Презентация, доклад на тему Ознакомление с проблематикой и особенностями повести История одного города, образами города Глупова и глуповцев.

Содержание

Слово о писателе:Чтобы смеяться над шутками Щедрина, надо хорошо знать, в какое время он жил, какой была тогда общественная ситуация? Даже современник писателя И. А. Гончаров, которому в качестве цензора пришлось ознакомиться с публикацией его повести

Слайд 1Ознакомление с проблематикой и особенностями повести «История одного города», образами города

Глупова и глуповцев.
Ознакомление с проблематикой и особенностями повести «История одного города»,  образами города Глупова и глуповцев.

Слайд 2Слово о писателе:
Чтобы смеяться над шутками Щедрина, надо хорошо знать, в

какое время он жил, какой была тогда общественная ситуация? Даже современник писателя И. А. Гончаров, которому в качестве цензора пришлось ознакомиться с публикацией его повести в журнале «Современник», отмечал, что «читать их - все равно, что расшифровывать хитрую тайнопись».
Что же говорить о нас!

Слово о писателе:Чтобы смеяться над шутками Щедрина, надо хорошо знать, в какое время он жил, какой была

Слайд 3Почему же «Салтыкова-Щедрина нужно читать умеючи?» (критик М.С. Ольминский) В чем

причина?

Салтыков-Щедрин жил в очень интересное для России время.
Реформы местного самоуправления, судебная, военная, в области образования. Но главный вопрос – крестьянский (освобождение крестьян от крепостной зависимости) и ограничение самодержавия.
Салтыков- Щедрин оказался востребован эпохой и в качестве чиновника, и в качестве писателя.
Чиновник в канцелярии военного министерства, вице-губернатор Рязани, Твери, председатель казенной палаты в Пензе, управляющий Тульской казенной палатой, а затем Рязанской.
Писатель Салтыков-Щедрин не был мастером острого сюжета, характеры его героев не отличались психологической глубиной, красота его слога не ласкала слух. Но он был правдив, точен и беспощаден к социальному злу.
Цензурный комитет отмечал «вредное направление» произведений Салтыкова.
Применительно к творчеству великого сатирика используется специальный термин - эзопов язык. Прилагательное образовано от имени древнегреческого баснописца Эзопа, жившего, согласно легенде, в VI в. до н. э. Создатель жанра басни был мастером иносказания. Он облекал самые смелые политические намеки в невинную форму рассказа о животных. Салтыков-Щедрин виртуозно владел эзоповым языком. Это искусство позволяло ему преодолевать цензурные препятствия. Но, возможно, он прибегал к многочисленным иносказаниям не только по необходимости.
Таков был его талант.
Задача урока - разгадать загадку писателя, расшифровать «хитрую тайнопись» его произведения.

Почему же «Салтыкова-Щедрина нужно читать умеючи?»  (критик М.С. Ольминский)  В чем причина?Салтыков-Щедрин жил в очень

Слайд 4Формы комического:
Комическое (от греч. komikos – «веселый», «смешной») – вид эстетической

оценки явлений, в которых есть несоответствия или противоречия, вызывающие смех.
Юмор (от англ. Humor – «нрав», «настроение») – вид комического. Добрая форма насмешки над кем-либо или чем-либо.
Сатира (от лат. satira – «смесь») – вид комического. Высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни путем изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде.
Гипербола (от греч. hyperbola – «преувеличение») – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Например, «И растет ребенок там не по дням, а по часам» (А.С. Пушкин).
Литота (от греч. litotes - «простота») – художественный прием преуменьшения, противоположный гиперболе, используемый для усиления изобразительно-выразительных свойств речи. Например, «мужичок с ноготок (Н.А. Некрасов).
Гротеск (от франц. grotesque - «причудливый», «грот», «пещера») – фантастически-карикатурное, уродливо-комическое изображение реальных явлений.
Формы комического:Комическое (от греч. komikos – «веселый», «смешной») – вид эстетической оценки явлений, в которых есть несоответствия

Слайд 5Основные черты сатиры:
Разновидность комического;
Смех – гневный, злой, уничтожающий;
Заостренность, иногда фантастическая, жизненных

ситуаций и характеров;
Нарушение пропорции в изображаемых явлениях;
Наличие гиперболы, реже литоты;
Положительный герой, выраженный неявно;
Направленность против отрицательных явлений в обществе и характере человека.
Основные черты сатиры:Разновидность комического;Смех – гневный, злой, уничтожающий;Заостренность, иногда фантастическая, жизненных ситуаций и характеров;Нарушение пропорции в изображаемых

Слайд 6О повести «История одного города». Глава «О корени происхождения глуповцев».
«История одного

города» была написана в 1869 году. А еще за 8 лет до этого писатель придумал название города - Глупов.
Само слово, однокоренное с «глупостью» и «глупцом», определило характер повествования.
Писатель сочинил дурацкую, шутовскую историю, которая была при этом подозрительно похожа на настоящую.

О повести «История одного города».  Глава «О корени происхождения глуповцев». «История одного города» была написана в 1869

Слайд 7«Изображая жизнь, находящуюся под игом безумия, я рассчитывал на возбуждение в

читателе горького чувства, а отнюдь не весёлонравия… я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей» (М.Е. Салтыков-Щедрин).
Юмор, ирония, сатирическая фантастика, гротеск – все эти формы комического использовал писатель
«Изображая жизнь, находящуюся под игом безумия, я рассчитывал на возбуждение в читателе горького чувства, а отнюдь не

Слайд 8Избрав жанр летописи, Щедрин прибегает к традиционному в литературе приему: летопись

будто бы найдена издателем, который характеризует правителей города Глупова.
Писатель сохраняет основные черты стиля и оформления исторического сказания: указывает точные даты существования Глупова – 1731 – 1826 гг., в юмористической форме рассказывает о происхождении глуповцев, перечисляет всех градоначальников, подчеркивает их «достоинства», печатает уставы и указы правителей Глупова, таким образом как бы доказывая достоверность найденного «памятника».
На самом же деле Щедрин в иносказательной форме повествует о государственном устройстве России в период с XVIII в. по XIX в.

