Слайд 1Фонетика.
1. Фонетика - наука о звуковой стороне человеческой речи. Это один
из основных разделов языкознания (лингвистики). Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos "звуковой, голосовой" (phone звук).
2. Звук и буква
Звук - это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. Буква является графическим обозначением звука на письме, то есть некоторой совокупностью линий, рисунком.
Сколько гласных звуков вы знаете? А букв?
Слайд 2
1.Русский алфавит называется кириллическим и насчитывает 33 буквы.
2.Для обозначения согласных
звуков используется 21 буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. 10 букв служат для обозначения гласных звуков: а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е.
3.Существуют еще 2 буквы, которые не обозначают звуков: ъ, ь.
4.Буква Ь и Ё, Ю, Я, И смягчают впереди стоящий согласный.
Согласны. Всегда?
Ответ: в современном языке буква Е перестала обозначать обязательную мягкость предшествующего согласного. Комбинацию букв ...те... нельзя прочитать, если не видишь, какому слову она принадлежит - тесто или тест.
Помни о тех звуках, которые всегда твердые. Н.р. лишь
Слайд 3
5.Буква О обозначает в безударном слоге звук а ; на месте
букв Е,Э,и Я в безударном слоге слышен
э
звук И ;
6.Буква И после шипящих Ж, Ш, Ц передает звук ы , а буква Е в безударном положении после
э
данных согласных соответствует звуку Ы .
Слайд 4
Буквы е,ё, ю,я не являются звуками. Они обозначают:
-один звук после мягкого
согласного – е- э ; ё- о ; ю- у ; я- а .
-два звука в начале слова; после ь и ъ; после гласного звука. ( jэ , jо , j у , jа .)
- звук И после Ь обозначает два звука jи .
Слайд 5
1.Согласные. Их 37, они делятся на звонкие и глухие, твердые и
мягкие.
2.К парным по звонкости- глухости относятся следующие звуки:
[б] - [п] [б'] - [п']
[в] - [ф] [в'] - [ф']
[д] - [т] [д'] - [т']
[з] - [с] [з'] - [с']
[ж] - [ш]
[г] - [к] [г'] - [к']
3.Только звонкими являются все сонорные: [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [р'], [j].
Только глухими непарными - звуки [ц], [ч'], [х], [х'].
Только мягкими- [j], [ч'], [щ:']; только твердыми- [ц], [ж], [ш].
Слайд 6Фонетические чередования согласных по глухости / звонкости. Оглушение и озвончение
1.«Вынужденная»
глухость / звонкость
2.В русском языке действует закон, по которому звонкие шумные оглушаются :
-на конце слова, ср.: дý[б]а дуба - ду[п] дуб, мá[з']и мази - ма[с'] мазь.
-когда глухой и звонкий согласные оказываются рядом. Звонкие согласные перед глухими обязательно уподобляются им по глухости, в результате возникает последовательность глухих звуков, ср.: лó[д]очка лодочка - лó[тк]а лодка (т.е. [д] // [т] перед глухим), готó[в']ит готовит - готó[ф'т']е готовьте (т.е. [в'] // [ф'] перед глухим).
3.В русском языке действует закон, по которому звонкие шумные озвончаются :
- глухие согласные, стоящие перед звонкими шумными (кроме [в], [в']), меняются на звонкие, происходит уподобление по звонкости, ср.: моло[т']и´ть молотить - моло[д'б]á молотьба ([т'] // [д'] перед звонким), про[с']и´ть просить - прó[з'б]а просьба (т.е. [с'] // [з'] перед звонким).
4.Артикуляционное уподобление звуков одной природы, то есть двух согласных (или двух гласных), называется ассимиляцией (от лат. assimilatio ‘уподобление'). Таким образом, выше была описана ассимиляция по глухости и ассимиляция по звонкости.
Слайд 7Буквы Ь и Ъ
Обратите внимание, что название букв Ь и
Ъ оказывается коварным.
- В чем это коварство? Например: съест, адъютант.
Буква "твердый знак" никогда не обозначает твердости, ее использование связано с разделительной функцией, т.е. с указанием на наличие [j] перед следующим гласным звуком: [cjэ]ст съест, а[д'jу]тант адъютант.
Функции буквы "мягкий знак" шире.
-во-первых, она тоже может использоваться в разделительной функции, но только не после приставок: [вjý]га вьюга, бу[л'jó]н бульон. В этом случае на мягкость согласного буква ь не указывает.
- во-вторых, мягкий знак может по традиции писаться в ряде грамматических форм после букв, соответствующих непарным согласным. Мягкости звуков при таком употреблении буква ь опять-таки не передает.
- в-третьих, в ряде ситуаций буква ь обозначает мягкость согласных на письме. Эта функция распространяется на примеры с самостоятельной мягкостью парных согласных в конце слова и в середине слова перед согласным .
Приведите примеры.
Слайд 8Несовпадение букв и звуков в слове.
Ответ:
А. Букв больше, если
есть в слове Ь и Ъ; тся и ться в глаголах и тск в прилагательных; непроизносимые и удвоенные согласные, сочетание некоторых согласных (сч, зч, жч, стч, сж, зж, жж,)
Б. Звуков больше, если есть в слове е,ё,ю,я в особых случаях.
Задание. Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их в три столбика.
Количество букв и звуков в слове совпадает.
Звуков в слове больше, чем букв.
Звуков в слове меньше, чем букв.
Въезд, её, ёжик, есть, женитьба, короед, жужжит, класс, молоко, отбросил, подружиться, подсчёт, приют, рушится, сбежал, семья, шведский, иссякнуть.
Слайд 9Ударение.
1.Ударение в русском языке является свободным, подвижным и исторически
изменчивым. Объясните данные термины и приведите примеры на каждый из признаков русского ударения.
Ответ:
Ударение в русском языке является свободным, т. к. может падать на любой слог слова (первый, второй, третий…), подвижным, т. к. может перемещаться в зависимости от формы слова (взЯл – взялА), исторически изменчивым, т. к. может изменяться в процессе развития языка (ср., напр., устар. музЫка, Агент, у мОста, к мОсту и т. п.).
Слайд 10ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Задание 1: Объясните, одну работу или разную выполняет Ь в
словах ЛИШЬ, АПРЕЛЬ.
Задание 2.Перед какими гласными буквами может писаться буква «Ъ»? Еще в каких случаях пишется буква «Ъ»? Какие функции данная буква выполняет?
Задание 3.
А)Определите, сколько раз встречается звук [а] в следующем предложении:
Я люблю свою лошадку.
Б) Определите, сколько раз встречается звук [ы] в следующем стихотворении:
Аист жил у нас на крыше,
А в подвале жили мыши.
Слайд 11
Задание 5. Сколько русских слов можно составить из звуков [г], [р],
[с’], [т’], [у] так, чтобы каждый звук был использован только один раз?
- ни одного;
- одно;
- два;
- три;
Ответ: Д четыре. ( В – как [грус’т’] звучат слова груздь и грусть.)
Задание 6.
Найдите четвертое лишнее слово: зодчий, редька, след, усадьба.
Ответ: лишнее слово – усадьба, так как только в нём д обозначает звонкий звук [д’], в остальных трех словах [д], оглушаясь, звучит как [т].)
Слайд 12
Задание 7. Какие звуки может обозначать буква с?
Ответ: ( [с] -
[сам],
[с’][с’ила],
[з] - [зб’ила](сбил),
[з’] - [проз’ба];
в сочетании с шипящими:[ш] - [шшыла](сшила),[ж] - [жжымал] (сжимал),[ш’] - [ш’ш’от] (счет).
Задание 8. В каком из слов количество букв совпадает с количеством звуков?
- приятно;
- грустный;
- соль;
- ехать;
- юг.
Ответ: Г – [jэхат’], так как в нём два звука на месте йотированной гласной компенсируются «немым» ь. По вышеприведённым причинам в словах [приjатна] и [jук] звуков больше, чем букв; в словах [грусна][сол’] – меньше).
Слайд 13
Задание 9. Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке
транскрипцию слов ноль, муж, суд, торг, ель.
Ответ: (Лён [л’он], шум, туз [тус], крот, лей [л’эj]).
Задание 10. Выясните, какие звуки могут обозначать буквы в, г, д, т, ч, я. Запишите свои наблюдения в таблицу.