Слайд 1Лирика
Александра Блока
«Как тяжело ходить среди людей…»
Там человек сгорел
Фет
Как тяжело ходить
среди людей
И притворяться непогибшим,
И об игре трагической страстей
Повествовать еще не жившим.
И, вглядываясь в свой ночной
кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства,
Чтобы по бледным заревам
искусства
Узнали жизни гибельной пожар!
1910 г.
Слайд 2«Трилогия вочеловечения»
Объединение своей лирики поэт называл «трилогией вочеловечения» и воспринимал её
как трёхтомный «роман в стихах».
Это лирический дневник поэта, последовательное описание переживаний, событий, происходивших в его жизни.
В слове "вочеловечение" есть Библейский смысл. "Вочеловечением" называется земной путь Христа.
Слайд 31 том (1898 - 1904)
Циклы «Ante Lucem»,
«Стихи о Прекрасной Даме»,
«Распутья»
Центральный цикл первого тома блоковской лирической трилогии — «Стихи о Прекрасной Даме». Именно эти стихи до конца жизни оставались для Блока самыми любимыми. Как известно, в них отразились любовный роман молодого поэта с будущей женой Л. Д. Менделеевой и увлечение философскими идеями Вл. Соловьева. В учении философа о Душе мира, или Вечной Женственности, Блока привлекала мысль о том, что именно через любовь возможно устранение эгоизма, единение человека и мира.
Слайд 4Основные мотивы и черты лирики 1 тома
Стихотворная речь зашифрована. Слова: туманный,
тайный, таинственный - доминируют в ранней лирике, влияние символизма.
Антитеза света и тьмы условно разделяла весь мир пополам: на черную половину и белую. В черной помещались окружающий мир, люди, реальность, а в светлой - неземное, т.е. Она (Прекрасная Дама).
Лирический герой полон предчувствиями, мечтами: «Предчувствую Тебя…»
Мечта о встрече со Светом и Любовью, книга ожиданий и надежд.
Слайд 52 том (1904 - 1908)
Циклы «Вступление», «Пузыри земли»,
"Ночная фиалка",
"Разные
стихотворения", "Снежная маска",
«Город», «Фаина», «Вольные мысли»
Стихия — ключевой символ второго тома лирики. Этот символ в сознании поэта близок тому, что он называл «музыкой», - он связан с ощущением глубинной творческой сути бытия.
Однако сближение с многообразными стихиями становится для героя не только залогом наполненности жизни, но и серьезнейшим нравственным испытанием.
Слайд 6Основные мотивы и черты лирики 2 тома
Слово «кабак» стало повторяться у
него столь же часто, как некогда слово «храм». Его потянуло к вину. Говорить от лица пьяных гуляк стало его постоянной потребностью: «И на щеке моей блеснула, сверкнула пьяная слеза….»
Лирический герой стал демонстративно издеваться над своими святынями.
«Здесь та изумительная двойственность, в которой было главное обаяние лирики Блока. Все двоилось у него в душе, и причудливы были те сочетания веры с безверием, которые сделали его столь близким современной душе. Он и веруя — не верил, что верует, и насмехаясь над мечтами — мечтал» ( К.Чуковский).
Слайд 73 том (1907 - 1916)
Циклы «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Итальянские стихи»,
«Разные стихотворения»,
«Арфы и скрипки», «Кармен», поэма "Соловьиный сад", "Родина", «О чем поет ветер»
В третьем томе «романа в стихах» синтезированы и переосмыслены важнейшие мотивы первых двух частей трилогии. «Тезу» первого и «антитезу» второго тома сменяет «синтез». Синтез — это новая, более высокая ступень осмысления действительности, отвергающая предыдущие и в то же время соединяющая в себе по-новому некоторые их черты.
Слайд 8Основные мотивы и черты лирики 3 тома
Ведущий мотив цикла — омертвение
мира современной городской цивилизации.
Лирический герой потерял веру, любовь; смеясь над своей любовью и верой, он уничтожает себя, топя в этом разлагающем смехе «свою радость и свое отчаяние, себя и близких своих, свое творчество, свою жизнь и, наконец, свою смерть».
Такие слова, как «гибель», «губительный», «гибельный», «смерть» , - особенно полюбились ему: «Нет исхода из вьюг, и погибнуть мне весело…»
Слайд 9Заключение
Путь и автора, и его лирического героя к "вочеловечению" — это
путь, полный ошибок, противоречий, сомнений. Но Блок преодолевает этот путь: от юношеского, не совсем еще осознанного мистицизма он переходит к серьезным размышлениям о реальной жизни, о России. Мы видим, как поэт растет, развивается и, наконец, становится тем классиком, которого мы знаем, как Александра Блока.