Избрав жанр летописи, Щедрин прибегает к традиционному в литературе приему: летопись будто бы найдена издателем, который характеризует

Слайд 9«О корени происхождения глуповцев».
Открывается глава «О корени» выдуманной цитатой, написанной в

подражание началу «Слова о полку Игореве».
«Слово о полку Игореве» - сочинение неизвестного русского писателя XII века, содержащее рассказ о походе Новгород-Северского князя Игоря Святославовича против половцев в 1185 году.  
В тексте этой цитаты упоминаются имена современных Щедрину историков - Костомарова, Соловьева и Пыпина. Каждого из них Щедрин иронически характеризует словами, взятыми из « Слова о полку Игореве».
Рассказ о баснословных, доисторических временах Глупова выглядит как пародия на историческую легенду и сатира, направленная на противоборство исторических школ.
Художественный мир Салтыкова-Щедрина по преимуществу населен необычными героями.

«О корени происхождения глуповцев».Открывается глава «О корени» выдуманной цитатой, написанной в подражание началу «Слова о полку Игореве».

Слайд 10Слово «головотяпы» восходит к русской пословице «Заставь дурака Богу молиться –

он и лоб расшибет», которую писатель переосмыслил и прочел буквально. Это условный образ.
Нелепые, нелогичные явления – алогизмы: «когда же лгали, то прибавляли «да будет мне стыдно», и были наперед уверены, «что стыд глаза не выест» и т.п.
Головотяпство – крайняя небрежность и бестолковость ведения какого-либо дела.
Что сближает рассказ о головотяпах, ищущих князя, со сказкой?
Применение гипербол: гибель в болоте, характеристика своих качеств.
Применение сказочных приёмов: троекратные повторы (речевые, композиционные).
Использование постоянных эпитетов: («добры молодцы»).
Песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка!» и – напоминание о восстаниях и бунтах.
Слово «головотяпы» восходит к русской пословице «Заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибет», которую писатель

Слайд 11Причины головотяпства?
Несговорчивость
Недоброжелательство
Необразованность, темнота, забитость
Собственное варварство
Рабская привычка народа к повиновению, его бесправие,

смирение

Причины головотяпства? НесговорчивостьНедоброжелательствоНеобразованность, темнота, забитостьСобственное варварствоРабская привычка народа к повиновению, его бесправие, смирение

Слайд 12Вот это и высмеивает Салтыков-Щедрин в своей сатирической книге.
А разве

прямо можно было говорить об этом в 60-е гг. XIX в? Вот и нужен был эзопов язык.
Но даже и в сравнении со всеми подвигами глупости решение добровольно отдаться в кабалу, хочет сказать писатель, выглядит фантастически!
Так головотяпы стали глуповцами.

Вот это и высмеивает Салтыков-Щедрин в своей сатирической книге. А разве прямо можно было говорить об этом

Слайд 13Что принесло головотяпам самовластие? 
(Глупость не порок, а беда).
«И будете вы платить

мне дани многие» (С. 27)
(Грабёж, систематический, узаконенный).
«Когда же пойду на войну - и вы идите!»
(Превращение жителей в «пушечное мясо»).
«А до прочего вам ни до чего дела нет».
(Устранение народа от обсуждения и решения любых общественных вопросов).
 «И тех, которым ни до чего дела нет, я буду миловать; прочих же всех – казнить».
(Воспитание в народе покорности, повиновения путем непрерывного террора).
Главная проблема главы?
(Народ и самовластие- их противостояние).
На это противостояние указывают даже звукоизобразительные характеристики.
В гротескном мире главы отсутствуют звуки спокойные, нейтральные:

Что принесло головотяпам самовластие? (Глупость не порок, а беда).«И будете вы платить мне дани многие» (С. 27)(Грабёж, систематический,

Слайд 14Звуко-изобразительные характеристики персонажей

Звуко-изобразительные характеристики персонажей

Слайд 15Сатира Салтыкова-Щедрина направлена против самодержавных правителей и против покорного народа.
Город Глупов

– гротескный город, в котором нашли воплощение негативные стороны всей страны, всего государства.
От шутки, насмешки в начале главы писатель переходит в ее конце к издевке над тупой рьяностью верхов и ко всему большему сочувствию низам наряду с сожалением об их покорности.
Так будет во всех главах романа, ключом к которому является глава «О корени происхождения глуповцев».
Писатель уже в ней иносказательно говорит, что народу не следовало бы отдавать свою законную свободу в чужие руки, тогда и история могла бы пойти по-иному, и глуповцами не назывались бы.
Ведь будь народ в 60-е гг. XIX в. политически более активным, русская история действительно могла бы пойти другим путем, как экономическим, таки политическим.

Сатира Салтыкова-Щедрина направлена против самодержавных правителей и против покорного народа.Город Глупов – гротескный город, в котором нашли

Слайд 16Подведение итогов урока:
Сегодня я узнал(а) о М.Е. Салтыкове-Щедрине, что…
Повесть м.Е. Салтыкова-Щедрина

«История одного города» – это повесть о …
Подведение итогов урока:Сегодня я узнал(а) о М.Е. Салтыкове-Щедрине, что…Повесть м.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» – это повесть

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть