Презентация, доклад к мастер-классу Лингвистическая сказка как методический приём на уроках русского языка

Содержание

Как заинтересовать ребят изучением русского языка? В чем причина равнодушия учеников к урокам? С помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонёк жажды знаний? Чтобы правило понять,Никогда не забывать,Его надо изучать,В виде сказки

Слайд 1Использование
лингвистических сказок
на уроках русского языка
.

Использованиелингвистических сказок на уроках русского языка.

Слайд 2
Как заинтересовать ребят изучением русского языка?
В чем причина равнодушия учеников

к урокам?
С помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонёк жажды знаний?

Чтобы правило понять,
Никогда не забывать,
Его надо изучать,
В виде сказки представлять.

Как заинтересовать ребят изучением русского языка? В чем причина равнодушия учеников к урокам? С помощью каких средств

Слайд 3«…Если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если

у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, - воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте, вдохновляйте его ум красотой слова, мысли, а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке».
В.А.Сухомлинский
«…Если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в

Слайд 4
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА - особый дидактический рассказ, в котором используется сказочная фабула

или бытовая ситуация для передачи сообщения о языковых фактах, правилах, законах и закономерностях языка.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА - особый дидактический рассказ, в котором используется сказочная фабула или бытовая ситуация для передачи сообщения

Слайд 5 Существуют три основные коммуникативные задачи лингвистических сказок: 1.Объяснить новый

материал. 2.Проверить знания по теме. 3.Развлечь, увлечь, заинтересовать, повысить интерес к предмету (русскому языку).
Существуют три основные коммуникативные задачи лингвистических сказок:  1.Объяснить новый материал.  2.Проверить знания по

Слайд 6
Сюжет построен на лингвистических понятиях.
Герои – буквы или слова.
Герои находятся

в особом царстве. Все они разные: сильные, добрые, капризные.
В лингвистических сказках нельзя допускать фактических ошибок (знание русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно. А иначе вы сочините неправильную сказку)

Отличие лингвистической сказки от обычной, фольклорной.

Сюжет построен на лингвистических понятиях. Герои – буквы или слова.Герои находятся в особом царстве. Все они разные:

Слайд 7в качестве дидактического материала

как средство, помогающее организовать объяснение нового материала, повторение

и обобщение усвоенного ранее
как творческое задание (сочинение детьми лингвистических сказок)

Сказки на уроках русского языка
применяются:

в качестве дидактического материалакак средство, помогающее организовать объяснение нового материала, повторение и обобщение усвоенного ранеекак творческое задание

Слайд 8Дидактический материал
Задание. Найдите противоположные по смыслу слова (антонимы), выделите среди

них антонимы разнокоренные (день – ночь, добро – зло) и образованные от одного корня при помощи отрицательной частицы не (добрый – недобрый, счастье – несчастье).
1. – Не мириться я пришел, - говорил Фролка, - драться!
2. Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?







Дидактический материал Задание. Найдите противоположные по смыслу слова (антонимы), выделите среди них антонимы разнокоренные (день – ночь,

Слайд 9Дидактический материал
Задание.
Найдите постоянные определения к существительным в предложении:
Только

вымолвила царевна это слово, тотчас прилетели три сокола, ударились о сырую землю и обратились добрыми молодцами.


Дидактический материал Задание. Найдите постоянные определения к существительным в предложении:Только вымолвила царевна это слово, тотчас прилетели три

Слайд 10 Средство организации объяснения нового материала, повторения и обобщения изученного
Сказка о

корнях –ГОР- и –ГАР-.
Проблемный вопрос: При каком условии происходит чередование корней –ГОР- и –ГАР-? 
Жила-была в стране Русского языка Грамматика. Строгая была и умная. Прислуживали ей два пажа — ГОР и ГАР. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга.
И вот однажды царица собрала Совет. Явились Гласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Царица говорит: «Помогите мне: научите, как различать моих пажей. Кто поможет, тот будет награжден». Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло и остановилось над ГАР. Да так и осталось навсегда.
С тех пор, как увидит царица над корнем Ударение, то уже знает, что это паж ГАР, а без ударения — ГОР.
Средство организации объяснения нового материала, повторения и обобщения изученногоСказка о корнях –ГОР- и –ГАР-.Проблемный вопрос: При

Слайд 11Средство организации объяснения нового материала, повторения и обобщения изученного
Проблемный вопрос: О

каких орфографических правилах идет речь в сказке? Обобщите эти два правила и расскажите их с примерами.
Сила любви
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она: «Не верю».
Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без неё не может.


Средство организации объяснения нового материала, повторения и обобщения изученногоПроблемный вопрос: О каких орфографических правилах идет речь в

Слайд 12 Султан Глагол
действие
Прилагательное
признак предмета
Наречие
признак действия
Причастие
признак

предмета
по действию

Деепричастие
добавочное действие

Султан Глагол   действиеПрилагательноепризнак предмета Наречиепризнак действия Причастиепризнак предмета по действиюДеепричастиедобавочное действие

Слайд 16Л.В.Успенский «Удивительный спор»
"Как-то совершенно случайно мне пришлось присутствовать при весьма забавном

и вместе с тем поучительном споре.  За обеденным столом небольшого кавказского ресторана сидели три уже немолодые женщины - русская, немка и армянка. Они спокойно ели борщ. Внезапно на пол со звоном упала большая суповая ложка.  -Ага! - проговорила русская женщина, вспомнив смешную старинную примету. - Какая-то дама собралась к нам в гости. Ложка упала!  -Почему "дама"? - удивилась немка. - Ложка - "дер лёффель"! Ложка - мужского рода. Должен какой-нибудь мужчина прийти...  Русская возмутилась:  - Ну вот еще! Это если бы ножик упал, тогда это значило бы мужчину. Ножик - мужского рода...  -Ха-ха-ха! - засмеялась немка. - Ножик мужского рода? Да ведь если ножик упадет, это ничего не значит. Он - "дас мессэр" - рода среднего.  Армянка сидела молча и с недоумением смотрела то на ту, то на другую из спорящих. Наконец она наклонилась ко мне.  -Простите,- шепнула она, - но я ничего не понимаю... Я вижу, тут какое-то забавное суеверие. Но на чем оно основано? Почему "ножик" может чем-то напоминать мужчину или ложка женщину? Мне это непонятно.  И на самом деле, разъяснить ей, на чем основано это нелепое суеверие, было невозможно: в армянском языке (как и в английском) вообще не существует никаких родов: ни мужского, ни женского, ни среднего. Ни в Англии, ни в Армении, ни в Турции такая примета не могла даже и образоваться". 

Л.В.Успенский «Удивительный спор»

Слайд 17Таинственная незнакомка "Кто-то позвонил. Дверь отворилась, и в нее выглянула пригожая, миловидная

буква (не скажу - какая, догадайтесь сами). -Здесь живет такая-то буква? -Да. -Не могли бы вы сейчас поработать? -А как? -Постоять в начале слова. Слово-то, понимаете, начинается, и надо, значит, в самом его начале постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило... -В начале слова не работаю. -А тогда вот: место есть - между согласной буквой и буквой А, надо там поместиться и, значит ... -Простите, в таких местах не бываю. -Вот оно как! А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы они не ушиблись друг о друга? -Какие это буквы, будьте добры?.. -Первая - Н, а за ней -Ч. -Нет, туда не пойду. -А после Ч? Перед Т? -Если в глаголе - тогда с удовольствием. -Нет, в существительном. -Ничем не могу вам помочь. Дверь захлопнулась. Какая это была буква? И как понять: в глаголе ей можно, а в существительном - не хочет?"

Таинственная незнакомка

Слайд 18Творческое задание (детские лингвистические сказки)
Сочинение сказки - приём закрепления лингвистических знаний.

Задача состоит в том, чтобы максимально представить в тексте лексические, морфологические или синтаксические формы и придумать для персонажей такие действия, в которых проявятся их лингвистические признаки.
Творческое задание  (детские лингвистические сказки)Сочинение сказки - приём закрепления лингвистических знаний. Задача состоит в том, чтобы

Слайд 19Как написать лингвистическую

сказку

Определи, на кого рассчитана сказка, и в какой ситуации будет рассказана.
Выберите лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии.
Подумай, какие герои будут действовать.
Подумай композицию, продумай сюжет.
Составь план.
Запиши сказку. Если необходимо, сделай иллюстрацию.
Проверь, нет ли логических или фактических ошибок.
Отредактируй текст.
Подготовься к устному воспроизведению, продумай, какие жесты (телодвижения) будут уместны, как будет звучать голос.
Прорепетируй выступление.

Как написать лингвистическую            сказкуОпредели, на кого

Слайд 20 Использование на уроках лингвистической сказки как примера и как формы обучающей

творческой работы помогает реализовать такие развивающие цели:  развитие речи – обогащение и усложнение словарного запаса;  интеллектуальное и общее развитие учащихся;  развитие мышления: уметь анализировать, выделять главное, уметь сравнивать, строить аналогии, объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы;  развитие творческих способностей учащихся;  развитие исследовательских способностей школьников.  Воспитательные цели также реализуются в ходе применения лингвистической сказки:  создание творческой эмоциональной обстановки;  формирование нравственных качеств;  воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям: доброта, любовь, человечность;  формирование гуманного отношения друг к другу.

Использование на уроках лингвистической сказки как примера и как формы обучающей творческой работы помогает реализовать такие

Слайд 21Благодарю
за внимание!
.

Благодарюза внимание!.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть