Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа №63 имени Маршала Советского Союза
Г.К. Жукова
Слайд 2Из опыта работы
учителя русского языка,
литературы и МХК
МОУСОШ № 63
Лисицыной
Оксаны Николаевны
Слайд 3СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Образование
Высшее. ТГПИ имени Л.Н. Толстого, 1994г.
Очное обучение.
Педагогический стаж 20 лет
Категория Высшая
Достижения Участие в городском конкурсе
«Учитель года - 2000»
II место
Слайд 4Тема педагогического опыта
«ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ ПУТЁМ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО
ЦИКЛА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
ИДЕЯ: «Приведение разобщённых гуманитарных знаний в единую систему в процессе совместного творческого труда ученика и учителя при использовании компьютерных технологий».
Слайд 5
Условия возникновения и становления
опыта
Учителей давно волнует разрозненность, подчас фрагментарность знаний детей по отдельным предметам гуманитарного цикла. А при таком теоретическом и практическом багаже учащихся невозможно развить желаемое продуктивное мышление на «голом месте», вне контекста мировой культуры, спонтанно, самопроизвольно, т.е. надо стремиться к тому, чтобы гуманитарное знание было усвоено, а не присвоено. Только тогда у ребёнка появится эрудиция, дающая возможность сравнивать и обобщать.
Хотелось бы, чтобы получаемые гуманитарные знания не были разрозненными сведениями, лежащими на разных полках памяти «мёртвым» грузом, а рождали бы необходимые сопоставления, ассоциации.
Дети должны видеть мир системой, не отпугивающей своей масштабностью, а позволяющей представлять, что в то время, когда Шекспир пишет свои великие трагедии, в России царствует Иван Грозный.
Слайд 6АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВА ОПЫТА
Обращение педагогической парадигмы к проблеме
интеграции предметов гуманитарного цикла при использовании ИК технологий не случайно.
Традиционно-репродуктивная образовательная модель, преобладавшая в отечественной школе XX века, перестала отвечать запросам современного общества, требующим от образования не только гармоничного включения школьников в процесс трансляции ценностей мировой и отечественной культуры, формирования компетентностного (синтетического) знания.
Система интегрированных уроков позволяет учителю формировать комплексное гуманитарно-эстетическое мышление. Такие уроки стимулируют активную познавательную деятельность учащихся на уроке и при подготовке к нему, формируют обще учебные навыки, помогают решить задачу воспитания активного читателя.
Слайд 7
Трудно представить современный урок без современных методов обучения. И это понятно,
потому что роль новых технологий, всех перспективных методов обучения направлена на процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития школьника.
В свете развития этой задачи я постепенно внедряю в учебный пЯ использую компьютерные технологии в процессе обучения с различными целями:
при объяснении нового материала для максимального его усвоения;
для оптимального закрепления изученного материала;
для улучшения контроля знаний учащихся;
для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету.
Для реализации данных целей, это могут быть:
уроки, полностью построенные от начала и до конца на использовании компьютера,
использование мультимедийного комплекса на различных этапах урока в кабинете литературы.
процесс информационные технологии в обучение.
Слайд 8Технология опыта
Системное знание об объекте формируется в
процессе синтеза информационных связей, которые как бы поворачивают к ученику объект с разных сторон. По этой причине для меня важно при подготовке интегрированного урока создать систему проблемных вопросов, раскрывающих общее явление; продумать комплексные задания для творческих групп, требующие обращения к учебникам разных дисциплин.
В процессе урока мне необходимо добиться, чтобы, обучаясь сравнению и сопоставлению, учащиеся вышли на новый уровень обобщения материала, развили умение осуществлять межпредметный перенос знаний. Специфика интегрированных уроков позволяет разнообразить формы урока.
Слайд 9Значение интегрированных форм и методов обучения
стимулируют мотивацию и интерес в области
изучаемых
предметов и в общеобразовательном плане;
повышают уровень активности и самостоятельности обучаемых;
развивают навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;
наблюдается изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;
происходит саморазвитие и развитие благодаря активизации мыследеятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
Слайд 10Что дает подготовка интегрированного урока ученику?
Во-первых, у него формируется умение находить и обрабатывать информацию, используя различные источники.
Во-вторых, формируются навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации.
В-третьих, учащийся вступает в дискуссию, предъявляя и обсуждая собственные выводы. Он учится выступать публично, литературно выражая свои мысли.
Слайд 11Результативность Таблица результатов качества знаний 11 класса А (2013г.)
Я предлагаю
для сравнения графики результатов обучения русскому и языку и литературе 9 класса А (2011г.), 10 класса А (2012г.), 11 класса А (2013г.). Пик хорошей успеваемости приходится на 11 класс. Это объясняется тем, что в последний год обучения наблюдается более серьёзное отношение к изучению предмета, идёт подготовка к ЕГЭ, проводятся интегрированные уроки. К середине года может наблюдаться небольшое снижение уровня усвоения материала. Это будет связано с большой загруженностью учеников, накапливающейся усталостью. Анализируя графики, я пришла к выводу, что максимальная концентрация учебной информации должна приходиться на середину учебного года, а не на его завершение.
Слайд 12С целью оценки результативности опыта предлагаю следующие данные успеваемости и качества
знаний учащихся: 11 класс А 2012-2013 и 11Б.
Как видно на диаграмме уровень качества знаний 11 класса А выше, чем 11 класса Б. Я считаю, что это можно объяснить дополнительной подготовкой к интегрированным урокам (подбором теоретического материала, лингвистическим анализом текста, выполнением творческих заданий, работой с индивидуальными заданиями по составлению и анализу предложенного материала в группах).
Выполнение этой индивидуальной работы потребовало от учащихся серьёзного отношения к предмету, дисциплинированности, внимательности, усердия, поэтому и результаты 11 А оказались намного выше
Результаты успеваемости и качества знаний 11 класса Б в течение года тоже увеличиваются, но их рост не столь интенсивен, хотя 11 класс Б нельзя назвать»слабым» классом. Здесь из 26 человек – 10 человек «хорошистов». Следовательно, можно сделать вывод о том, что работа, которая ведётся в процессе подготовки учащихся к открытому уроку и работа учащихся на самом уроке стимулирует их познавательную деятельность, а значит, и повышает уровень результативности обучения.
Слайд 13Результаты творческой деятельности учеников.
Об эффективности использования методики свидетельствуют
и призовые места на районном этапе предметных олимпиад( 2012 г. 3 место, 2013 г. – 2 место) и конкурсах творческих работ учеников, обучающихся с использованием данной методики:
2011 – 2012 учебный год - Лопаткин Денис (1 место) городской конкурс юных поэтов «Памяти моей мамы», Катюлина Елена («Письмо Президенту»), Бауткина Екатерина (2 место) « Я горжусь подвигом своего деда» (стихи напечатаны в Тульской Книге Памяти).
2012 – 2013 учебный год: Смольянникова Анастасия (1 место) в региональном конкурсе «Семейная реликвия». В конкурсах сочинений и творческих работ эти учащиеся демонстрируют зрелость и самостоятельность суждений, осознанный интерес к изучению русского языка и литература.
ВЫПУСКНИКИ
Выпускница - Сурова Ирина – золотая медалистка
Выпускница – Аленина Вера – золотая медалистка.
По результатам ЕГЭ Вера получила 98 баллов.
Слайд 15Выпускница
Зайцева Екатерина –
золотая медалистка
Выпускница
Болоченкова Олеся- серебряная медалистка.
Слайд 16Использования персонального компьютера
на уроках литературы, истории, ИЗО,
музыки и МХК
Слайд 17Принципы выбора программного продукта для использования на уроке
Программа должна быть понятна
с первого знакомства, как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым.
2. Преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация.
3. Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео-аудиофрагменты и т.д.)
Слайд 18В помощь учителю
www.fio.ru
www.vip.km.ru
www.internet-school.ru
www.history.ru
Поисковые системы: www.google.ru , www.yandex.ru и др.
Интернет-ресурсы:
Мультимедийные пособия:
«История Древнего мира»
«Новейшая история»
«Мировая художественная культура»
«Библиотека «Кирилла и Мефодия»
Слайд 19Применение информационных технологий и систематическое использование ПК в процессе преподавания гуманитарных
дисциплин
Повышение уровня использования наглядности на уроке;
Повышение производительности урока;
Способствует установлению межпредметных связей литературы с историей, предметами эстетического цикла.
Возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей литературы, истории, музыки, МХК
Слайд 20Применение информационных технологий и систематическое использование ПК в процессе преподавания гуманитарных
дисциплин
Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
Улучшаются взаимоотношения с учениками, далекими от истории, особенно с увлеченными ПК. Они начинают видеть в преподавателе «родственную душу».
Меняется отношение к ПК, как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.
Слайд 21В моей творческой лаборатории:
создаются условия для постоянного применения не только текстов
и иллюстраций, но и фильмов, аудио, видео- записей, компьютерных программ.
стремлюсь использовать комплекс средств обучения, обеспечивающих их разностороннее воздействие на личность учащегося.
создаю своеобразный союз писателя, учителя, иллюстратора, актёра и учащихся.
Слайд 23Внеклассная работа по русскому языку – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной
работы в школе.
Внеклассная работа в отличие от дополнительной работы проводится постоянно.
Внеклассная работа организуется для развития творческих способностей учащихся в области русского языка.
Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приёмы.
Слайд 24ЦЕЛИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ:
Слайд 28Формы и виды внеклассной работы по русскому языку
ПИСЬМЕННЫЕ ФОРМЫ:
Стенная газета,
стенды, творческие работы
МАССОВЫЕ ФОРМЫ :
Праздники, выставки, конкурсы, радиопередачи, олимпиады, КВН,
дни русского языка
ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ:
Кружок русского языка, экскурсии, викторины
Слайд 29Конкурс школьных стенгазет, посвященных выдающимся лингвистам
Слайд 31Диспут на тему «Роль языка как средства общения»
Слайд 32Выпуск школьных газет-кроссвордов по русскому языку
Слайд 33Викторина по русскому языку «Наш великий и могучий….»
Слайд 35Конкурс скульптур «Объясни правило»
Слайд 37Занятия кружка по русскому языку
Слайд 38Неделя русского языка. Конкурс «Письмо другу»
Слайд 39Неделя русского языка. Конкурс «Письмо другу»
Слайд 40Конкурс скульптур «Объясни правило»
Слайд 41Конкурс скульптур «Объясни правило»
Слайд 42Конкурс скульптур «Объясни правило»
Аннотированный список
iktgio.mcrt.ru 54Kb Использование компьютера на уроках русского языка и литературы Использование компьютера на уроках русского языка и литературы позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне.
http://www.krorm.ru/ric 16 Kb Использование компьютера на уроках русского языка и литературы. Обучающие программы, разработанные для каждого класса..
тwww.linnamae.tln.edu.ee... 86 Kb Открывая эту тему, я приглашаю вас к обсуждению возможностей использования компьютера на уроках русского языка и литературы. Признаюсь, что сомневалась в необходимости и результативности нашей...
circ.mgpu.ru 17 Kb Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы: направления в работе; формы и типы уроков с...
ito.edu.ru12 Kb И спользование компьютера на уроках русского языка в условиях уровневой дифференциации обуч...
school32.by.ru20 Kb Систематическое использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.
www.infovolga.ru 13 Kb И..Д. Хижняк ''Об опыте использования педагогических технологий русского языка и литературы в лицее''