Слайд 1ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
«Талантливый учитель- талантливые ученики»
Выступление на тему
«Работа с одарёнными детьми
на уроках русского языка и литературы»
учитель
русского языка и
литературы
Павлова А.А.
с. Красный Яр
март 2016 год
Слайд 2 Главная задача учителя – это творческое развитие ребенка. Творчеству противостоит деятельность по готовым алгоритмам.
Однообразное шаблонное повторение одних и тех же действий, бездумное повторение чужих мыслей (даже мудрых) не составляет творческого элемента. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью.
Поэтому в деле воспитания, образования понятие «творчество» обычно связывают с понятием «способности», «развитие», «одаренность». К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают критериям одаренности, а именно:
- ускоренное умственное развитие: познавательные интересы, наблюдательность, речь, нестандартное решение задач;
- ранняя специализация интересов, интеллекта;
- хорошая память, развитые познавательные умения, готовность и способность к исполнительским видам деятельности;
Слайд 3Характерные черты одаренных детей
Слайд 4Необходимо построить работу на уроке, которая была бы направлена на максимальное
развитие способных детей.
Прежде всего, это должен быть принципиально новый качественный подход в обучении, в основе которого лежат принципы личностно-ориентированного подхода: дифференцированное, развивающее и проблемное обучение.
Слайд 5Использую элементы технологии критического мышления, технологическая карта которой состоит из следующих компонентов:
-
мозговая атака; обговаривается только самое важное, интересное или новое;
- обсуждение нового или острых вопросов;
- отзыв-впечатление (формирование индивидуального стиля мышления)
Особую роль в работе со способными учащимися играет формирование самостоятельной деятельности
Слайд 6Использую систему дифференцированных заданий (составление алгоритмов, выведение правил, подготовка самостоятельных вопросов и заданий
по теме, составление конспектов, опорных таблиц, схем, викторин, ребусов, и другое) – обучение таким видам работ осуществляется с 5 класса и по 11 класс.
На глазах остальных учеников происходит самостоятельное осмысление темы, другие ученики, более слабые или средние, тянутся также к самостоятельному постижению знаний и изучению темы (пытаются).
Ребята со способностями должны постоянно подключаться к работе, за ними следят и другие дети и также пытаются участвовать в работе, пусть даже с элементами самостоятельности, но все же…
Слайд 7
После освоения теоретического материала способным ученикам могут предлагаться различные виды
работы, которые будут носить тренировочный характер, а потом постепенно усложняться. Благодатной почвой для этого является работа с текстом:
- дополнение текста (написание вступления и заключения) (для слабых учащихся);
- трансформация текста (разного уровня сложности);
- восстановление деформированного текста (разного уровня сложности);
- составление текста по модели (для слабых учащихся);
- создание собственного текста (для сильных учеников)
Слайд 8 Для сильных учеников лучше формулировать тему нестандартно, тогда работа для учеников
приобретает проблемный характер.
Особую роль в формировании самостоятельной деятельности учащихся играет работа в группе. Она формирует аналитические, коммуникативные навыки, является ступенькой к социализации личности, формирует навыки участия в дискуссии. Здесь проявляются лидерские качества ребенка, так как именно способные ученики, как правило, выступают координаторами работы, они направляют в целом работу группы, учат других анализировать и систематизировать материал. Так как групповая работа подразумевает охват материала большого объема, они помогают каждому, кто работает с ним в группе, высказаться по тому или иному вопросу.
Слайд 9Некоторые примеры из опыта работы:
1. Задание для групповой работы (работа в
парах):
«Я озвучиваю не свой ответ»
Н-р: даются предложения из упражнения учебника или другого источника, не столь важно, в которых есть слова с пропущенными буквами – безударными гласными в корне, проверяемыми и непроверяемыми ударением.
- Ученики работают в парах. Один ученик другому дает словесное объяснение, какую орфограмму он здесь видит, как писать слово, и объясняет правила написания.
Казалось бы, работа очень простая, но: учителю докладывает ученик не свой вариант ответа, а тот вариант, который он выслушал от товарища. Таким образом, отвечающему приходится оценивать качество ответа товарища, соглашаться - и почему, не соглашаться – и почему, если не соглашаться, то в таком случае - корректировать ответ товарища.
Слайд 10Подобная работа позволяет сильному ученику услышать ответ ученика, провести собственный анализ, дать оценку
ответа слабого ученика и помочь товарищу понять его ошибку, тем самым укрепляя свои позиции в знаниях.
Слабому ученику придется воспроизвести ответ сильного ученика, тем самым заставляя себя услышать свои ошибочные ответы и попытаться их исправить.
Слайд 112. Практически на всех уроках русского языка ученики выводят правило самостоятельно.
3.
Учащиеся пишут конспекты для одноклассника, затем при письменном опросе дети могут пользоваться этими конспектами. Выполняя такую работу дети понимают, что несут ответственность не только за себя, но и за того, кому достанется его конспект.
4. На уроках русского языка учащиеся ведут шпаргалки. В них они фиксируют все правила, но в виде схем, алгоритмов, конспектов. Эти шпаргалки, к сожалению, ведут не все учащиеся, только те, которые понимают, что они им пригодятся в будущем, например при подготовке к контрольным работам и экзаменам.
5. Систематически дети рассказывают сами учителю новую тему урока. Учащиеся делятся на группы, распределяют роли и готовятся к объяснению нового материала. Им это очень нравиться.
Слайд 12
Система работы с одарёнными детьми включает в себя проблемное обучение, элементы
проблемного обучения.
Дети всегда и везде должны учиться самостоятельно думать, принимать решения, брать за свои решения ответственность на себя, потому что жизнь – это и есть проблемное обучение, к которой ребенок должен быть подготовленным со школьной скамьи.
Слайд 13
Рекомендации:
- Не забывать о проблемно-поисковом подходе в обучении — это создание особого
пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о деятельности, это можно реализовать через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.
- Широко использовать метод проектов, активно включать в работу ИКТ, причем ученики самостоятельно должны предлагать и самостоятельно должны разрабатывать проекты, презентации, работать в творческих мастерских по выбранным ими же темам.
Это позволяет перейти от языковой компетентности учащегося к духовной культуре, социальной адаптации, самоопределению и самореализации, готовности к профессиональной деятельности.