Слайд 2Можно ли научить творчеству?
Мини-исследование текста. Проектная деятельность в рамках кружка «Аулы
пера» с ориентацией на развитие креативных качеств учащихся
Слайд 4Как простые слова становятся царственными?
РАБОТА С ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКА
Слайд 5СРАВНЕНИЕ
1-й этап: работа с определением:
Сравнение – это приём, когда один предмет
сравнивается с другим, чтобы наиболее ярко передать его отличительные признаки (место, время, внешность и т.д.), и передать авторское отношение к изображаемому
Слайд 6Какое отношение к героиням данных сравнений?
Скрипучим, как несмазанная дверь, голосом, она
объявила свое решение.
Её голосок звенел серебряным колокольчиком…
Слайд 72-й этап: нахождение сравнений в тексте и выяснение их роли
[Она] «Блёклая,
как старый снимок, несколько лет провисевший в витрине фотоателье»
Слайд 8Создайте собственное (-ые) сравнения)
Так, чтоб стало понятно, что человек, его голос,
внешность, поведение вам нравится.
Так, чтоб стало понятно, что человек, его голос, внешность, поведение вам НЕ нравится.
Слайд 9Подобная работа проводится с
остальными тропами, начиная от самых простых: сравнениями,
олицетворениями, эпитетами, метафорами, гиперболами и т.д. с последующим включением их в собственные тексты.
Слайд 10Составление загадок.
Огурец – выбираем слово.
Выделяем признаки
По цвету? Зелёный
Где растёт? В
огороде, на грядке.
Какой на ощупь? С пупырышками
Где используем? В салате. И т.д.
На что похож?
Трава, листья.
Редис, помидор.
Лягушка.
Морковь, картофель.
Слайд 11Получается загадка:
Зелёный, но не трава,
Растёт в огороде, но не помидор.
С пупырышками,
но не лягушка.
Найдём его в салате, но не морковь.
Огурец
Слайд 12Работа со стихотворением:
Исследование роли рифмы, ритма, количества ударных слогов в стихотворении.
Слайд 13Буриме
Вырабатывает находчивость, остроумие
Способствует развитию гибкости стиха
Слайд 14Главное правило:
Рифмы выбираются из слов, психологически трудно сочетаемых между собой ,
рифмы должны быть разнообразными и странными, неожиданными.
Слайд 15НАПРИМЕР:
Индия –
в хламиде я –
коза – сказал
Слайд 16Во сне мне долго снилась Индия.
Но почему, скажи, в хламиде я?
Во
сне моём зачем коза?
«Так надо» – я ему сказал.
Слайд 17СОЗДАНИЕ ЛИМЕРИКА
"Limerick" это английский вариант организованного и узаконенного нонсенса, нелепицы.
Знамениты лимерики Эдварда Лира. Вот один из них:
Жил да был старик болотный,
Вздорный дед и тягомотный,
На колоде он сидел,
Лягушонку песни пел,
Въедливый старик болотный.
Слайд 18Структура лимерика:
Первая строка содержит указание на героя "старик болотный".
Во второй
дана его характеристика "вздорный дед и тягомотный".
В третьей и четвертой строках мы присутствуем при реализации сказуемого:
"На колоде он сидел,
Лягушонку песни пел".
Пятая строка предназначена для появления конечного, нарочито экстравагантного эпитета ("Въедливый старик болотный").
Слайд 20Создание дневника наблюдений одного дня
Урок-экскурсия: запись всего, что встретилось по пути
[увиденное, услышанное, почувствованное]
Создание собственной миниатюры
Слайд 22"sasso" (камень)
Напишем буквы, из которых состоит это слово, одну под
другой:
- А
- S
- S
- О
Слайд 23Теперь возле каждой буквы я могу написать первое пришедшее мне в
голову слово, выстроив таким образом новый ряд, например:
Sardina - Сардина
Avvocato - Адвокат
Sigaretta - Сигарета
Sifone - Сифон
Ortolano - Огородник
Слайд 24Или - так будет интереснее - напишем возле пяти букв пять
слов, образующих законченное предложение:
Sulla - Ha
altalena - качелях
saltano - катаются
sette - семь
oche - гусынь.
Слайд 25БИНОМ ФАНТАЗИИ
Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было
достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным. Вот почему хорошо, когда "бином фантазии" определяется случаем.
Слайд 26Итак, выпали два слова: "пес" и "шкаф".
Самый простой способ их сочленить
это прибегнуть к помощи предлога и падежа. Таким образом мы получим несколько картин:
пес со шкафом
шкаф пса
пес на шкафу
пес в шкафу
Слайд 271. По улице бежит пес со шкафом на спине. Это его
будка
значит, в этом нет ничего особенного. Он всегда ее таскает на
себе, как улитка раковину. И так далее и тому подобное, по вашему
разумению.
Слайд 28ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ...
Гипотеза, писал Новалис, подобна сети: забрось
ее, и, рано или поздно, что-нибудь да выловишь".
Для постановки вопроса берутся первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Их сочетание и дает гипотезу, на основе которой можно работать.
Пусть подлежащим будет "город Реджо Эмилия", а сказуемым "летать". Что было бы, если бы город Реджо Эмилия начал летать?
Слайд 29СТАРЫЕ ИГРЫ
Темы для фантазии можно черпать и из игр, которыми так
увлекались дадаисты и сюрреалисты, но которые возникли, конечно, намного раньше этих течений в искусстве.
Одна из таких игр заключается в следующем: вырезаются из газет заголовки статей, вырезки тасуются и группируются получаются сообщения о нелепейших, сенсационных или просто забавных событиях вроде:
Слайд 30Купол собора святого Петра,
Раненный ударом кинжала,
Ограбив кассу, сбежал в Швейцарию.
Серьезное столкновение
на шоссе А 2
Между двумя танго
В честь Алессандро Мандзони.
Слайд 32Возможные начала историй:
Хорошая, но лохматая птица пилит с кроликом шоколад.
Железный пасмурный
глагол летит с нами за звёздами.
Слайд 33Книгу можно найти здесь:
http://flibusta.is/b/46463
Слайд 34ИТОГОВЫЕ ПРОЕКТЫ
1. Большая книга загадок
2. Из сказки в сказку
3. Времена года
(миниатюры)
4. «Скрипя пером»