Слайд 1
Звук и образ в поэзии (на примере поэзии Ф.И. Тютчева)
Выполнила: Портнягина
Дарья,
обучающаяся 11 класса МБОУ
«Падунская средняя
общеобразовательная школа»
Муниципальное бюджетное учреждение «Падунская средняя общеобразовательная школа»
выявить роль фонетических средств рифмы(эпифоры), звукописи (ассонанса, аллитерации, звукоподражания, звуковых повторов) как изобразительно-выразительного средства в поэтическом тексте при создании образа.
Слайд 2 Актуальность: язык многих произведений с точки зрения соединения образа и
звука исследован недостаточно
Гипотеза: одним из основных средств создания образа в поэзии является звуковой компонент
Материал исследования: поэтические произведения Ф.И. Тютчева, исследования лингвистического и литературоведческого направлений.
Цель работы: выявить роль фонетических средств как изобразительно-выразительного средства в поэтическом тексте при создании образа.
Слайд 3Задачи:
1. Изучить теоретический материал по теме работы.
2. Проанализировать использование фонетических
средств при создании образа в поэзии Ф.И. Тютчева.
3.Выявить эмоциональную окраску текста с помощью звукового образа.
Слайд 4
Объектом исследования является звуковой образ в поэзии Ф.И. Тютчева.
Предмет исследования –
изобразительная выразительность фонетических средств при создании звукового образа.
Методы исследования:
описательный метод;
сравнительно-сопоставительный метод;
метод анализа:
метод синтеза;
метод обобщения;
метод наблюдения
Слайд 5Новизна работы состоит в том, что стихи Ф.И. Тютчева «Фонтан», «С
поляны коршун поднялся» не подвергались исследованию с точки зрения создания образа при помощи звука
Практическая значимость работы:
анализ звуковой стороны поэтического текста влияет на понимание произведения
может быть использована для анализа текстов других произведений при подготовке к олимпиадам по русскому языку и литературе, при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Слайд 6
Структура работы :
1. Введение: актуальность, объект и предмет изучения, цель
и задачи , практическое применение исследования.
2.Первая глава: теоретические аспекты, связанные с фонетическими средствами, используемыми в русской поэзии для создания образа.
3. Вторая глава: анализ текстов Ф.И. Тютчева «Фонтан», «С поляны коршун поднялся»
4. Заключение: выводы и рекомендации по использованию данной работы.
Слайд 7Классификация фонетических средств выразительности в русском языке
Звукопись –повторение ударных и безударных слогов,
гласных и согласных звуков.
Поэтические повторы
Звуковая инструментовка (инструментовка согласных и гармония гласных)
Аллитерация –прием усиления выразительности стиха повторами согласных звуков.
Ассонанс – приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков.
Диссонанс –построен на использовании созвучных, но не рифмуемых слов
Слайд 8Звукоподражание – создание с помощью звуков и слов представления о том, что
говорится в данном тексте.
Ономатопея –используются слова, которые имитируют собственное значение.
Каламбурные рифмы – это рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве.
Эпифора – повторение конца стиха или рифма.
Анафора, или единоначатие, - повторение сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.
Слайд 9
Звуковой образ стихотворения Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся…»
С поляны коршун
поднялся, –звуковые повторы: ассонанс на [a],[о], аллитерация на [п,л,н] [р,н] [п.д.н.л]. – образ плоскости, пространства, согласный [ш], - шелест крыльев.
Слайд 10Высоко к небу он взвился; – аллитерация на [в,с,к,к.н] [б.н,в,з,в,л,с] –
свист рассекаемого воздуха, взлет, парение.
эпифора [нился] [нился] – ритм взмаха крыльев.
Слайд 11Всё выше, далее вьётся он, – аллитерация на [вс,вш] [втс].
Это почти анаграмма слова «высота».
И вот ушел за небосклон. – Россыпь звонких согласных, шипящих, систящих - Вселенский полет, связь земного и космического.
Слайд 12Природа-мать ему дала – рокочущие [р] и звонкий [д] уравновешиваются [т,]
и [л],
ассонанс на [а] природА –мАть ему дАлА - шширота и высота пространства.
Два мощных, два живых крыла – аллитерация [дв], [мщнх], [дв],[жвх], [крл] – мощь рассекаемого воздуха, образ птицы виден и слышен.
Слайд 13А я здесь в поте и пыли, - оглушаются звонкие согласные
[Сдесь][ФпотИ][И][ПылИ], утяжеляются слова ассонансом на [и]. Образ приземленности и тоски – удел человека.
Я, царь земли, прирос к земли!.. – в этой строке всего три глухих звука [ц,п,с], звонкий троекратно повторяющийся [р] но фраза не становится легкой. Звуковой повтор [з и м л и] делает её статичной. Ассоннс на [и] - «привязывание» человека с земле.
Слайд 14Постижение человеком гармонии мира природы - невозможность этого.
Трагическое ощущение мира
Философский
взгляд на природу и человека делает понятным звуковая инструментовка.
Слайд 15Идейная и эстетическая позиция поэта отразилась в своеобразном подходе к «звуковому»
раскрытию темы.
Ф.И.Тютчев обладает свойством поэтического «видения» звуков.
Идейная и эстетическая позиция поэта отразилась и в своеобразном подходе к «звуковому» раскрытию темы, и в фабульных построениях, где звуки часто играют роль поворотного мига.
Слайд 16 Анафора-риторическое обращение.
О смертной мысли водомёт,
О водомет неистощимый!
Слайд 17Ономатопея - слово имитирует собственное значение «в брызгах», «пылью», «дробится»
Как пламенеет,
как дробится
Его на солнце влажный дым.
Слайд 18Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты...
Ономатопея - «в брызгах»,
Истина - длань, определение «НеЗРиМо-РоКоВое» (аллитерации на звонкие согласные) - неизбежность падения.
Слайд 19Тема рока в жизни человека - повтор слова «луч» (луч фонтана,
луч смертной мысли)
Звуковые повторы используются Ф.Тютчевым как способ смыслового сближения слов или подчеркивания близости понятий.
Слайд 20Литература
1.Брик, О.М. Звуковые повторы. – В кн.: Поэтика. Сборники по теории поэтического языка,
вып.
1–2. Пг., 1919
2.Тынянов, Ю.Н. Проблема стихотворного языка. Статьи. М., 1965
3.Григорьев, В.П. Паронимическая аттракция. – В кн.: Григорьев В.П. Поэтика слова. М., 1979
4.Топоров, В.Н. Из исследований в области анаграммы. – Структура текста – 1981. Тезисы
симпозиума. М., 1981
5.Якобсон, Р. Новейшая русская поэзия. – В кн.: Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987
6.Кожевникова, Н.А. О способах стихотворной организации стихотворного текста. – В кн.:
Проблемы структурной лингвистики. 1984. М., 1988
7.Кожевникова, Н.А. Звуковая организация стиха. Паронимическая аттракция. – В кн.: Очерки
истории языка русской поэзии ХХ века. Поэтический язык и идиостиль. Общие вопросы. Звуковая
организация текста. М., 1990
8.Григорьев ,В.П., Кожевникова Н.А., Петрова З.Ю. Материалы к словарю паронимов русского
языка. М., 1992
9.Иванов, Вяч.Вс. Русская поэтическая традиция и футуризм (из опыта раннего Б.Пастернака).
– В кн.: Связь времен. Проблемы преемственности в русской литературе конца ХIХ – начала ХХ
века. М., 1992
10.Топоров, В.Н. Об «эктропическом» пространстве поэзии (поэт и текст в их единстве). – кн.:
От мифа к литературе. М., 1994
11.Фатеева, Н.А. «Петербург» А. Белого: Кто автор плана? – Университетский пушкинский
сборник. 1799–1999. М., 1999
Интернет-ресурсы:
1.http://yandex.ru/clck/jsredir
2. stihotvoreniya-tyutcheva-fontan.html
3.Выразительные средства фонетики
videotutor-rusyaz.ru