Презентация, доклад к семинару для учителей русского языка

Формирование орфографической грамотности является одной из главных задач обучения русскому языку в школе. В программе каждого класса предусматривается обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется.

Слайд 1«Словарная работа на уроках русского языка как один из приемов развития

речи и обогащения словарного запаса учащихся»
«Словарная работа на уроках русского языка как один из приемов развития речи и обогащения словарного запаса учащихся»

Слайд 2Формирование орфографической грамотности является одной из главных задач обучения русскому языку

в школе. В программе каждого класса предусматривается обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется.
Формирование орфографической грамотности является одной из главных задач обучения русскому языку в школе. В программе каждого класса

Слайд 3Научить ребенка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших

задач, стоящих перед учителями.
Научить ребенка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителями.

Слайд 4При организации работы над словарём современная методика русского языка рекомендует исходить

из следующих принципиальных положений:

1. Работа над словарём имеет большое воспитательно-образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности.
2. Содержанием словарной работы является объяснение новых, непонятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов, ознакомление школьников с исключительным богатством словаря и показ его стилистических возможностей.
3. Анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном русском языке, хотя в ряде случаев слово может быть рассмотрено и в историческом аспекте.
4. Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

При организации работы над словарём современная методика русского языка рекомендует исходить из следующих принципиальных положений: 1.	Работа над

Слайд 5При работе в классе можно использовать следующие виды работ:
I. Хорошие

результаты в этот момент даёт печатание слов. Для этого следует завести тетради для печатания. Эффект дает печатание слов в строгой последовательности:
Произносим слово орфографически.
Печатаем его, находим ударный слог.
Делим на слоги и выделяем примыкание.
Определяем, сколько в слоге букв и звуков.
Графически это слово записываем.
При работе в классе можно использовать следующие виды работ: I. Хорошие результаты в этот момент даёт печатание

Слайд 6II. Традиционно словарные слова усваиваются путём механического запоминания их графического облика.
Новое

слово записывается на доске, прочитывается, анализируется, несколько раз проговаривается орфографически и. записывается в тетради. Затем многократно повторяется на следующем уроке. Такая методика ориентирует на формальное заучивание и не обеспечивает прочного запоминания.
Попробуем изменить характер запоминания. Подать задание в виде загадки:
Угадайте, о ком идёт речь:
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос.
(Медведь).

II. Традиционно словарные слова усваиваются путём механического запоминания их графического облика.Новое слово записывается на доске, прочитывается, анализируется,

Слайд 7III. Наиболее распространённым видом словарной работы остаются диктанты. Приведем некоторые виды

диктантов и методику их проведения. Причём диктанты можно рассматривать как обучающий и как контролирующий вид работы.
Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся проговаривают написанное слово на карточке и записывают его.
Картинный диктант:
I вариант - Учитель показывает картинку, дети называют слово и записывают его, выделяя в нём безударные гласные.
II вариант - Учитель показывает картинку, дети называют и объясняют безударные гласные в слове, ставят ударение и записывают слово.
III вариант - Учитель показывает картинку, дети самостоятельно записывают слово.

III. Наиболее распространённым видом словарной работы остаются диктанты. Приведем некоторые виды диктантов и методику их проведения. Причём

Слайд 8IV. Помимо словарных диктантов значительное место в системе словарной работы должны

занимать упражнения лексического характера, т. е. упражнения, которые в большей мере объясняют значение изучаемого слова.
Можно предложить следующие упражнения.
Прочитайте и объясните значение изучаемого слова в каждом предложении: в каком предложении говорится о сирени, как о кустарнике, а в каком - о сирени, как цветке этого растения. Сирень (кустарник) посадили у нас под окном. Весною красивым становится дом. (М. Рудерман). Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в нём сирень (цветок). (А.Плещеев).
Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов.
Вот и лето подоспело - земляника покраснела. (М. Ивенсен).
Земляничка, земляничка - красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек. (В.Малков).

IV. Помимо словарных диктантов значительное место в системе словарной работы должны занимать упражнения лексического характера, т. е.

Слайд 9V. При помощи словарной работы можно провести наблюдение над многозначностью изучаемых

слов, их прямым и переносным значением.
Например: Объясните значение выделенных слов.
Весело сияет месяц за окном.
Третий месяц у ворот, это к солнцу поворот.
Здесь можно дать и задания по развитию речи. Например:
• написать по памяти,
• составить словосочетание, предложение с любым из слов.


VI. Знакомя детей с лексическим значением слов, учитель может рассказать о том, что одни слова устаревают и на смену им приходят новые.
Например: И в светлицу входит царь, стороны той государь.

V. При помощи словарной работы можно провести наблюдение над многозначностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением.Например:

Слайд 10VII. Очень интересно проходит словарная работа в форме задания типа "Знаешь

ли ты?"
Например:
Как произошло слово завтра. Оно образовалось путём слияния предлога "за" и существительного "утро" в форме родительного падежа единственного числа. Двести лет назад говорили: "завтра", т.е. на следующий день.
"Были все готовы заутро бой затеять новый ". (М.Лермонтов).
Какое из слов появилось в нашей речи раньше. Обоснуй ответ.
электровоз, паровоз, тепловоз;
космонавт, пилот, лётчик, авиатор;

VIII. Развивают любознательность детей задания типа " Это интересно". Слова; комбат, комдив, комбриг - сложносокращённые слова, а образованы они путём сочетания двух слов.
А вот слова - телефон, телеграф, телевизор телескоп - интересны нам тем, что первая часть слога к нам пришла из греческого языка и обозначает - далеко.

VII. Очень интересно проходит словарная работа в форме задания типа

Слайд 11IX. Изучение слов с непроверяемыми безугарными гласными даёт возможность познакомить детей

с фразеологизмами. Фразеологическое богатство даёт возможность учителю показать богатство русского языка, обогатить речь детей, и умело их использовать.
Например:
Прокачу с ветерком; заячья душа; воробью по колено; бежать во все лопатки; язык заплетается; одна нога здесь, другая там".
Почему так говорят, например: "медведь на ухо наступил; исчезнуть с горизонта".
А вот знакомство с "волшебными словами" (спасибо, пожалуйста, здравствуйте) позволяет формировать у детей навыки речевого этикета, так как именно эти слова помогают правильно выражать отношение друг к другу.

X. Для активизации и обогащения словарного запаса учащимися при изучении слов из "Словаря" учитель может предложить игры типа:
"Кто больше": к данным словам подберите однокоренные или имена прилагательные, например: герой, песок, осина.
"Кто быстрее": подберите противоположные по значению слова, например: дом, день.
"Кто правильнее?": кого так называют - шофёр, тракторист, агроном и т.д.
Текст - повествование на тему, например: " Как приготовить салат, винегрет".
Текст - рассуждение, например: " Почему я хочу стать художником".

IX. Изучение слов с непроверяемыми безугарными гласными даёт возможность познакомить детей с фразеологизмами. Фразеологическое богатство даёт возможность

Слайд 12XI. При проведении словарной работы можно использовать задания со словами словарика:
Перечислить

(написать) названия птиц, животных, учебных вещей и др.
Кто больше назовёт (напишет) слов на тему "Поле", "Сад", "Огород".
Назвать слова с мягким знаком на конце (в середине) слова.
Назвать (написать) слова, отвечающие на вопрос что? кто? (II класс).
Назвать (написать) существительные мужского, женского, среднего рода (III класс).
Подобрать (написать) родственные слова к словам: город, класс, дом.
Образовать новые слова при помощи суффиксов: - ок, - ик, и др.
Такие и подобные задания выполняются и устно, и письменно.

XII. Ответы на вопросы:
I. Кто живёт в лесу? 2. Кто следит за чистотой в классе? 3. Что даёт нам корова? 4. Куда идут рабочие? 5. Что выпускает завод? 6. Кто верный друг человека? 7. Какие овощи растут на огороде? Такие задания выполняются по-разному:
I. 3-4 вопроса пишутся на лоске, учащиеся записывают полные ответы в свои тетради.
II. Учитель диктует вопросы, дети пишут полные ответы.
III. Учитель диктует вопросы, учащиеся пишут только ответы (словарные слова).

XI. При проведении словарной работы можно использовать задания со словами словарика:Перечислить (написать) названия птиц, животных, учебных вещей

Слайд 13XIII. Дописать предложения.
I. Весело чирикает : (воробей). 2. В лесу живут

и ..., и ... (заяц и медведь). 3. В конуре живёт ... (собака). 4. Дети катаются на ... (коньках). 5. Столица нашей Родины ... (Москва). 6.Мы изучаем ... (русский язык). Такой вид работы проводится тоже по - разному.
I. На доске записывается 3-4 предложения, а дети вместо точек дописывают слова.
II. Слова для вставок пишутся учителем на доске. Учитель диктует предложения, дети выбирают нужные по смыслу слева и дописывают предложения.
III. Учащиеся пишут только пропущенные при диктовке учителя слова.

XIV. Использование загадки в словарной работе.
1. С людьми дружит, дом сторожит. (Собака). 2. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз). 3. Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко). 4. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц). 5. Мал, невелик, чик-чирик. (Воробей). 6. Кто в сарае стоит, жвачку жует, молоко даёт. (Корова). 7. Чёрный Ивашка, деревянная рубашка. Где носом поведет, там след оставит. (Карандаш).

XIII. Дописать предложения.I. Весело чирикает : (воробей). 2. В лесу живут и ..., и ... (заяц и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть