Презентация, доклад к работе Звуковой образ стихотворений Ф.И. Тютчева

Содержание

Актуальность: язык многих произведений с точки зрения соединения образа и звука исследован недостаточноГипотеза: одним из основных средств создания образа в поэзии является звуковой компонентМатериал исследования: поэтические произведения Ф.И. Тютчева, исследования лингвистического и литературоведческого направлений.Цель работы:

Слайд 1 Звук и образ в поэзии (на примере поэзии Ф.И. Тютчева)
Выполнила: Портнягина

Дарья,
обучающаяся 11 класса МБОУ
«Падунская средняя
общеобразовательная школа»

Муниципальное бюджетное учреждение «Падунская средняя общеобразовательная школа»

выявить роль фонетических средств рифмы(эпифоры), звукописи (ассонанса, аллитерации, звукоподражания, звуковых повторов) как изобразительно-выразительного средства в поэтическом тексте при создании образа.

Звук и образ в поэзии (на примере поэзии Ф.И. Тютчева)  Выполнила: Портнягина Дарья, обучающаяся

Слайд 2 Актуальность: язык многих произведений с точки зрения соединения образа и

звука исследован недостаточно

Гипотеза: одним из основных средств создания образа в поэзии является звуковой компонент

Материал исследования: поэтические произведения Ф.И. Тютчева, исследования лингвистического и литературоведческого направлений.

Цель работы: выявить роль фонетических средств как изобразительно-выразительного средства в поэтическом тексте при создании образа.



Актуальность: язык многих произведений с точки зрения соединения образа и звука исследован недостаточноГипотеза: одним из основных

Слайд 3Задачи:
1. Изучить теоретический материал по теме работы.

2. Проанализировать использование фонетических

средств при создании образа в поэзии Ф.И. Тютчева.

3.Выявить эмоциональную окраску текста с помощью звукового образа.
Задачи: 1. Изучить теоретический материал по теме работы.2. Проанализировать использование фонетических средств при создании образа в поэзии

Слайд 4
Объектом исследования является звуковой образ в поэзии Ф.И. Тютчева. Предмет исследования –

изобразительная выразительность фонетических средств при создании звукового образа. Методы исследования: описательный метод; сравнительно-сопоставительный метод; метод анализа: метод синтеза; метод обобщения; метод наблюдения
Объектом исследования является звуковой образ в поэзии Ф.И. Тютчева. Предмет исследования – изобразительная выразительность фонетических средств

Слайд 5Новизна работы состоит в том, что стихи Ф.И. Тютчева «Фонтан», «С

поляны коршун поднялся» не подвергались исследованию с точки зрения создания образа при помощи звука
Практическая значимость работы:
анализ звуковой стороны поэтического текста влияет на понимание произведения
может быть использована для анализа текстов других произведений при подготовке к олимпиадам по русскому языку и литературе, при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Новизна работы состоит в том, что стихи Ф.И. Тютчева «Фонтан», «С поляны коршун поднялся» не подвергались исследованию

Слайд 6
Структура работы :
1. Введение: актуальность, объект и предмет изучения, цель

и задачи , практическое применение исследования.
2.Первая глава: теоретические аспекты, связанные с фонетическими средствами, используемыми в русской поэзии для создания образа.
3. Вторая глава: анализ текстов Ф.И. Тютчева «Фонтан», «С поляны коршун поднялся»
4. Заключение: выводы и рекомендации по использованию данной работы.

Структура работы : 1. Введение: актуальность, объект и предмет изучения, цель и задачи , практическое применение исследования.2.Первая

Слайд 7Классификация фонетических средств выразительности в русском языке
Звукопись –повторение ударных и безударных слогов,

гласных и согласных звуков.
Поэтические повторы
Звуковая инструментовка (инструментовка согласных и гармония гласных)
Аллитерация –прием усиления выразительности стиха повторами согласных звуков.
Ассонанс – приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков.
Диссонанс –построен на использовании созвучных, но не рифмуемых слов



Классификация фонетических средств выразительности в русском языкеЗвукопись –повторение ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков.Поэтические повторыЗвуковая инструментовка

Слайд 8Звукоподражание – создание с помощью звуков и слов представления о том, что

говорится в данном тексте.
Ономатопея –используются слова, которые имитируют собственное значение.
Каламбурные рифмы – это рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве.
Эпифора – повторение конца стиха или рифма.
Анафора, или единоначатие, - повторение сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.


Звукоподражание – создание с помощью звуков и слов представления о том, что говорится в данном тексте.Ономатопея –используются слова,

Слайд 9 Звуковой образ стихотворения Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся…»
С поляны коршун

поднялся, –звуковые повторы: ассонанс на [a],[о], аллитерация на [п,л,н] [р,н] [п.д.н.л]. – образ плоскости, пространства, согласный [ш], - шелест крыльев.
Звуковой образ стихотворения Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся…» С поляны коршун поднялся, –звуковые повторы: ассонанс

Слайд 10Высоко к небу он взвился; – аллитерация на [в,с,к,к.н] [б.н,в,з,в,л,с] –

свист рассекаемого воздуха, взлет, парение.
эпифора [нился] [нился] – ритм взмаха крыльев.

Высоко к небу он взвился; – аллитерация на [в,с,к,к.н] [б.н,в,з,в,л,с] – свист рассекаемого воздуха, взлет, парение.эпифора [нился]

Слайд 11Всё выше, далее вьётся он, – аллитерация на [вс,вш] [втс].

Это почти анаграмма слова «высота».
И вот ушел за небосклон. – Россыпь звонких согласных, шипящих, систящих - Вселенский полет, связь земного и космического.


Всё выше, далее вьётся он, –  аллитерация на [вс,вш] [втс]. Это почти анаграмма слова «высота». И

Слайд 12Природа-мать ему дала – рокочущие [р] и звонкий [д] уравновешиваются [т,]

и [л],
ассонанс на [а] природА –мАть ему дАлА - шширота и высота пространства.
Два мощных, два живых крыла – аллитерация [дв], [мщнх], [дв],[жвх], [крл] – мощь рассекаемого воздуха, образ птицы виден и слышен.


Природа-мать ему дала – рокочущие [р] и звонкий [д] уравновешиваются [т,] и [л],ассонанс на [а] природА –мАть

Слайд 13А я здесь в поте и пыли, - оглушаются звонкие согласные

[Сдесь][ФпотИ][И][ПылИ], утяжеляются слова ассонансом на [и]. Образ приземленности и тоски – удел человека.
Я, царь земли, прирос к земли!.. – в этой строке всего три глухих звука [ц,п,с], звонкий троекратно повторяющийся [р] но фраза не становится легкой. Звуковой повтор [з и м л и] делает её статичной. Ассоннс на [и] - «привязывание» человека с земле.


А я здесь в поте и пыли, - оглушаются звонкие согласные [Сдесь][ФпотИ][И][ПылИ], утяжеляются слова ассонансом на [и].

Слайд 14Постижение человеком гармонии мира природы - невозможность этого.
Трагическое ощущение мира
Философский

взгляд на природу и человека делает понятным звуковая инструментовка.

Постижение человеком гармонии мира природы - невозможность этого. Трагическое ощущение мираФилософский взгляд на природу и человека делает

Слайд 15Идейная и эстетическая позиция поэта отразилась в своеобразном подходе к «звуковому»

раскрытию темы.
Ф.И.Тютчев обладает свойством поэтического «видения» звуков.


Идейная и эстетическая позиция поэта отразилась и в своеобразном подходе к «звуковому» раскрытию темы, и в фабульных построениях, где звуки часто играют роль поворотного мига.

Идейная и эстетическая позиция поэта отразилась в своеобразном подходе к «звуковому» раскрытию темы.Ф.И.Тютчев обладает свойством поэтического «видения»

Слайд 16 Анафора-риторическое обращение.
О смертной мысли водомёт,
О водомет неистощимый!

Анафора-риторическое обращение.О смертной мысли водомёт,О водомет неистощимый!

Слайд 17Ономатопея - слово имитирует собственное значение «в брызгах», «пылью», «дробится»
Как пламенеет,

как дробится Его на солнце влажный дым.

Ономатопея - слово имитирует собственное значение «в брызгах», «пылью», «дробится»Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный

Слайд 18Твой луч упорный преломляя, Свергает в брызгах с высоты...

Ономатопея - «в брызгах»,


Истина - длань, определение «НеЗРиМо-РоКоВое» (аллитерации на звонкие согласные) - неизбежность падения. 

Твой луч упорный преломляя, Свергает в брызгах с высоты...Ономатопея - «в брызгах», Истина - длань, определение «НеЗРиМо-РоКоВое»

Слайд 19Тема рока в жизни человека - повтор слова «луч» (луч фонтана,

луч смертной мысли)

Звуковые повторы используются Ф.Тютчевым как способ смыслового сближения слов или подчеркивания близости понятий.

Тема рока в жизни человека - повтор слова «луч» (луч фонтана, луч смертной мысли) Звуковые повторы используются

Слайд 20Литература
1.Брик, О.М. Звуковые повторы. – В кн.: Поэтика. Сборники по теории поэтического языка,

вып.
1–2. Пг., 1919 
2.Тынянов, Ю.Н. Проблема стихотворного языка. Статьи. М., 1965 
3.Григорьев, В.П. Паронимическая аттракция. – В кн.: Григорьев В.П. Поэтика слова. М., 1979 
4.Топоров, В.Н. Из исследований в области анаграммы. – Структура текста – 1981. Тезисы
симпозиума. М., 1981 
5.Якобсон, Р. Новейшая русская поэзия. – В кн.: Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987 
6.Кожевникова, Н.А. О способах стихотворной организации стихотворного текста. – В кн.:
Проблемы структурной лингвистики. 1984. М., 1988 
7.Кожевникова, Н.А. Звуковая организация стиха. Паронимическая аттракция. – В кн.: Очерки
истории языка русской поэзии ХХ века. Поэтический язык и идиостиль. Общие вопросы. Звуковая
организация текста. М., 1990 
8.Григорьев ,В.П., Кожевникова Н.А., Петрова З.Ю. Материалы к словарю паронимов русского
языка. М., 1992 
9.Иванов, Вяч.Вс. Русская поэтическая традиция и футуризм (из опыта раннего Б.Пастернака).
– В кн.: Связь времен. Проблемы преемственности в русской литературе конца ХIХ – начала ХХ
века. М., 1992 
10.Топоров, В.Н. Об «эктропическом» пространстве поэзии (поэт и текст в их единстве). – кн.:
От мифа к литературе. М., 1994 
11.Фатеева, Н.А. «Петербург» А. Белого: Кто автор плана? – Университетский пушкинский
сборник. 1799–1999. М., 1999
Интернет-ресурсы:
1.http://yandex.ru/clck/jsredir
2. stihotvoreniya-tyutcheva-fontan.html
3.Выразительные средства фонетики
videotutor-rusyaz.ru



Литература1.Брик, О.М. Звуковые повторы. – В кн.: Поэтика. Сборники по теории поэтического языка, вып.1–2. Пг., 1919 2.Тынянов, Ю.Н. Проблема стихотворного языка.

Слайд 21СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть