратегии

Слайд 28

Чтение как необходимое содержание проектной
и исследовательской
деятельности
10 – 11

классы (старшая школа)
Чтение как необходимое содержание проектной и исследовательской деятельности10 – 11 классы (старшая школа)

Слайд 29Кто приобщает ребенка к чтению?
ШКОЛА
БИБЛИОТЕКА
СОЦИУМ
СЕМЬЯ

Кто приобщает ребенка к чтению?ШКОЛАБИБЛИОТЕКАСОЦИУМСЕМЬЯ

Слайд 30Рекомендуемая литература
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к

мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 159с.

Учим успешному чтению. Рекомендации учителю : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [Т.Г.Галактионова, Е.И.Казакова, М.И.Гринева и др.]. – М. : Просвещение, 2011. – 88 с.

Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М. : Просвещение, 2011.– 223 с.

Рекомендуемая литератураФормирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для

Слайд 31 Образовательная система «Школа 2100» Издательство «БАЛАСС»
Технология продуктивного чтения

Образовательная система  «Школа 2100» Издательство «БАЛАСС» Технология продуктивного чтения

Слайд 32Школа 2100: БАЛЛАС
Наталья Сметанникова
Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как

реализовать ФГОС.
Пособие для учителя
Школа 2100: БАЛЛАС Наталья СметанниковаОбучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя

Слайд 33Приём «Работа с вопросником»
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, находить

ответы на вопросы, выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.
Описание приема
Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска, учащиеся обсуждают в парах ответы, уточняют их, обсуждают в классе

Приём «Уголки»
Цель: сформировать умение вдумчиво читать, обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера.
Этот прием можно использовать на уроках физики при составлении характеристики процессов, явлений, приборов.
Описание приема
Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства (используя текст и свой жизненный опыт) положительных сторон, рассматриваемого объекта, другая - об отрицательных (подкрепляя свой ответ выдержками из текста). В конце урока делается совместный вывод.

Из опыта работы.

Приём «Работа с вопросником»Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, находить ответы на вопросы, выбирать из текста

Слайд 34Приём «Восстанови текст».
Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в

тексте информацию.
Описание приема.
Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста

Приём «Лови ошибку»
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации.
Описание приема.
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока
Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.

Приём «Восстанови текст».Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.Описание приема.Каждый учащийся получает предложения,

Слайд 35Приём «Сравнение определений».
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, анализировать информацию, сопоставлять разные

точки зрения и разные источники информации по заданной теме, проявлять творческие способности.
Описание приема.
Учащимся предлагается сравнить определения и решить, какое из них, по их мнению, наиболее точное. Аргументировать свое мнение и попробовать сформулировать наиболее точное.

Приём «Алгоритмы»
Данный прием основан на логико-структурном анализе содержания физики, который позволяет выделить в них главные структурные элементы знаний.

факты понятия законы теории ФКМ

Для каждого структурного компонента разработаны планы обобщающего характера определяющие общие подходы к усвоению знаний, прежде всего на основе работы с учебной литературой.Они могут быть использованы для изучения широкого класса объектов, например для изучения явлений — физических, химических, биологических и т д., для изучения законов, теорий (законов вообще, теории вообще).
Цель: сформировать навыки структурирования информации, умения находить в тексте требуемую информацию, вести обсуждение в парах.
Описание приема.
1вариант: учащимся предлагается изучить текст и, используя план обобщенного характера, составить ответ об изучаемом понятии.
2 вариант: учащимся предлагается изучить текст и составить план ответа (алгоритм) об изучаемом понятии.
Задание можно выполнять индивидуально и в парах.

Приём «Сравнение определений».Цель: сформировать умение читать вдумчиво, анализировать информацию, сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть