Презентация, доклад к научно-исследовательской конференции Употребление фразеолгизмов в речи современных школьников

Содержание

Гипотеза Предполагается, что значение термина «фразеологизм», знание о происхождении фразеологических оборотов и их лексическое значение большему количеству респондентов не знакомы; несмотря на это, в речи устойчивые сочетания употребляются достаточно часто.1

Слайд 1Проектно-исследовательская работа

Тема: Употребление фразеологизмов в речи современных школьников





Автор работы: Васильева

Александра Алексеевна, МОУ СОШ с. Варваровка, 8 класс

Руководитель: Лушкина Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ с. Варваровка

Проектно-исследовательская работаТема: Употребление фразеологизмов в  речи современных школьниковАвтор работы: Васильева Александра Алексеевна, МОУ СОШ с. Варваровка,

Слайд 2Гипотеза

Предполагается, что значение термина «фразеологизм», знание о происхождении фразеологических оборотов

и их лексическое значение большему количеству респондентов не знакомы; несмотря на это, в речи устойчивые сочетания употребляются достаточно часто.

1

Гипотеза Предполагается, что значение термина «фразеологизм», знание о происхождении фразеологических оборотов и их лексическое значение большему количеству

Слайд 3Цель
выяснить, знают ли современные школьники, что такое «фразеологизмы», понимают ли значение

фразеологизмов; как часто школьники употребляют фразеологизмы в повседневной речи

2

Цельвыяснить, знают ли современные школьники, что такое «фразеологизмы», понимают ли значение фразеологизмов; как часто школьники употребляют фразеологизмы

Слайд 4Задачи
поиск научной информации
Источники происхождения фразеологизмов
анкетирование, мини-интервью
создание дидактического материала, подготовка и

проведение внеклассного мероприятия

3

Задачипоиск научной информации Источники происхождения фразеологизмованкетирование, мини-интервьюсоздание дидактического материала, подготовка и проведение внеклассного мероприятия3

Слайд 5Предмет исследования
Методы исследования
фразеологизмы
устная речь школьников
материалы анкетирования

изучение и анализ литературы
анкетирование
наблюдение, классификация, обобщение

4

Предмет исследованияМетоды исследования фразеологизмы устная речь школьников  материалы анкетирования  изучение и анализ литературы анкетирование наблюдение,

Слайд 61.Что такое фразеологизмы?
Фразеология – от греч. «фразис» – выражение, оборот

речи, «логос» – понятие, учение. (Словарь иностранных слов)
Фразеологизм - устойчивое выражение с самостоятельным значением. (Толковый словарь русского языка под ред. С.И. Ожегова).
Фразеологический оборот – устойчивое сочетание слов, аналогичное словам по своей воспроизводимости в качестве готовых и целостных значимых единиц ( М.Н. Шанский «Фразеология современного русского языка»)

I. Теоретическая часть

5

1.Что такое фразеологизмы? Фразеология – от греч. «фразис» – выражение, оборот речи, «логос» – понятие, учение. (Словарь

Слайд 72. Происхождение фразеологизмов



Теоретическая часть
Исконно русские
Заимствованные
Возникли в русском языке и унаследованы

из более древнего языка. ( повесить нос, тёртый калач и др.)

Старослав. яз.( второе пришествие и др.)
Мифология ( муки тантала и др.)
Из других яз. мира : кальки
( синий чулок – англ. и др.)


6

2. Происхождение фразеологизмовТеоретическая частьИсконно русские ЗаимствованныеВозникли в русском языке и унаследованы из более древнего языка. ( повесить

Слайд 83. Классификация фразеологизмов


Теоретическая часть
Сельская жизнь (поднять целину)
История (прикидываться бедным)
Область искусств
(ведущая роль)
Торговля
(

мерить на свой аршин)

Врачебная практика (больное место)

Научная жизнь
(центр тяжести)

7

3. Классификация фразеологизмовТеоретическая частьСельская жизнь (поднять целину)История (прикидываться бедным)Область искусств(ведущая роль)Торговля( мерить на свой аршин)Врачебная практика (больное

Слайд 94. Фразеологизмы в художественной литературе

Теоретическая часть
Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор» .
«Чему смеётесь?

– Над собой смеётесь!»

И.А. Крылов. Басня «Кукушка и Петух». ««Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»

А.П.Чехов «Скучная история». « Живёт она на широкую ногу…»

8

4. Фразеологизмы в художественной литературе Теоретическая частьН.В.Гоголь. Комедия «Ревизор» .«Чему смеётесь? – Над собой смеётесь!» И.А. Крылов.

Слайд 10II. Практическая часть Фразеологизмы как фрагмент языковой картины школьников
1. Знаете ли вы,

что такое
фразеологизмы?
( Да: дайте значение; нет).


2. Используете ли вы фразеологизмы в своей речи?

9

II. Практическая часть Фразеологизмы как фрагмент языковой картины школьников1. Знаете ли вы, что такоефразеологизмы? 	( Да: дайте

Слайд 11II. Практическая часть Фразеологизмы как фрагмент языковой картины школьников
3. Какие фразеологизмы вы

используете в своей речи?

4. Где вы встречаете фразеологизмы?


10

II. Практическая часть Фразеологизмы как фрагмент языковой картины школьников3. Какие фразеологизмы вы используете в своей речи?4. Где

Слайд 12II. Практическая часть Фразеологизмы как фрагмент языковой картины школьников
5. Как часто вы

пользуетесь фразеологическим словарём?


6. Дайте толкование фразеологизмам.


11

II. Практическая часть Фразеологизмы как фрагмент языковой картины школьников5. Как часто вы пользуетесь фразеологическим словарём?6. Дайте толкование

Слайд 13 Выводы
Фразеология – величайшая сокровищница и ценность русского языка
Фразеологизмы не засоряют нашу

речь, а делают ее эмоциональной, красивой, богатой
Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли



Заключение

12

ВыводыФразеология – величайшая сокровищница и ценность русского языкаФразеологизмы не засоряют нашу речь, а делают ее эмоциональной, красивой,

Слайд 14 Перспективы дальнейшего развития проекта.
13
Конкурс-игра «Фразеология вокруг нас»

Перспективы дальнейшего развития проекта.  13Конкурс-игра «Фразеология вокруг нас»

Слайд 15Информационные ресурсы
14
1. Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь

русского языка. М.: «Просвещение» - 1983.
2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка.
3. Шанский М. Н. Фразеология современного русского языка. Санкт-Петербург, 1996 (электронная версия).
4. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Кохтев Н. Н. Русский язык для школьников 5-9 классов.
Путешествие в страну слов. М.: «Дрофа» - 1995 ( электронная версия).
5. Булатов М. А. Крылатые слова. М.: «Просвещение» - 1958.
6. Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург, 2005 ( электронная версия).
7. Словарь иностранных слов /под ред. В. Бутромеева. – М.: «Престиж книга», 2006.
8. Л.П. Алекторова, Л.А. Введенская. Словарь синонимов русского языка. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003.
9. Интернет-ресурсы:
http: //ru.wikipedia.org
http: //dob.1september.ru
http://www.pandia.ru/text/77/352/38067.php
Информационные ресурсы141. Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: «Просвещение» - 1983.2.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть