Слайд 1«Словарная работа на уроках русского языка как один из приемов развития
речи и обогащения словарного запаса учащихся»
Слайд 2Формирование орфографической грамотности является одной из главных задач обучения русскому языку
в школе. В программе каждого класса предусматривается обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется.
Слайд 3Научить ребенка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших
задач, стоящих перед учителями.
Слайд 4При организации работы над словарём современная методика русского языка рекомендует исходить
из следующих принципиальных положений:
1. Работа над словарём имеет большое воспитательно-образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности.
2. Содержанием словарной работы является объяснение новых, непонятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов, ознакомление школьников с исключительным богатством словаря и показ его стилистических возможностей.
3. Анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном русском языке, хотя в ряде случаев слово может быть рассмотрено и в историческом аспекте.
4. Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.
Слайд 5При работе в классе можно использовать следующие виды работ:
I. Хорошие
результаты в этот момент даёт печатание слов. Для этого следует завести тетради для печатания. Эффект дает печатание слов в строгой последовательности:
Произносим слово орфографически.
Печатаем его, находим ударный слог.
Делим на слоги и выделяем примыкание.
Определяем, сколько в слоге букв и звуков.
Графически это слово записываем.
Слайд 6II. Традиционно словарные слова усваиваются путём механического запоминания их графического облика.
Новое
слово записывается на доске, прочитывается, анализируется, несколько раз проговаривается орфографически и. записывается в тетради. Затем многократно повторяется на следующем уроке. Такая методика ориентирует на формальное заучивание и не обеспечивает прочного запоминания.
Попробуем изменить характер запоминания. Подать задание в виде загадки:
Угадайте, о ком идёт речь:
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос.
(Медведь).
Слайд 7III. Наиболее распространённым видом словарной работы остаются диктанты. Приведем некоторые виды
диктантов и методику их проведения. Причём диктанты можно рассматривать как обучающий и как контролирующий вид работы.
Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся проговаривают написанное слово на карточке и записывают его.
Картинный диктант:
I вариант - Учитель показывает картинку, дети называют слово и записывают его, выделяя в нём безударные гласные.
II вариант - Учитель показывает картинку, дети называют и объясняют безударные гласные в слове, ставят ударение и записывают слово.
III вариант - Учитель показывает картинку, дети самостоятельно записывают слово.
Слайд 8IV. Помимо словарных диктантов значительное место в системе словарной работы должны
занимать упражнения лексического характера, т. е. упражнения, которые в большей мере объясняют значение изучаемого слова.
Можно предложить следующие упражнения.
Прочитайте и объясните значение изучаемого слова в каждом предложении: в каком предложении говорится о сирени, как о кустарнике, а в каком - о сирени, как цветке этого растения. Сирень (кустарник) посадили у нас под окном. Весною красивым становится дом. (М. Рудерман). Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в нём сирень (цветок). (А.Плещеев).
Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов.
Вот и лето подоспело - земляника покраснела. (М. Ивенсен).
Земляничка, земляничка - красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек. (В.Малков).
Слайд 9V. При помощи словарной работы можно провести наблюдение над многозначностью изучаемых
слов, их прямым и переносным значением.
Например: Объясните значение выделенных слов.
Весело сияет месяц за окном.
Третий месяц у ворот, это к солнцу поворот.
Здесь можно дать и задания по развитию речи. Например:
• написать по памяти,
• составить словосочетание, предложение с любым из слов.
VI. Знакомя детей с лексическим значением слов, учитель может рассказать о том, что одни слова устаревают и на смену им приходят новые.
Например: И в светлицу входит царь, стороны той государь.
Слайд 10VII. Очень интересно проходит словарная работа в форме задания типа "Знаешь
ли ты?"
Например:
Как произошло слово завтра. Оно образовалось путём слияния предлога "за" и существительного "утро" в форме родительного падежа единственного числа. Двести лет назад говорили: "завтра", т.е. на следующий день.
"Были все готовы заутро бой затеять новый ". (М.Лермонтов).
Какое из слов появилось в нашей речи раньше. Обоснуй ответ.
электровоз, паровоз, тепловоз;
космонавт, пилот, лётчик, авиатор;
VIII. Развивают любознательность детей задания типа " Это интересно". Слова; комбат, комдив, комбриг - сложносокращённые слова, а образованы они путём сочетания двух слов.
А вот слова - телефон, телеграф, телевизор телескоп - интересны нам тем, что первая часть слога к нам пришла из греческого языка и обозначает - далеко.
Слайд 11IX. Изучение слов с непроверяемыми безугарными гласными даёт возможность познакомить детей
с фразеологизмами. Фразеологическое богатство даёт возможность учителю показать богатство русского языка, обогатить речь детей, и умело их использовать.
Например:
Прокачу с ветерком; заячья душа; воробью по колено; бежать во все лопатки; язык заплетается; одна нога здесь, другая там".
Почему так говорят, например: "медведь на ухо наступил; исчезнуть с горизонта".
А вот знакомство с "волшебными словами" (спасибо, пожалуйста, здравствуйте) позволяет формировать у детей навыки речевого этикета, так как именно эти слова помогают правильно выражать отношение друг к другу.
X. Для активизации и обогащения словарного запаса учащимися при изучении слов из "Словаря" учитель может предложить игры типа:
"Кто больше": к данным словам подберите однокоренные или имена прилагательные, например: герой, песок, осина.
"Кто быстрее": подберите противоположные по значению слова, например: дом, день.
"Кто правильнее?": кого так называют - шофёр, тракторист, агроном и т.д.
Текст - повествование на тему, например: " Как приготовить салат, винегрет".
Текст - рассуждение, например: " Почему я хочу стать художником".
Слайд 12XI. При проведении словарной работы можно использовать задания со словами словарика:
Перечислить
(написать) названия птиц, животных, учебных вещей и др.
Кто больше назовёт (напишет) слов на тему "Поле", "Сад", "Огород".
Назвать слова с мягким знаком на конце (в середине) слова.
Назвать (написать) слова, отвечающие на вопрос что? кто? (II класс).
Назвать (написать) существительные мужского, женского, среднего рода (III класс).
Подобрать (написать) родственные слова к словам: город, класс, дом.
Образовать новые слова при помощи суффиксов: - ок, - ик, и др.
Такие и подобные задания выполняются и устно, и письменно.
XII. Ответы на вопросы:
I. Кто живёт в лесу? 2. Кто следит за чистотой в классе? 3. Что даёт нам корова? 4. Куда идут рабочие? 5. Что выпускает завод? 6. Кто верный друг человека? 7. Какие овощи растут на огороде? Такие задания выполняются по-разному:
I. 3-4 вопроса пишутся на лоске, учащиеся записывают полные ответы в свои тетради.
II. Учитель диктует вопросы, дети пишут полные ответы.
III. Учитель диктует вопросы, учащиеся пишут только ответы (словарные слова).
Слайд 13XIII. Дописать предложения.
I. Весело чирикает : (воробей). 2. В лесу живут
и ..., и ... (заяц и медведь). 3. В конуре живёт ... (собака). 4. Дети катаются на ... (коньках). 5. Столица нашей Родины ... (Москва). 6.Мы изучаем ... (русский язык). Такой вид работы проводится тоже по - разному.
I. На доске записывается 3-4 предложения, а дети вместо точек дописывают слова.
II. Слова для вставок пишутся учителем на доске. Учитель диктует предложения, дети выбирают нужные по смыслу слева и дописывают предложения.
III. Учащиеся пишут только пропущенные при диктовке учителя слова.
XIV. Использование загадки в словарной работе.
1. С людьми дружит, дом сторожит. (Собака). 2. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз). 3. Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко). 4. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц). 5. Мал, невелик, чик-чирик. (Воробей). 6. Кто в сарае стоит, жвачку жует, молоко даёт. (Корова). 7. Чёрный Ивашка, деревянная рубашка. Где носом поведет, там след оставит. (Карандаш).