Слайд 1Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка и
литературы
Слайд 2Критерии деления обучающихся на группы:
• объем имеющихся знаний;
• культура умственного труда;
•
уровень познавательной активности;
• способность к абстрактному мышлению;
• умение анализировать и обобщать;
• утомляемость от интеллектуальной деятельности;
• уровень самостоятельности
(желание самостоятельно учиться).
Все эти критерии взаимосвязаны.
Слайд 3Каждую группу можно разделить на группы
•
A
B
C
Слайд 4Характеристика подгруппы
А
♦ Имеют достаточный объем знаний, высокий уровень познавательной активности,
способности к абстрагированию, обобщению, анализу.
♦ Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного труда.
♦ Такие обучающиеся самостоятельны и работоспособны.
Слайд 5Задача педагога:
Тщательно организовать учебную деятельность обучающихся.
2. Подбор заданий высокой сложности.
3. Не
увеличивая объем, разнообразить задания.
Слайд 6Задания для подгруппы А
Например:
составление текстов диктантов;
2) составление карточек-заданий по изученному материалу;
3)
сочинение лингвистических сказок;
4) работа с дополнительной литературой;
5) выполнение обязанностей консультанта;
6) работа «учителем» (фрагменты урока).
Слайд 7Характеристика подгруппы
B
♦ Имеют определенный объем знаний, средний уровень познавательной активности.
♦ У
них сформированы способности к абстрагированию, обобщению, анализу.
Слайд 8Задача педагога:
1. Главное внимание нужно уделить развитию познавательной активности обучающихся, воспитанию
самостоятельности и уверенности в своих силах.
2. Таким обучающимся необходимо создавать условия для развития.
Слайд 9Характеристика подгруппы
С
♦ Отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии.
♦
Плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации.
♦ Затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации.
♦ Не могут долго удерживать внимание.
♦ Слабо знают ранее изученный материал.
♦ Имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности.
Слайд 10Задача педагога:
1. Проблема преодоления неуспеваемости – это и психологическая проблема. Обучающийся,
испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадящий режим работы.
2. Таким обучающимся необходимы опорные схемы, таблицы, стенд «Подсказки на каждый день» с материалом к урокам по изучаемой теме.
3. На столах – словари и «папка – помощница».
Слайд 11Задача педагога:
4. Посильные проверочные задания.
5. Опорные карточки во время объяснения и
закрепления материала.
6. Зрительно – текстовая опора и индивидуальный темп работы.
7. Тот же диктант (А, B), но с пропущенными орфограммами.
Задание на карточке позволяет выявить реальную картину достижений обучающихся.
Слайд 12Выводы:
Дифференцированное обучение предполагает соблюдение необходимых условий:
♦ преподаватель хорошо знает обучающегося, его
индивидуальные психологические особенности, его сильные и слабые стороны;
♦ обучающиеся достигают определенного уровня умений самостоятельно приобретать знания;
♦ в группе формируется коллектив;
♦ свой «образ обучающегося» преподаватель должен подвергать критическому пересмотру.
Слайд 13Примерная схема урока дифференцированного обучения
1. Совместная постановка задачи.
2. Дифференцированное повторение необходимого
материала.
3. Совместное изучение нового материала.
( Для обучающихся гр. С - повторение в облегченном варианте с учителем;
гр. А.B. - работа по учебнику, если материал уже знаком.)
Слайд 14Примерная схема урока дифференцированного обучения
4. Дифференцированное закрепление.
5. Проверка работы каждой подгруппы
с участием остальных.
6. Общая проверка усвоения материала.
7. Дифференцированное домашнее задание.
Слайд 15Планирование урока:
При планировании необходимо:
- определить систему ЗУН, подлежащих усвоению;
-
подбор текстов упражнений, определение способов выполнения;
- выделение наиболее сложных вопросов;
- продумать пути взаимодействия групп,
приемы проверки результатов.
Слайд 16Варианты начала урока
♦ пятиминутки: «жужжащее чтение», «представление» прочитанной книги, вопросы учителя
и учеников по прочитанным книгам;
♦ орфографическая разминка в форме диктантов по орфографии или др. темам; работа с деформированным текстом, текстовые диктанты.
Слайд 17Дифференцированный подход на этапах урока
Слайд 18Дифференцированный подход на этапах урока
Слайд 19Роль педагога
в работе с каждой из подгрупп
Слайд 20Дифференцированное
домашнее задание