Слайд 1«Сущность и условия социализации »
Забровская С.А.
Слайд 2 Л.С. Выготский
Процесс социализации личности – основной генетический
закон культурного развития:
от интерпсихического в социальной и коллективной деятельности ребенка к индивидуальному, интрапсихическому.
Слайд 3Образование как система
Образование – процесс и результат усвоения человеком опыта поколений
в виде системы знаний, навыков, умений, способов творческой ждеятельности, отношений
Слайд 4Выпускник, чтобы быть востребованным и компетентным в обществе, должен освоить основные
жизненные роли:
1.Реализовавшаяся личность
2.Коммуникативная личность
3.Непрерывно обучающаяся личность
4.Личность как субъект культуры
5.Квалифицированный работник
6.Информированный гражданин
7.Экологически образованная личность
Слайд 5Социализация – это внутренние воздействия и внешние влияния, которые сказываются на
развитии и формировании личности
Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе обучения, путём создания дополнительных пространств самореализации обучающихся с учётом урочной и внеурочной деятельности, а также форм участия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания, методического обеспечения социальной деятельности и формирования социальной среды школы.
Слайд 6Личность в системе образования – это перманентное состояние человека XXI века.
В основе социализации лежит концептуальная идея развития личности как единого биосоциального процесса, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования.
Слайд 7Концепция социализации личности опирается на принципы:
1) приоритета жизни и здоровья человека
– общечеловеческих ценностей;
2) отношения к образованию как к процессу, направленному на диалог и сотрудничество его участников в целостном поликультурном пространстве;
3) главенства творческого развития личности обучающегося;
4) реальных возможностей развития у школьников качеств, позволяющих им успешно адаптироваться к условиям современной жизни.
Слайд 8Движущими силами концепции социализации выступают противоречия:
- между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью,
и возможностями их удовлетворения;
- между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;
- между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности.
Слайд 9Социализацию рассматривают как субъект-объектный подход
(общество – субъект воздействия, а человек –
его объект).
Как процесс адаптации личности к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой.
Слайд 10
Социализация имеет междисциплинарный статус, трансформация и динамика содержания, которого
происходят в рамках
неких процессов:
1) стихийный процесс взаимодействия человека с обществом и влияния на личность разнонаправленных обстоятельств жизни;
2) целенаправленный процесс влияния государства на те или иные категории людей;
3) конструктивный процесс создания условий для развития человека и его воспитания;
4) творческий процесс саморазвития и самовоспитания человека.
Слайд 11Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного
общества.
Приспособление (социальная адаптация) – процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж.Пиаже, Р. Мертон).
Адаптация предполагает согласование требований и ожидании социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реальностями социальной среды.
Обособление – процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса – потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых
Слайд 12Различают несколько автономий (обособлений):
ценностная (имею собственное мнение),
эмоциональная (имею определённые привязанности),
репродуктивная (самостоятельно могу решить касающиеся меня вопросы),
поведенческая (самоизменение, самоопределение, самореализация, самоутверждение).
Слайд 13А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в четыре группы: мега–, макро–, мезо–,и микрофакторы .
Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации - лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь.
На различных возрастных этапах состав агентов специфичен.
Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники сверстники, соседи, учителя.
В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом – и члены их семей.
Слайд 14Социальное пространство
– это совокупность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком или
с его участием либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определенном образе вещей, интерьера и прочего.
Расположение ребенка в социальном пространстве опосредуется нахождением его в какой-либо социальной группе.
Так, школьник входит в социальное школьное пространство благодаря тому, что он является учеником определенного класса.
Малыш вписывается в пространство двора, будучи жителем определенного дома.
Социальное пространство влияет на человека через группу, а через нее он входит в социум и сам составляет часть социума.
Слайд 15Коллектив – это группа людей, которую объединяют общие цели и совместная деятельность.
Три воспитательные функции
коллектива :
организационную – коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью;
воспитательную – коллектив становится носителем и пропагандистом определенных убеждений;
стимулирования – коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.
Слайд 16Этапы формирования коллектива.
Группа-конгломерат – группа ранее непосредственно незнакомых детей, оказавшихся на одном
пространстве и в одно время. Взаимоотношения и взаимодействия поверхностны и ситуативны.
Группа-ассоциация – произошло начальное объединение, принят статус "первичного коллектива", цели каждой личности в группе проектируются заданием. Начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее коллективообразования. Есть возможность перейти к более высоким уровням организации.
Группа-кооперация отличается реальной и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Межличностные отношения носят сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в том или ином виде деятельности.
Группа-автономия характеризуется высоким внутренним единством. Члены группы идентифицируют себя с ней ("Моя группа"). В ней происходят процессы обособления, внутренней слитности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высшему уровню.
Слайд 17Выделяют три воспитательные функции коллектива:
Слайд 18Каждая из потребностей реализуется на двух уровнях:
сохранения («для себя»). Например, социальная потребность человека занимать
достойное место в коллективе сверстников (сохранение «для себя» ) требует от него освоения норм жизнедеятельности в коллективе, группе (требовательность к себе, обязательность в выполнении обещаний, знания норм общения и др.). Идеальная потребность познания на уровне сохранения («для себя») удовлетворяется в учебно-познавательной деятельности учащихся присвоением достигнутого человечеством к настоящему времени уровню знания. Этот уровень задается содержанием образования.
развития («для других») – требует выхода за пределы норм, совершенствования самих норм (помощь товарищу за счет своего личного времени; дополнительная работа над собой с целью развития определенных качеств личности; терпимость к несовершенствам других; культура несогласия и т.д.). Потребность познания на уровне развития («для других») побуждает учащихся к освоению новых пластов знания в научных кружках, новых технологий самосовершенствования в спортивных секциях, художественных студиях, трудовых объединениях, общественных организациях.
Слайд 19ТИПЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ И РЕАЛЬНЫХ «ЖЕРТВ» НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
А.В. Мудрик
условно выделил виды «жертв» неблагоприятных условий социализации:
Слайд 20Вывод:
Сущностный смысл социализации как двустороннего процесса раскрывается на
пересечении таких ее составляющих, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.
Слайд 21Анатолий Викторович Мудрик –
член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор кафедры
социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии МПГУ
Слайд 22
основатель исследовательской традиции,
названной в критических работах 1930-х годов «культурно-исторической теорией» в психологии. Автор литературоведческих публикаций, работ по педологии и когнитивному развитию ребёнка.
Слайд 23Роберт Кинг Мертон
Один из самых известных американских двадцатого века.
Большую часть
своей карьеры преподавал в Колумбийском университете, где достиг звания профессора университета.
Слайд 25ЛИТЕРАТУРА
1. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. М.,2006.
2. Азаров Ю.П. Семейная
педагогика. - М.,2008.
3. Боголюбов Л.Н. Обществознание. М. Просвещение, 2009.
4. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Человек и общество. М. Просвеще-
ние, 2010.
5. Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Обществознание
– 8-9 класс», «Человек и общество – 10-11 класс». М. Просвещение, 2006.
6. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. М. «Педагогический
поиск», 2007.
7. Гаспарян Ю.Л. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы)
Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 2009.
8. Зверева О.Л., Гашечева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспита-
ние: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных
заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2009.
9. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: 2005.
10. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: 2008.
11. Бедный Д.С., «Семья–здоровье–общество», М.: 2007.
12. Давлиев И.А., «Я и моя семья», Тат.книгоиздательство: 2008.
13. Сборник статей «Культура семейных отношений» М.: 2005.
14. Хухлаева О. , Кирилина Т. , Фёдорова О. Счастливый подросток. Про-
грамма профилактики нарушений психологического здоровья. – М. , 2006.
15. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. - СПб.: БПА, 2007.
16. Ананьев В.А., Давиденко Д.Н., Петленко В.П. др. Общая валеология:
конспект лекций / Науч. ред. проф. В.П. . Ахмадыльшина О.Л. Вопросы воспитания в работе методической
службы / Методист, №4, 2008
2. Баязитов С.Б. Материалы для организации методической работы. /
Практика административной работы в школе. №7, 2011.
3. Бессолицына Р.В. Инновационные подходы к организации научно-
методической работы / Методист, №1, 2010
4. Битуова Д.Р. Одаренные дети: проблемы и перспективы. // Иссле-
довательская деятельность школьников. - №3. – 2009. - с. 157
5. Здоровый ребенок - в здоровом социуме [Текст] : науч.-практ. сб.
инновац. опыта / авт.-сост. И. В. Чупаха [и др.]. - М. : Илекса ; Ставрополь :
Ставропольсервисшк. , 2009.
6. Зубкова О.Б., Тропина Л.Н. Исследовательская деятельность уча-
щихся как условие социализации личности. // Исследовательская работа
школьников. - №4. – 2007. – с. 106