Презентация, доклад к уроку русского языка по теме Стили речи и жанры

Содержание

Элементы речевой ситуации Лингвистическая разминка.Укажите, признаки каких стилей имеют следующие словосочетания:Пробуждающаяся природа (художественный), по данным социологического опроса (публицистический), судебное разбирательство (официально-деловой), ходил совсем ошалевший (разговорный), библиографический указатель (научный).Стиль речи - это зависимость нашего высказывания от речевой

Слайд 1Тема урока:«Стили речи и их жанры»

Цели:
формирование лингвистической и коммуникативной компетенций;

совершенствование навыков связной речи;
воспитание любви и уважения к русскому языку;
обобщение и углубление знаний о стилях речи;
дать сведения об особенностях их жанров.
Тема урока:«Стили речи и их жанры»  Цели:формирование лингвистической и коммуникативной компетенций; совершенствование навыков связной речи; воспитание

Слайд 2Элементы речевой ситуации
Лингвистическая разминка.
Укажите, признаки каких стилей имеют следующие словосочетания:
Пробуждающаяся

природа (художественный), по данным социологического опроса (публицистический), судебное разбирательство (официально-деловой), ходил совсем ошалевший (разговорный), библиографический указатель (научный).



Стиль речи - это зависимость нашего высказывания от речевой ситуации.

Элементы речевой ситуации Лингвистическая разминка.Укажите, признаки каких стилей имеют следующие словосочетания:Пробуждающаяся природа (художественный), по данным социологического опроса

Слайд 3
демонстрация слайдов
характеристика особенностей представленных стилей речи
примеры подготовленных текстов
заполнение таблицы по

представленному материалу

Представление презентации проекта «Стили речи»

демонстрация слайдовхарактеристика особенностей представленных стилей речипримеры подготовленных текстов заполнение таблицы по представленному материалу Представление презентации проекта «Стили

Слайд 4Задание для каждой группы:
прочитать теоретический материал о стилях и их

жанрах (страницы учебника указываются),
выделить ключевые слова для построения кластеров – схем
Пример задания№1: кластер – фишбоун (рыбная кость)

Вопрос(голова): Как постичь окружающий мир? Доказательства(скелет): жанры (очерки, репортаж, статья, лекция, диспуты, доклады, речи…) Ответ(хвост): публицистический стиль речи

Работа в группах

Задание для каждой группы: прочитать теоретический материал о стилях и их жанрах (страницы учебника указываются), выделить ключевые

Слайд 5Работа в группах



Задание для творческой группы: составьте синквейн о жанрах стилей.
Синквейн

– это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
два прилагательных, выражающих главную мысль
.три глагола, описывающие действия в рамках темы.
фраза, несущая определенный смысл
заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Пример выполненного задания:
очерк
документальный публицистический
излагает описывает анализирует
поднимает какую-то важную проблему
небольшое литературное произведение

Работа в группахЗадание для творческой группы: составьте синквейн о жанрах стилей.Синквейн – это не простое стихотворение, а

Слайд 6Задания выполняются с использованием памятки.
Памятка
“Как определить стиль текста”

1.Внимательно прочитайте текст.
2.Определите, где

можно встретить этот текст:
а) беседа в непринужденной обстановке;
б)это отрывок из художественной литературы;
в)представляет из себя документ, инструкцию, памятку, деловую бумагу;
г)встречается в научных трудах, учебниках, энциклопедиях, словарях; это
лекция, доклад;
д)используется в газетах, на радио, на телевидении; выступление на собраниях, митингах.
Если сомневаетесь в ответе, то…
3.Определите задачи речи:
а)общение, обмен впечатлениями;
б)нарисовать образную картину, изобразить предмет, передать эмоции и чувства автора;
в)сообщить точные сведения, имеющие практическое значение, дать рекомендацию, указания;
г)сообщить теоретические и научные сведения, объяснить причины каких-либо явлений;
д)воздействовать на широкие массы, сформировать правильное отношение к общественным проблемам.
Задания выполняются с использованием памятки.Памятка“Как определить стиль текста”1.Внимательно прочитайте текст.2.Определите, где можно встретить этот текст:а) беседа в

Слайд 7Если снова сомневаетесь в ответе…
4.выясните, характерны ли для текста:
а)непринужденность, свобода в

выборе слов и выражений;
б)образность, эмоциональность, наглядная представляемость;
в)официальность, точность, бесстрастность;
г)обобщенность, точность, доказательность, неэмоциональность;
д)злободневность, страстность, призывность, яркость.
Чтобы убедиться в правильности ответа…
5.При необходимости определите жанр текста:
а)письмо, дневниковая запись, анекдот, заметки в записной книжке, спор, напутствие, чей-то портрет и т.п.;
б)отрывок из рассказа, повести, басни, сказки, поэмы, оды; клятва, присяга, гимн, загадка, пословица, поговорка, мемуары;
в)инструкция, отчёт, деловое письмо, биография, правила, объявление, заявление, расписка, справка, памятка;
г)научная статья, рецензия, отзыв, описание опыта, статья в словаре, энциклопедии; аннотация №;
д)заметка, репортаж, очерк, фельетон, статья, листовка.
Обратите внимание на выбранные варианты ответов.
6.Если у вас получились следующие варианты:
а) то это разговорный стиль;
б) то это художественный стиль;
в) то это деловой стиль;
г) то это научный стиль;
д) то это публицистический стиль.

Если снова сомневаетесь в ответе…4.выясните, характерны ли для текста:а)непринужденность, свобода в выборе слов и выражений;б)образность, эмоциональность, наглядная

Слайд 8Тема1
Научный стиль


Для всех групп дается ряд одинаковых заданий, которые распределяются

и выполняются в зависимости от способностей, уровня знаний, типа мышления обучающихся:
1)Упражнение381, учащимся необходимо:
доказать, что текст можно отнести к научному стилю (необходимо соотнести особенности анализируемого текста и особенности научного стиля, для систематизации знаний дается схема «Особенности научного стиля речи»);
проверить написание трудных слов по словарю;
изложить текст своими словами, упрощая лексику, конструкции предложений.
2) Упражнение346,учащимся необходимо:
доказать, что упражнение является текстом научно-популярного стиля; (развиваются аналитические навыки обучающихся, так как необходимо сопоставить признаки научного стиля и его научно-популярной разновидности с предложенным текстом для наблюдений, отметить общее).
определить и объяснить орфограммы, на какие правила пропущенные знаки препинания.
Материал упражнений приглашает обучающихся к обсуждению ими же сформулированных вопросов ( метод дискуссии).
Тема1 Научный стильДля всех групп дается ряд одинаковых заданий, которые распределяются и выполняются в зависимости от способностей,

Слайд 9Стили речи

Стили речи

Слайд 10Тема 2
Официально-деловой стиль.




Знакомство с официально - деловым стилем строится

как практикум..
Упражнение467
Цель работы – познакомить учащихся с таким жанром официально-делового стиля, как автобиография.
Задание: сравнить текст служебной автобиографии и автобиографии литературной, найти признаки художественного стиля речи.
Задание :составить автобиографию программиста или механика по ключевым словам.
(Задание развивает умение составлять текст, вычленять сюжет, выстраивать логическую структуру текста по семантике терминов).
Упражнение465.
Задание: составить несколько деловых бумаг (связанных с будущей профессией) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к деловому письму на странице 289-290.
Выполненные задания проверяются, анализируются, сравниваются членами всех групп, каждый выставляет оценку - выводится общая оценка.
Тема 2 Официально-деловой стиль. Знакомство с официально - деловым стилем строится как практикум..Упражнение467Цель работы – познакомить учащихся

Слайд 11Заявление — это документ, в котором в письменной форме зафиксировано сообщение

граждан или организаций по поводу осуществления своих прав или защиты интересов.

1. Кому (название учреждения или должностного лица с указанием Ф.И.О. в дательном падеже, а также должности).
2. От кого (Ф.И.О. в родительном падеже, а также должность или адрес), предлог от желательно не употреблять.
3. Заголовок документа (заявление, доверенность, заявка, объяснительная записка, докладная и т.д.). Заголовок пишется с маленькой буквы.
4. Текст документа (просьба, объяснение, сообщение).
5. Дата (слева).
6. Подпись (справа).
7. Адрес (если он не написан вверху после фамилии).
8. Приложения (справки, документ об образовании, автобиография и т.д., если это необходимо).

Составные части заявления

Заявление — это документ, в котором в письменной форме зафиксировано сообщение граждан или организаций по поводу осуществления

Слайд 12Образец заявления
Директору станции юных натуралистов
Иванову Петру Николаевичу
обучающегося гимназии №

20
Голикова Дениса Васильевича,
проживающего по адресу:
город Приволжск, улица Речная,
дом 7, квартира 2,

заявление.
Прошу зачислить меня в кружок юных натуралистов с 1 сентября 2011 года.
30 августа 2011 г. Подпись

Приложения: грамота за активное участие в олимпиаде по биологии, диплом победителя интеллектуальной зоологической эстафеты.
Образец заявленияДиректору станции юных натуралистов Иванову Петру Николаевичу обучающегося гимназии № 20Голикова Дениса Васильевича, проживающего по адресу:

Слайд 13Автобиография – это описание жизни пишущего. Слово заимствовано из греческого языка

и состоит из трёх частей: auto – сам, bios – жизнь, grapho – пишу. Как текст официально-делового стиля, автобиография включает только социально значимые факты жизни её составителя.

Части автобиографии:
название документа;
текст автобиографии;
подпись (как и в заявлении, под текстом справа);
дата (под текстом слева).

Автобиография – это описание жизни пишущего. Слово заимствовано из греческого языка и состоит из трёх частей: auto

Слайд 14 1.Прочитайте приведённый ниже текст автобиографии. Соответствует ли он принятой форме

документа?

Автобиография

Я, Силаев Иван Николаевич, родился 17 февраля 1985 года в селе Довольное Новосибирской области, в семье военнослужащего.
В 1987 году семья переехала в Москву в связи с поступлением отца в Академию Генштаба на учёбу.
В 1992 году я поступил учиться в 1 класс 1388-й школы Москвы. В настоящее время являюсь учеником 11 класса этой школы.
Мой отец, Николай Михайлович Силаев, 1955 года рождения, полковник, служит в авиации. Мать, Силаева Антонина Васильевна, 1960 года рождения, работает врачом-эндоскопистом. Младшая сестра, Силаева Анна Николаевна, 1990 года рождения, учится в 6 классе 1388-й школы.
6 апреля 2002 года Силаев

1.Прочитайте приведённый ниже текст автобиографии.  Соответствует ли он принятой форме документа? Автобиография   Я,

Слайд 15 2. Прочитайте начало автобиографии, написанной С. Есениным. В чём её

своеобразие? Можно ли считать, что это деловой документ?

Я родился в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости, Рязанской губернии и Рязанского уезда. Отец мой — крестьянин Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Фёдоровна.
Детство провёл у деда и бабки по матери в другой части села, которое называется Матово.
Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года.

2. Прочитайте начало автобиографии,  написанной С. Есениным. В чём её своеобразие? Можно ли считать, что

Слайд 16Тема3
Публицистический стиль.

Работа с текстами «Сорный язык», «Не наш русский»
(используется метод

активного чтения: на полях значками помечается + согласен, - не согласен, ?не понял, *проблема.
-прочитать текст;
-маркировать текст;
-обратить внимание на даты написания;
-сопоставить поднятые в них проблемы;
-сделать вывод;
-определить ведущую точку зрения.

Задание на развитие речи.
Написать миниатюру по основным итогам диспута «Русский язык и мы»

Задание:

составить по материалам исследования типологию подзаголовков, изложить полученные результаты в работе «За газетным заголовком».

Какие заголовки используют авторы, чтобы привлечь внимание читателя? (Цитаты, афоризмы, пословицы, поговорки, т.д.).
Тема3Публицистический стиль.Работа с текстами «Сорный язык», «Не наш русский» (используется метод активного чтения: на полях значками помечается

Слайд 17Публицистический стиль речи

Публицистический стиль речи

Слайд 18ЭТИКЕТ – это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях

со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.

РЕЧЬ – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ – это ситуация общения, при которой соблюдаются этикетные правила.
ЭТИКЕТ – это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в

Слайд 19 Речевые задачи
1
Спасибо - “посиба”, “спс”, “псип”; Пожалуйста – “пожалусто”, “пжл”, “плиз”,

“пжалста”; Здравствуйте – “здрасте”, “дарова”; С днем рождения – “с др”; С праздником – “с празнегом”; До свидания – “досвидос”, “поке”, “пок”, “поки”.

2

-Дай списать ПЛЗ? -Перебьёшьсо! -Ну пожалста!.. -Нефиг! -Тож.

3
Приф.
Здрасть. - Как делы? - Норм, а у тя?
-нi как делишки.
-ни чё сибе.
-:-) споки ноки
-Чё задали по алгебре
-Скажи ща плиз. Оч прошу.
-Не я сеня не могу!
-А чё эт тя так заинтересовала?
-Ась?
-Ок пасиб
-я сеня к те зайду за бумагой по биологии, ме оч нада дашь?


Задание:исправьте ошибки, допущенные в SMS .

Речевые задачи1 Спасибо - “посиба”, “спс”, “псип”; Пожалуйста – “пожалусто”, “пжл”, “плиз”, “пжалста”; Здравствуйте – “здрасте”,

Слайд 20Тема4
Разговорный стиль.

Работа с группой:выбрать «верные» утверждения

По своей структуре SMS

–сообщение является художественным произведением ?
К публицистическому стилю речи относится? SMS – это новая форма речевого общения?
Можно пользоваться при составлении SMS смайликами?
Необходимо пользоваться шаблонами при отправке SMS?
Могут ли, по вашему мнению, SMS передавать интонационные особенности предложения?
SMS, как и любое письмо, надо начинать с вежливого обращения?
Начало предложения и имена собственные не надо писать с заглавной буквы?
Не надо помнить о правилах постановки знаков препинания?
Нельзя коверкать слова.
Можно употреблять жаргонизмы.
Нельзя допускать нарушений языковых норм.
SMS-ка – это короткое письмо, и поэтому при его написании надо помнить об основных компонентах письма?
Тема4 Разговорный стиль.Работа с группой:выбрать «верные» утверждения По своей структуре SMS –сообщение является художественным произведением ?К публицистическому

Слайд 21Рефлексия
Составление списка
изученной информации ( мозговая атака), по наводящим вопросам:
Что вы узнали

на уроках, посвященных стилистике?
Назовите основные стили русского языка.
Укажите особенности стилей речи.
Составить обобщающую таблицу «Стили речи».

1. упражнения 512

2.составить текст на профессиональную тему, используя любой стиль и жанр.

3.написать сочинение о выбранной вами профессии. (тема формулируется самостоятельно).

Памятка.
1. Важность профессии.
2. Состояние дел этой профессии в России.
3. Отличие избранной профессии от других, ее трудности и преимущество.
4. Какие качества личности потребуются для овладения этой профессией?
5. Почему вы выбрали эту профессию?
6. Как вы представляете свое будущее после окончания техникума?
7. Факты из истории, литературы, цитаты, высказывания о данной профессии.

Домашнее задание

РефлексияСоставление спискаизученной информации ( мозговая атака), по наводящим вопросам:Что вы узнали на уроках, посвященных стилистике?Назовите основные стили

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть