Слайд 1Евпаторийский институт социальных наук(филиал)
федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский
федеральный университет имени В.И.Вернадского»
Методика обучения русскому языку по учебно-методическому комплексу (УМК)
«ШКОЛА РОССИИ»
Подготовила:Казакова Т.В 71 ЕНВ
Слайд 2ВВЕДЕНИЕ
УМК «Школа России» - это учебно-методический комплект для
4-летней начальной школы. Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук. В качестве единого целостного комплект «Школа России» работает с 2001 года. «Школа России» - это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальной школе. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения.
Главная идея программы: Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.
Слайд 3ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ:
ЦЕЛЬ – рассмотреть особенности применения УМК «Школа России»
в начальной школе при обучении предмета «Русский язык».
ЗАДАЧИ:
1) выяснить методы и принципы учебно-методического комплекса;
2) изучить цели УМК «Школа России»;
3) охарактеризовать учебники по русскому языку по данной программе;
4) оценить данную образовательную программу.
Слайд 4Основополагающие принципы УМК «Школа России»
Принцип деятельности;
принцип целостного представления о мире;
принцип преемственности;
принцип
дифференциации и индивидуализации обучения;
принцип творчества;
принцип психологической комфортности;
принцип вариативности.
Слайд 5ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОВ И ФОРМ
предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников.
Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретно педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.
Слайд 6Цели изучения предмета «Русский язык» в начальной школе
ознакомление учащихся с основными положениями
науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
формирование системы опорных базовых знаний, умений и универсальных учебных действий, составляющих основу при последующем обучении.
Слайд 7В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание учебников и учебных
пособий УМК «Школа России» направлены на достижение следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы:
1 результат:
2 результат:
Овладение
способностью
принимать
и сохранять цели
и задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
освоение способов
решения проблем
творческого и
поискового
характера.
Слайд 81) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления.
В учебниках русского языка (1 – 4 кл.) содержание шмуцтитулов каждого раздела (темы), помогает учащимся принимать и понимать основные цели учебной деятельности, формулировать задачи, отражающие то, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел (тему).
В начале изложения материала урока представлены направления и общее содержание учебной деятельности. Такое построение учебников помогает ученикам видеть перспективу работы по теме, соотносить конкретные цели каждого урока с конечным результатом её изучения.
Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся знаний. При такой системе построения материала учебников постепенно формируются умения сначала понимать и принимать познавательную цель, сохранять её при выполнении учебных действий, а затем и самостоятельно формулировать учебную задачу, выстраивать план действия для её последующего решения. Для развития способности принимать и сохранять задачи учебной деятельности, находить средства её реализации продумана система заданий, предусмотренных в материале каждого урока. Урок, тема, раздел завершаются заданиями рубрики «Проверь себя», содержание которых будет способствовать организации контрольно-оценочной деятельности, формированию рефлексивной позиции школьника, его волевой саморегуляции.
Слайд 92) Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование и освоение указанных способов и приёмов действий основывается на разработанной в учебниках системе заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся познавательных УУД и творческих способностей. В учебниках «Школы России» в каждой теме формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.
В курсе «Русский язык» одним из приёмов решения учебных проблем является языковой эксперимент, который представлен в учебнике под рубрикой «Проведи опыт». Предполагается, что проводя исследование, дети, например, узнают, как можно определить слоги в слове, основу слова; придут к выводу, что слов без корня не бывает; определят, какие глаголы спрягаются, а какие — нет. Учащиеся будут включены в поиск ответа, выдвигая предположения, обсуждая их, находя с помощью учебника необходимую информацию, делая выводы и таким образом, овладевают новыми знаниями.
Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предусмотрены в каждом классе предметных линий системы учебников «Школа России».
Слайд 10Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Учебно-методический комплект по русскому языку (программа,
учебник, методическое пособие) направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей русскому языку в средней школе.
В программе и учебниках реализован коммуникативно-речевой, системно-функциональ-ный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку. Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово».
Слайд 11Задачи, решаемые при реализации изучения предмета «Русский язык»
развитие речи, мышления, воображения школьников,
способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, языковой интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка, умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь
Слайд 12Цели обучения русскому языку в начальной школе
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности
выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Слайд 13Основные задачи образовательной области «Филология»
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Слайд 14Основные содержательные линии изучения языкового материала
фонетика,
графика,
морфемика,
грамматика (морфология и
синтаксис)
орфография
пунктуация.
Слайд 15Практические задачи программы «Русский язык»
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать
средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Слайд 16Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Слайд 17ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНИКОВ РАБОТАЮЩИХ ПО ПРОГРАММЕ УМК «ШКОЛА РОССИИ»
В учебниках УМК «Школа России» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения личностных результатов в учебниках представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности к учебной.
В учебниках УМК «Школа России» представлен материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий, направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий.
Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно-ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм.
Слайд 18Учебник “РУССКИЙ ЯЗЫК”
Как важнейший компонент духовно-нравственного
развития и воспитания младшего школьника, в соответствии с требованиями ФГОС:
• формирует личностные результаты освоения основной образовательной программы, посредством формирования личностных УУД;
• реализует систему базовых национальных ценностей и основные направления духовно-нравственного развития и воспитания школьников на ступени начального общего образования;
• эффективно интегрируется в систему урочной и внеурочной деятельности образовательного учреждения.
Слайд 19Личностное развитие учащихся по учебникам “РУССКИЙ ЯЗЫК”
В предметной линии учебника «Русский язык» титулы каждого раздела отражают его тему, задачи изучения раздела, здесь же даются рисунки или схемы, настраивающие школьников на дальнейшую учебную деятельность.
В курсе «Обучение грамоте» и затем в курсе «Русский язык», начиная с самых первых уроков, материалом многочисленных упражнений являются пословицы и поговорки, задания к которым направлены на осознание смысла и мудрости, которые вложил в них народ. Например: «Скромность – всякому к лицу», «Ложь человека не красит», «Совесть – верный советчик», «Умей взять, умей и отдать», «Не одежда красит человека, а добрые дела» и др.
Слова, понятия о любви, дружбе, совести, справедливости, достоинстве, скромности, доброте, смелости, отваге, трудолюбии и других ценных личностных качествах человека предусмотрены в содержании упражнений, задач, предложений, текстов.
Работа с текстами описания репродукций, также направлена на эстетическое воспитание детей, развитие чувства прекрасного в душе ребёнка.
Слайд 20
Ведущей целевой установкой УМК
«Школа России» на протяжении всех
лет
было и является: «Воспитание
гуманного, творческого социально
Активного человека гражданина и
Патриота России, уважительно и
Бережно относящегося к среде своего
обитания, к своей семье, к природному
и культурному достоянию своей малой
Родины своей многонациональной
Страны и всего человечества»
Курс «Русский язык»
предусматривает разнообразные по
форме и содержанию упражнения и
Задания Родине, о защитниках
Российской Земли, о сохранении
мира в своей стране и во всём
мире.
Слайд 21Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
Достижению указанных результатов служит текстовый и
иллюстративный материал системы учебников УМК «Школа России», формулировки вопросов и заданий, направленные на их эстетическое восприятие, оценку культурных и природных ценностей, объектов.
В учебниках курса «Русский язык» эффективности достижения
результата способствует
«Картинная галерея», представленная
репродукциями картин В.М.Васнецова,
В.А.Серова, Н.К. Рериха, И.И. Грабаря,
И.И. Левитана, А.А. Пластова, А.К.
Саврасова, и многих других художников.
Работа с текстами описания этих
репродукций, также направлена на
эстетическое воспитание детей,
развитие чувства прекрасного в душе
ребёнка.
Слайд 22Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других
людей
В курсе «Обучение грамоте» и затем в курсе «Русский язык», начиная с самых первых уроков, материалом многочисленных упражнений являются пословицы и поговорки, задания к которым направлены на осознание смысла и мудрости, которые вложил в них народ. Слова, понятия о любви, дружбе, совести, справедливости, достоинстве, скромности, доброте, смелости, отваге, трудолюбии и других ценных личностных качествах человека предусмотрены в
содержании упражнений,
предложений, текстов.
«Скромность – всякому к лицу», «Ложь человека не красит», «Совесть – верный советчик», «Умей взять, умей и отдать», «Не одежда красит человека, а добрые дела»
Слайд 23Я работаю с 4 классом общеобразовательной школы по
программе УМК «Школа России»
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2014. – Ч. 1. – 160 с.
Учебник «Русский язык» входит в систему учебников «Школа России». Содержание учебника направлено на формирование у учащихся функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Система заданий обеспечивает достижение личностных, предметных и метапредметных результатов освоения Основной образовательной программы начального общего образования.
Учебник переработан в
соответствии с требованиями
Федерального государственного
образовательного стандарта
начального общего образования.
Слайд 24
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они
наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Слайд 25Формирование УУД
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации
на основе формирования универсальных учебных действий.
Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Слайд 26Навыки работы с информацией
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с
информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Слайд 27Формирование представлений о грамматических понятиях
Важная роль отводится
формированию представлений о
грамматических понятиях: слово-
образовательных,морфологичес-ких,
синтаксических. Усвоение грамматических понятий станови-
тся процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Слайд 28Организация проектной деятельности
Программа предполагает органи-зацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся
в активный познавате-
льный процесс. Проектная деятельность позволяет закре-пить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Слайд 29Отзывы родителей о программе УМК “Школа России”
Родители моих
учеников отмечают, что данная программа рассчитана на любого ребенка и доступна слабым ученикам. В ней введены элементы развивающего обучения. Родители легко разбираются как в содержании, так и в требованиях программы. Важно, что программа «Школа России» всегда ориентирована на главный принцип обучения – доступность содержания учебного материала. Родители младших школьников, учащихся по программе УМК «Школа России», имеют возможность помогать своим детям учиться по учебникам, используя наглядные упражнения рабочих тетрадей.
Слайд 30Мой отзыв об УМК “Школа России”
По программе УМК «Школа России» я
работаю второй год и довольна результатами. Материал в учебниках подобран с учётом возрастных особенностей, содержится материал для всестороннего развития ребёнка, где есть над чем подумать и поразмышлять. Содержание учебных пособий доступен детям и понятен родителям. Данный комплект ориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников, развитие у ребенка интереса к познанию, воспитывает любовь к родному краю, к своей Родине. Данный УМК формирует прочные знания, умения и навыки учащихся. Учебник хорошо иллюстрирован, интересна подборка материала, дети с удовольствием работают в тетрадях на печатной основе.
Тексты учебника «Русский язык» носят познавательную, развивающую и воспитательную направленность, Программный материал нацелен на работу с дополнительной справочной литературой.