Слайд 1М.А.БУЛГАКОВ
МАСТЕР И МАРГАРИТА
Выполняла: Забавнова Анастасия
Студентка 2-го курса 73 группы.
Преподаватель :
Вологжанинова Алена Александровна
2015 год
Слайд 2О романе
Роман Булгакова – это многомерное и многослойное произведение. В
нем соединены мистика и сатира, фантастика и реализм, легкая ирония и философия.
Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе.
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни автора.
Впервые он был опубликован только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, и то в сокращенном журнальном варианте. Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа.
Слайд 3Время начала работы над «Мастером и Маргаритой»
Булгаков в разных рукописях датировал
то 1928, то 1929 г. В первой редакции роман имел варианты названий:
«Черный маг»
«Копыто инженера»
«Жонглер с копытом»
«Сын В.»
«Гастроль»
Но 18 марта 1930 года автор уничтожил рукопись после извести о запрете пьесы «Кабала Святош».
». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…»
Слайд 4Работа над Второй редакцией, возобнавилась в 1931г. и создавалась до 1936
г., и имела подзаголовок«Фантастический роман» и варианты названий:
«Великий канцлер»
«Сатана»
«Вот и я»
«Черный маг»
«Копыто консультанта»
К роману были сделаны черновые наброски, причем здесь уже фигурировали Маргарита и ее безымянный спутник – будущий Мастер, а Воланд обзавелся своей буйной свитой.
Работа над романом
Слайд 5Третья редакция, начатая во второй половине 1936 г., первоначально называлась «Князь
тьмы»
Но уже в 1937 г. появилось хорошо известное теперь заглавие «Мастер и Маргарита». В мае – июне 1938 г. полный текст впервые был перепечатан. Авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя, Булгаков прекратил её на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»…
Слайд 6Жанр
Жанровая уникальность романа «Мастер и Маргарита» - «последнего, закатного» произведения
М. А. Булгакова до сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют как роман-миф, философский роман, мениппея, роман-мистерия и т. п. В «Мастере и Маргарите» весьма органично соединились едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления. По словам английского исследователя творчества Булгакова Дж. Куртис, форма «Мастера и Маргариты» и ее содержание, делают ее уникальным шедевром, параллели с которым «трудно найти как в русской, так и в западноевропейской литературной традиции».
Слайд 7Композиция
Композиция романа многоплановая: это «роман в романе». В рамках одного
произведения сложно взаимодействуют два романа: повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате. Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.
Из истории создания романа мы видим, что он был задуман и создавался как «роман о дьяволе». Некоторые исследователи видят в нём апологию дьявола, любование мрачной силой, капитуляцию перед миром зла. В самом деле, Булгаков называл себя «мистическим писателем», но мистика эта не помрачала рассудок и не запугивала читателя…
Слайд 8Сюжетные линии
Философская
(Понтай Пилат и Иешуа)
Любовная
(Мастер и Маргарита)
Мистическая
(Воланд и его Свита)
Слайд 9В романе «Мастер и Маргарита» двойственность выражается в диалектическом взаимодействии и
борьбы добра и зла (это является главной проблемой романа). Добро не может существовать без зла, люди просто не будут знать, что это добро
Как сказал Воланд Левию Матвею: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли все тени?». Должно быть некое равновесие между добром и злом, которое в Москве было на-рушено: чаша весов резко склонилась в сторону последнего и Воланд пришел, как главный каратель, чтобы восстановить его.
Слайд 10Время и пространство
Время действия романа относится сразу к двум эпохам,
разделённым почти двумя тысячелетиями. Обе линии произведения – современная (4 дня в Москве 30-х годов XX века) и евангельская (1 день в Древнем Риме) – перекликаются друг с другом, соединяясь на разных повествовательных уровнях текста. Давнее прошлое не ушло безвозвратно, а существует параллельно с современностью
Три уровня реальности
Три временных пласта :
прошлое
настоящее
вечное.
Три уровня реальности :
земной (люди),
художественный (библейские персонажи)
мистический (Воланд со своими спутниками);
Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита.
Слайд 11Герои романа
Иешуа
Бродячий философ Иешуа, по кличке Га-Ноцри, не помнящий своих
родителей, не имеющий ни средств к существованию, ни семьи, ни родных, ни друзей, он проповедник добра, любви и милосердия. Его цель - сделать мир чище и добрее.
Слайд 12Понтий Пилат
Понтий Пилат - римский прокуратор Иудеи в конце 20-х -
начале 30-х гг. н. э., при котором был казнен Иисус Христос. Прокуратор - императорский чиновник, обладавший высшей административной и судебной властью в небольшой провинции.
Слайд 13Свита Воланда
Свита Воланда олицетворяет собой зло, но в каждом из
них оно представлено своеобразно. Различен и характер, и предназначение каждого из них. Высказывание Воланда о том, что именно на фоне добра можно увидеть зло, что добро без зла ничего не стоит, объясняет их поступки тем, что Добро и Зло – вещи неразделимые.
Слайд 14Воланд
…ТАК КТО Ж ТЫ, НАКОНЕЦ?- Я – ЧАСТЬ ТОЙ СИЛЫ,
ЧТО ВЕЧНО ХОЧЕТ ЗЛА И ВЕЧНО СОВЕРШАЕТ БЛАГО.
ГЁТЕ «ФАУСТ»
Воланд - это дьявол, сатана, "князь тьмы", "дух зла и повелитель теней"
Слайд 15Коровьев
Коровьев – рыцарь, владеющий черной магией, аферист. В действительности
он темно-фиолетовый рыцарь Фагот. Однажды неудачно сочинив каламбур о свете и тьме, был наказан; вынужден служить Воланду.
Слайд 16Азазелло
Азазелло – "демон безводной пустыни, демон-убийца.
Имя Азазелло образовано Булгаковым от
ветхозаветного имени Азазел (или Азазель). Так зовут падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Этот персонаж олицетворяет собой смерть.
Слайд 17Кот Бегемот
Кот Бегемот – кот-оборотень и любимый шут Воланда, персонаж сатирический,
так как представлен в виде толстого черного кота, который умеет говорить и вечно «валяет дурака». Изредка он превращается в худенького юношу.
Слайд 18Массолит
Дом, в котором разместился МАССОЛИТ, называется "Домом Грибоедова". Это
пародия на Дом трудолюбия. Народная столовая здесь превратилась в роскошный ресторан. Библиотека отсутствует - членам МАССОЛИТА она не нужна, ведь коллеги Берлиоза не читатели, а писатели. Вместо трудовых учреждений здесь располагаются отделения, связанные только с отдыхом и развлечениями: "Рыбно-дачная секция", "Касса", "Квартирный вопрос", "Бильярдная" и др. . Главная достопримечательность - ресторан. "Грибоедов" в романе - символ не пишущей, а жующей братии, символ превращения литературы в источник удовлетворения неумеренных аппетитов.
Слайд 19Берлиоз
Михаил Александрович
Берлиоз – председатель
МАССОЛИТА,
располагающегося в Доме
Грибоедова. Берлиоз
получал материальные блага
в обмен на
убеждения и
отказ от свободы творчества.
За это следует наказание: он
гибнет под колесами трамвая
сразу после разговора с
дьяволом.
Слайд 20Иван Бездомный
Иван Бездомный (он же - Иван Николаевич Понырев) -
поэт, становящийся профессором Института истории и философии. По предсказанию Воланда, Иван оказывается в сумасшедшем доме.
Слайд 21Мастер
Образ Мастера - символ страданий, человечности, искателя истины в
пошлом мире.
Вы - писатель?
Я - МАСТЕР.
Слайд 22Маргарита
В начале романа Маргарита - подруга Мастера, сострадая возлюбленному,
с успехом лжёт мужу. Постепенно она перерождается и в конце повествования обретает нравственную силу, делающую её способной противостоять злу. Когда «все обманы исчезли» и красота Маргариты, прежде «обманчивая и бессильная», преображается в «красоту неземную», она избавляет Мастера от страданий.
Слайд 23Мастер и Маргарита
«Я отчетливо помню, как прозвучал ее голос, низкий
довольно-таки, но со срывами, и, как это ни глупо показалось, что эхо ударило в переулке и отразилось от желтой грязной стены»
Слайд 24Мастер и Маргарита
История Мастера и Маргариты, словно прозрачный
ручей, пересекает все
пространство романа,
прорываясьсквозь завалы и пропасти на ее пути и уходя в
потусторонний мир, в вечность. Маргарита и Мастер не
заслужили света. Иешуа и Воланд наградили их вечным
покоем.
Слайд 25Роман Булгакова
«Мастер и Маргарита»
Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” -
это великая книга, потому что в ней высказаны великие идеи: о величии человека и об аморальности власти как проявления насилия над человеком; о красоте любви и людей, способных на любовь;
о сострадании и милосердии, отваге и верности своему призванию как высших человеческих качествах, о неразрывности добра и зла, жизни и смерти…