Слайд 1«Как таксономия Блума может способствовать развитию критического мышления учащихся?»
Модуль: Обучение критическому
Слайд 2Общая цель:
- Обучить учителей развивать критическое мышление учащихся на своих уроках.
-
Оказать поддержку коллегам в эффективном использовании таксономии Блума на уроках.
Задачи:
1. Создать доброжелательную психологическую атмосферу в коллективе.
2. Вызвать интерес к теме.
3. Выяснить, что учителя знают о философии критического мышления.
4. Определить и раскрыть понимание применения критического мышления на уроке.
5. Вызвать желание применять критическое мышление на своих уроках.
Слайд 3Ожидаемые результаты:
1. Учителя знают и умеют развивать критическое мышление учащихся
на уроках.
2. Учителя умеют ставить вопросы, используя таксономию Блума.
3. Учителя осознают, что развитие критического мышления необходимое условие обучения на современном этапе.
4. Осознают, что правильная работа с вопросами по таксономии Блума способствует развитию критического мышления
Слайд 4Приветствие.
Коуч приветствует участников коучинг-сессии, знакомит с целью коучинг- сессии. Делит
на группы по желанию.
Психологический настрой
Как здорово , что сегодня мы все здесь собрались!
Слайд 5Побуждение,вызов,работа в группах
Задание: «Вторая жизнь предмета» (2-м группам раздать
корзины с различными предметами).
Как данный предмет можно применить на уроке?
Придумайте 10 способов их применения.
Обсуждают в группах и выступает спикер.
Слайд 6Вопросы учителям
1.Что такое критическое мышление?
2.Для чего нужно критическое мышление?
3.Как вы развиваете
у учащихся КМ ?
4. Какие трудности встречаются при развитии КМ ? Почему?
5.Какие вопросы вы используете на уроке?
6.Вспомните и напишите несколько вопросов. Какие они открытые или закрытые?
7.Давайте назовем стратегии КМ,которые используем на уроках?
Слайд 7Применение
Просмотр слайдов «Визуальный обман: кто что видит?»
Слайд 10Знакомство с теорией
Проектировать слайд
“Технологии развития критического мышления» и
«Модели
вопросов и заданий по таксономии Б.Блума»
Слайд 11технологии развития критического мышления
Слайд 12Критическое мышление - совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской
культуры студента и преподавателя. (Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др., М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.)
Ученик, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника.
Д.Халперн (Дайана Халперн - американский), размышляя об интеллектуальных умениях критического мышления, останавливает внимание на следующих из них:
- анализ / выводы;
- выдвижение, формулировка, разработка гипотез;
- установление и создание, поиск аналогий, метафор;
- активизация ранее приобретенных знаний;
- активизация причинно-следственных отношений;
- анализ значимости;
- сравнение — сопоставление — противопоставление;
- применение в реальных условиях;
- контраргументация;
- оценка и ее достоверность / валидность;
- обобщение идей;
- изучение других точек зрения.
Слайд 13 Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной
ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.
Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы.
Слайд 14Технологический прием «INSERT»
Название: Приём "Инсерт". (условные значки)
Описание: приём технологии развития критического мышления. Используется
для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес.
"Инсерт" - это:
I - interactive - самоактивизирующая
N - noting
S - system - системная разметка
E - effective - для эффективного
R - reading - чтения
T - thinking - и размышления
Приём используется в три этапа:
В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);
Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;
Обсуждают записи, внесённые в таблицу.
Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.
Слайд 15Кластер
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы,
которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность оформления кластера:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
4. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Слайд 16 В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
- Не бояться
записывать то, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции.
- Продолжить работу пока не кончится время или идеи не иссякнут.
- Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следовать конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты:
- укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)
- выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.
Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.
В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.
Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
Слайд 18Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Слайд 19Прием «Концептуальная таблица
Приём «Концептуальная таблица» полезен, когда предполагается сравнение объектов. По горизонтали располагается
то, что подлежит сравнению, а по вертикали – критерии, по которым сравнение происходит.
• Концептуальная таблица составляется для анализа проблемы
• Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий
• Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления)
• Концептуальная таблица помогает наметить направления исследований
• Таблица также может существенно помочь в выборе ключевых словосочетаний для поиска информации в Internet.
Слайд 20Карта самооценки по итогам занятия
Самооценка по итогам занятия
Уровни самооценки
бб
Слайд 21Модели вопросов и заданий по таксономии Б.Блума
Слайд 26Синквейн
Синквейн с французского языка переводится как
«пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Правила
составления синквейна
правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
-------------
------------- -------------
--------------- --------------- --------------
---------------- ---------------- --------------- -------------
------------------
Слайд 27Анализ
Работа в группах по « интересным картинкам»
Слайд 31
Подводка к теме
Какие вопросы можно составить к этим картинкам?
Далее распределите эти
вопросы и заполните таблицу.
Слайд 32Вывод:
1.Можно распределить вопросы по порядкам.
2.Правильная постановка вопросов по пирамиде Блума
способствует развитию критического мышления
Слайд 33Осмысление
На основе слайда таксономия Блума
-вопросы низкого порядка
-вопросы высокого порядка
-На постере, с
помощью стикеров попробуйте, используя таксономию Блума, разработать вопросы низкого и высокого порядка по теме: «Причастие», «СПП».
Защита постеров спикерами
Слайд 34Рефлексия
«Две звезды и одно пожелание».
Участники записывают на 2-х стикерах: –
Что понравилось?,
На третьем: - Что бы они хотели еще узнать .
Заполнение листа оценки коучинга.