Слайд 1
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Образовательный проект учителя
украинского языка и литературы «Зимогорьевской ООШ І – ІІІ ступеней» Титовой Антонины Викторовны
Слайд 2Актуальность проекта
Современные стандарты образования выдвигают
новые требования к модели выпускника
школы.
Важная роль отводится не только получению знаний
по основным дисциплинам, но и формированию
ключевых компетенций. Так как общество испытывает
потребность в человеке, отличающемся такими
качествами как высокий уровень коммуникативной
компетентности, самостоятельность, независимость
суждений, главной задачей школы, а в особенности
уроков русского языка и литературы, становится
формирование коммуникативной компетенции.
Слайд 3 Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через работу с текстом на уроках русского
языка и литературы; развитие устной и письменной речи.
Цель проекта
Слайд 4Задачи проекта
1) определить наиболее эффективные приемы,
методы и технологии развития коммуникативной
компетенции
с целью внедрения их на уроках
русского языка и литературы;
2) повысить мотивацию учебной деятельности, интерес к русскому языку и литературе;
3) вовлечь обучающихся во внеурочную деятельность с целью развития их творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом отношении детей;
Слайд 5 4) активизировать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся;
5) формировать навыки как устной, так и письменной речи;
6) обучать детей умению правильно воспринимать чужой текст и создавать свой;
7) повысить уровень качества знаний;
8) привлечь к участию в различных творческих конкурсах.
Слайд 6Планируемые результаты
высокий уровень сформированной языковой,
коммуникативной, лингвистической
компетенций;
повышение интереса к изучению русского
языка и литературы;
активизация познавательной деятельности,
желание участвовать в различных творческих
конкурсах;
повышение мотивации учебной деятельности
и уровня качества знаний.
Слайд 7Методы обучения,
использованные для реализации проекта:
исследовательский;
проблемный;
эвристический;
- метод творческого
познания образовательной области через устные и письменные работы обучающихся.
Слайд 8Этапы реализации проекта
Подготовительный: январь 2016 г. –
сентябрь 2016 г. (изучение
и анализ материалов по
теме, современных педагогических технологий и
ИКТ).
Основной: сентябрь 2016 г. – сентябрь 2018 г.
(проведение уроков с использованием современных
педагогических технологий, ИКТ, формирующими
коммуникативные компетенции обучающихся).
Заключительный: сентябрь 2018 г. –
январь 2019 г. (подведение итогов, анализ
результатов работы).
Слайд 9Мониторинг уровня коммуникативной компетенции обучающихся
Слайд 10
Проблемные вопросы
Как развивать речь и мышление учащихся?
Как сформировать интеллектуально и
творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками?
Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом на уроках русского языка и литературы как одно из условий развития творческого потенциала обучающихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи.
Текст – это основа создания на уроках русского языка и литературы развивающей речевой среды.
Слайд 11Формы и методы организации работы с текстом
• лингвистический анализ текста;
•
«самодиктанты»;
• сочинение-рассуждение;
• редактирование текста;
• различные виды диктантов;
• работа с текстами-миниатюрами;
• составление синквейнов, кластеров к тексту;
• коммуникативные и игровые ситуации.
Слайд 12Лингвистический анализ художественного текста
(по Л. И. Мацько)
На уроках
литературы обучаю школьников лингвистическому анализу художественного текста по следующей структуре:
Игра «Собери пирамиду»
4- Идея художественного текста
3- Тема художественного текста
2- Характеристика действующих лиц
(главные, второстепенные;
их описание, своё отношение к ним)
1 - Определение места событий в художественном тексте
Слайд 13Технология развития критического мышления
Приемы: «Верные и неверные
утверждения», «Ромашка Блума», «Инсерт»,
кластер,
синквейн, «Свободная таблица»,
прием «Тонких и толстых вопросов»,
«Колесо проблем», «Дерево предсказания»,
«Двухчастный дневник», составление
телеграммы, инструкции, памятки.
Слайд 14Результаты проделанной работы
2016-2017 учебный год:
Конкурс поэзии «Белые журавли»
(Степанченко
И. – ІІІ место, Гавришова В.
– ІІІ место);
2. Районный поэтический конкурс “Мои строки в защиту планеты” (Степанченко И. – ІІ место);
3. Конкурс ОАШ «Письмо другу» (ученики 6 класса – І место);
4. Приняли участие в создании Книги «В память о солдате», посвященной И. С. Малько
Слайд 15Результаты проделанной работы
2017-2018 учебный год:
ІІ этап олимпиады по литературе (Степанченко И.
– І место);
2. ІІ этап олимпиады по русскому языку (Степанченко И. – ІІІ место);
3. Повышение уровня коммуникативной компетенции (IV уровень – 25 %, III – 45 %);
4. Появился интерес к участию в творческих конкурсах.
Слайд 16Результаты проделанной работы
2017-2018 учебный год:
приняли участие в конкурсах «Экобум»,
«Вода – это
жизнь», «Письмо другу»,
«Письмо Сергею Михалкову и героям его
книг», «Юный корреспондент»;
опубликовали в газете Славяносербские
вести две статьи: «Широкая Масленица»
и «Моя жизнь – его Победа!» (посвященная
Герою Советского Союза И. С. Малько)