Слайд 1Исследовательский проект
«Речевой этикет как показатель культуры общения.»
Выполнила: Зарецких Олеся
Ученица 4
класса
Руководитель:Пенькова Л.И.
МОУСОШ с.Меньшой Колодезь
МОУ СОШ с.Меньшой Колодезь
Долгоруковакий район Липецкая область
Слайд 2Цель: Выявить причины изменения форм речевого этикета в общественной жизни и
литературных произведениях.
Слайд 3Гипотеза: Без употребления правил речевого этикета очень трудно поддерживать дружеский или
деловой разговор с собеседником.
Слайд 4Проблемный вопрос:
Почему же выражения речевого этикета обладают « волшебной силой» ,
почему их правильное применение приносит людям удовлетворение, а неисполнение в нужной ситуации приводит к обиде.
Слайд 5Ход проекта:
Изучить историю вопроса.
Исследовать отражение данной проблемы в произведениях художественной литературы
19-20 веков.
Провести социологический опрос среди своих сверстников и среди взрослых людей.
Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в таблицах.
Сделать выводы по теме исследования.
Слайд 6 Речевой этикет- это «установленный порядок форм обхождения»
Слайд 7В ходе исследования я обратилась к произведениям художественной литературы различных авторов
19 -20 веков и вот что я обнаружила :
Слайд 8Н. В. Гоголь в произведении «Мертвые души» несколько иронично написал о
речевом этикете: « Дамы города Н отличались подобно многим петербургским дама необыкновенной осторожностью в общении. Ни в коем случае нельзя было сказать : « этот стакан или тарелка
воняет» ,более этично звучала бы фраза: «эта посуда не хорошо себя ведет».
Слайд 9В повести Достоевского «Бедные люди» встречаются этикетные словосочетания: бесценная моя, милостивая
государыня, добрый друг мой, душенька моя и другие
Слайд 10В рассказе В. Токаревой «Самый счастливый день» московская восьмиклассница размышляет: «
Знать много слов не обязательно. Мальчишки в нашем классе вполне обходятся шестью словами: точняк, нормалек, спокуха, не кисло, резко, структура момента. А Ленка любую беседу поддерживает двумя предложениями: « Ну да, в общем-то… и « Ну, в общем-то , конечно».
Слайд 11В книге « Живой как жизнь» К. И. Чуковский писал о
том, что существование молодежного жаргона в целом довольно правомерно, плохо лишь то, что это дурной жаргон. Однако, полагал писатель, особенно горевать на этот счет не стоит: молодежный жаргон, во-первых, - « болезнь роста» , им надо переболеть; во- вторых, он недолговечен и быстро выходит в тираж , постоянно обновляясь; в третьих, он почти не влияет на общелитературный язык.
Слайд 12Сегодня молодые люди до начала самостоятельной жизни обращаются друг другу по
имени. В обстановке неофициальной такое же обращение сохраняется и у взрослых людей.
В разное время этикетные требования были различными. А в наше время остро стоит вопрос не только об утрате нории этикета, но и об общем снижение культуры общения.
Слайд 13В коммуникации люди передают друг другу ту или иную информацию, что-то
сообщают, к чему-то побуждают, однако, прежде чем перейти к обмену информацией, нужно вступить в речевой контакт, а это совершается по определенным правилам. Их мы не замечаем, а обращаем внимание, как раз на их нарушение. Эти нарушения могут обернуться обидой или конфликтом. Поэтому важно обращать внимание на то ,как мы ведем беседу или другими словами соблюдать речевой этикет.
Слайд 14Чтобы убедиться в злободневности темы , я провела социологический опрос среди
сверстников и взрослых людей, которые отвечали на вопросы:
1)Нужен ли речевой этикет?
2)Обижает ли вас, если незнакомый человек обращается к вам на ты ?
3)Допустима ли ненормативная лексика?
4)Нужен ли закон о речевом этикете?
Слайд 15Результат ответов моих сверстников
Слайд 16Результаты ответов взрослых людей
Слайд 171.Большинство мною опрошенных сверстников уверены, что закон о речевом этикете не
нужен вообще , а сам речевой этикет необходим лишь в единичных ситуациях.
2.Люди более взрослые понимают, что речевой этикет нужен в любом случае.
Слайд 18Вывод:Проведя исследование я пришла к выводу:
1)Речевой этикет является исторически изменчивым правилом
общения. За последние годы наблюдается существенное изменение в худшую сторону.
2)Речевой этикет-это зеркало, отражающее уровень внутренней культуры человека.
3)Человек с высоким уровнем воспитанности, не нарушающий речевой этикет, является образцом для
подражания. Окружающие его люди не позволяют себе нарушать нормы культуры общения в его присутствие.
4) В молодежной среде упрощение этикетных отношений становиться настоящей эпидемией.
Слайд 19Памятка
1. Помни, что слово имеет материальную силу, несет в себе положительную
и отрицательную энергию.
2. Помни, что речь человека похожа на коробку спичек: обращаться с ней серьезно- очень важно, несерьезно – опасно.
3. Помни, что культура, в том числе и культура речи, - это возделанный человечеством сад. Не губи его, а будь цветником, поляной, деревом в этом саду.
4. Помни , что межличностное общение представляется практически безнадежной затеей, если обе стороны не приложат к этому соответсвующих усилий. Ведь речь – это игра говорящего и слушающего, с одной стороны, против сил путаницы- с другой. Слушайте и стремитесь понять друг друга.
Слайд 21Используемые ресурсы
1.Н. В. Гоголь « Мертвые души»
2.В. Токарева « Самый счастливый
день»
3. К. И. Чуковский « Живой как жизнь»
4. Ф. М. Достоевский « Бедные люди»
www.solnet.ee
Kapitochki.wmsite.ru