Презентация, доклад на тему Креативные методы обучения на уроках информатики и ИКТ

Целью учителя информатики и ИКТ, являетсясодействие формированию личности, способной жить в условиях информационного обществаЗадачи:Создание условий для формирования элементов информационной культуры учащихся.Создание условий для овладения навыками самообразования и саморазвития.Интеграция преподавания информатики и ИКТ с другими предметными областями.Создание

Слайд 1Четвергова Ю. Н.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Порхова»
РМО учителей информатики

и ИКТ
20 ноября 2013 г

Креативные методы
обучения на уроках
информатики и ИКТ

Четвергова Ю. Н.МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Порхова»РМО учителей информатики и ИКТ20 ноября 2013 гКреативные методы

Слайд 2Целью учителя информатики и ИКТ, является
содействие формированию личности, способной жить в

условиях информационного общества
Задачи:
Создание условий для формирования элементов информационной культуры учащихся.

Создание условий для овладения навыками самообразования и саморазвития.

Интеграция преподавания информатики и ИКТ с другими предметными областями.

Создание условий для выявления одаренности учащихся.
Целью учителя информатики и ИКТ, являетсясодействие формированию личности, способной жить в условиях информационного обществаЗадачи:Создание условий для формирования

Слайд 3МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
Метод обучения – это упорядоченный способ организации совместной деятельности преподавателя

и обучающихся, направленный на усвоение содержания образования.
Метод обучения характеризуется тремя признаками:
обозначает цель обучения,
способ усвоения,
характер взаимодействия субъектов обучения.
Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯМетод обучения – это упорядоченный способ организации совместной деятельности преподавателя и обучающихся, направленный на усвоение содержания

Слайд 4ЧТО ТАКОЕ КРЕАТИВНОСТЬ?
Креати́вность(от англ. create - создавать, творить) — творческие способности индивида,

характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
ЧТО ТАКОЕ КРЕАТИВНОСТЬ?Креати́вность(от англ. create - создавать, творить) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию

Слайд 5ЧТО ТАКОЕ КРЕАТИВНОСТЬ?
На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать

цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы.
ЧТО ТАКОЕ КРЕАТИВНОСТЬ?	На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной

Слайд 6Креативные методы
позволяют оценить:
вербальную креативность
образную креативность
отдельные креативные способности: беглость —

количество идей, возникающих в единицу времени;
гибкость — этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому;
оригинальность — этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных;
способность видеть суть проблемы или восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
способность сопротивляться стереотипам или метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.



Креативные методыпозволяют оценить: вербальную креативность образную креативностьотдельные креативные способности: беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;

Слайд 7Технология Креативного Конструирования
Это не просто пошаговый алгоритм, а наличие альтернативного выбора,

возможных вариантов решения на каждом выбираемом этапе. Это обеспечивает учителю комфортные условия для взращивания собственной компетенции, так как, с одной стороны, он пользуется четким пошаговым алгоритмом, как и в любой технологии, а с другой стороны, может проявить свои индивидуальные склонности и таланты, осуществляя постоянный целенаправленный выбор на каждом этапе.
Технология Креативного КонструированияЭто не просто пошаговый алгоритм, а наличие альтернативного выбора, возможных вариантов решения на каждом выбираемом

Слайд 8КОНСТРУКТОР УРОКА

КОНСТРУКТОР УРОКА

Слайд 9 1. Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной

целью, задачами и планируемым результатом.

Алгоритм конструирования  урока

4. Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся  при минимальной деятельности учителя.

3. Проанализировать полученный сценарий урока. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.

2. Исходя из тематики урока, цели модуля,  с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику.

 1. Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью, задачами и планируемым результатом.Алгоритм конструирования 

Слайд 10
Приём “Ложная альтернатива”

Универсальный прием ТРИЗ. Внимание слушателя уводится в сторону с

помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Пример.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
Сколько будет 8 в 2-й системе счисления – 1000 или 1001?
Принтер – устройство ввода или вывода информации?
Слово «монитор" - пишется как «манитор или «монитор"?
Кто основал….?
Сколько в бит в байте - 8 или 1024?

Стратегия “Вопросительные слова”.
 
Универсальный прием ТРКМ, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.
Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
Пример: Почему совершаются преступления в сфере деятельности, связанной с информацией?
Сколько законов обеспечивают безопасность информации в России?
Сколько категорий информационных преступлений существует? и т.д.

Приём “Ложная альтернатива”Универсальный прием ТРИЗ. Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы

Слайд 11
Приём «Согласен – Не согласен»

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся

и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Формирует:
умение оценивать ситуацию или факты;
умение анализировать информацию;
умение отражать свое мнение.
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».
Пример.
При изучении темы «Мультимедийная презентация», можно предложить следующие высказывания:
1. Презентация состоит только из текста и картинок.
2. Дизайн оформления должен быть разным на каждом слайде.
3. Чем больше текста, тем лучше.
4. Лучше, если смена слайдов проводится по щелчку, а не автоматически.
5. Чем меньше анимационных эффектов, тем лучше.
6. Презентация может носить обучающий характер.
Заметьте, полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.

Приём «Толстый и тонкий вопрос»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
умение формулировать вопросы;
умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный кратнкий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Пример.
По теме урока "Информационная безопасность" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.
Тонкий вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете?
Толстый вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве?
Источник: Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003.

Приём «Согласен – Не согласен» Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием

Слайд 12
Пример разработки изобретательской задачи на уроке информатики и ИКТ

Работа с компьютером

требует от глаз значительных энергетических затрат - больших, чем при обычном чтении. Долгая работа или игра перед монитором может привести к близорукости и астенопии - отсутствию силы зрения. Тем не менее, по данным ВОЗ 90% пользователей нарушают режим непрерывной работы за компьютером, а 52% пользователей при посадке не соблюдают расстояния «вытянутой руки» от глаз до монитора. Многочисленные напоминания, рекомендации, развешанные на стенах, не помогли решить данную проблему.
Предложите способ борьбы за сохранение здоровья пользователей персонального компьютера.

Решение задачи
1. Переформулируем задачу в изобретательскую: Как научить пользователей соблюдать правила работы за монитором и заботиться о своем здоровье?
2. Сформулируем противоречие: Пользователю необходимо много времени проводить за компьютером. Пользователю нельзя долго работать перед монитором без перерыва.
Идеальный Конечный Результат: Пользователи проводят перед монитор столько времени, сколько необходимо, но при этом регулярно делают перерыв и приближаю монитор к глазам ближе 50 см.
3. Ресурсы. Возможны варианты использования следующих ресурсов:
человеческие: в штат введена должность служащего, который будет регулярно напоминать пользователям о необходимости сделать перерыв и следить за правилами посадки перед монитором;
материальные: поставить перед монитором на расстоянии 50 см второй экран из прозрачного материала, чтобы пользователи соблюдали безопасное расстояние;
энергетические: встроить в монитор устройство, которое будет самостоятельно отключать монитор через определенные промежутки времени, делая тем сам принудительный перерыв в работе.
Из указанных ресурсов наиболее эффективным является энергетический ресурс.
4. Способ разрешения противоречия: разрешение в структуре. Встроить в монитор тепловой датчик, который будет отключать монитор, если человек приблизится к монитору ближе 50 см, а так же будет отключать через равные промежутки времени, устраивая, таким образом, перерыв в работе пользователя.
5. Оценка решения: решение требует в любом случае затрат, наиболее эффективно использовать возможности самой системы – монитора.
Пример разработки изобретательской задачи на уроке информатики и ИКТРабота с компьютером требует от глаз значительных энергетических затрат

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть