Слайд 2Что имеют в виду дети, произнося каждое из этих слов?
Строганок –
Копатка –
Колоток –
Лизык –
Мазелин –
«Переведите» эти детские слова на понятный для нас язык.
Слайд 3Что имеют в виду дети, произнося каждое из этих слов?
Строганок —
это то, чем строгают (рубанок),
Копатка — это то, чем копают (лопата),
Колоток — это то, чем колотят (молоток),
Лизык — это то, что лижет (язык),
Мазелин — это то, чем мажут (вазелин).
Слайд 5Тридцать первое января.
Классная работа.
Почему их так назвали?
Слайд 6Прочтите отрывок из стихотворения Давида Самойлова «Слова» (упр.374 А).
Какова основная
мысль этого стихотворения?
Люблю обычные слова,
Как неизведанные страны.
Они понятны лишь сперва,
Потом значенья их туманны.
Слайд 9Старинные русские слова
1
Славяне несшитое и нескроенное полотнище называли «простынь, простыня».
А
что получалось, если они его отрезали, т.е. «рубили» от него часть?
Слайд 11Старинные русские слова
2
Древние славяне вырезали из кости мелкие изделия с замысловатым
орнаментом и всегда носили с собой, чтобы они отпугивали всяческие несчастья от их владельца.
Как называются подобные изделия сейчас и какую роль выполняют?
Слайд 13Слова - иностранцы
3
Древние греки заквашивали тесто в широком горшке, который назывался
«клебанос».
Какое слово в русском языке произошло от этого названия?
Слайд 15Слова - иностранцы
4
Путешествие по замкнутому маршруту называют «турне» – круг.
На чём,
по мнению французов, можно «крутиться самому», не пускаясь в путешествие? Назовите этот спортивный снаряд.
Слайд 17На что похоже?
5
На какой спортивной обуви в прежние времена вырезались лошадиные
головы? Лошадиные головы на них уже давно не вырезают, но название обуви продолжает их «помнить».
Слайд 19На что похоже?
6
В Дагестане название этого животного (пресмыкающегося) звучит как «лягушка
с крышкой», во Франции – «жаба с панцирем».
А как мы называем его в русском языке?
Слайд 21На что похоже?
7
В разных странах этот компьютерный символ называют по разному:
в Болгарии — «обезьянка», в Голландии — «обезьяний хвостик», в Германии — «цепляющаяся обезьяна», в Италии — «улитка», на Тайване — «мышка», в Финляндии — «кошачий хвост», в Швеции — «слон», в Казахстане – «ухо Луны», в Израиле — «штрудель» (в значении «водоворот»), в Греции — «мало макарон», в Дании и Норвегии — «а с хоботом», во Вьетнаме — «скрюченная а». А как мы называем его в русском языке?
Слайд 23Оживите символ «@», приписав ему признаки живого существа:
- На какое животное
похожа @?
- Какой у неё характер?
- Как она относится к людям?
- Что любит @?
- О чём мечтает @?
Слайд 24Этимоло́гия (от греч. ετυμος — «настоящее значение слова» и λόγος —
«наука» ) — раздел лингвистики, изучающий происхождение слов.
Слайд 26Составьте устно синквейн «Этимология»
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему
cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза по теме синквейна.
5 строка – слово-вывод по теме (ассоциация с первым словом).
Слайд 27Закончите предложения:
- Сегодня на уроке я узнал(-а)…
- На уроке я научился…
-
Знания моих одноклассников помогли мне….
- Я хочу узнать….
- Самым важным из темы урока я считаю…
Слайд 28упр.377 Б
(придумать и записать в таблицу названия лекарств для сони,
растеряши, сластёны, плаксы, лгуна, грязнули по образцу лекарств для трусишки и лентяя + придумать самим людям с какими 3-мя нехорошими чертами харектера или поведения вы бы выписали «специальные» лекарства для их исправления, указав названия этих лекарств)