Презентация, доклад на тему Исследовательская деятельность на уроках русской литературы

Содержание

Исследовательская деятельность - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследовательское обучение - это процесс самостоятельного познания учащимися окружающего мира посредством изучения его объектов, процессов и явлений (Н.И.Запрудский). Исследовательская деятельность -

Слайд 1Государственное учреждение образования «Пинковичская средняя школа имени Якуба Коласа» Пинского района

Развитие исследовательской

деятельности учащихся на уроках русской литературы


Гаркович Светлана Михайловна,
учитель русского языка и литературы

Государственное учреждение образования «Пинковичская средняя школа имени Якуба Коласа»  Пинского районаРазвитие исследовательской деятельности учащихся на уроках

Слайд 3 Исследовательская деятельность - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной

деятельности человека.
Исследовательское обучение - это процесс самостоятельного познания учащимися окружающего мира посредством изучения его объектов, процессов и явлений (Н.И.Запрудский).

Исследовательская деятельность - особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения (А.И.Савенков).

Исследовательская деятельность - процесс 	выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. 		Исследовательское обучение - это

Слайд 4выявление (видение) проблемы,
постановка (формулирование) проблемы,
прояснение неясных вопросов,
формулирование гипотезы,
планирование и разработка учебных

действий,
сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств),
анализ и синтез собранных данных,
сопоставление (соотнесение) данных и умозаключений,
подготовка и написание (оформление) сообщения,
выступление с подготовленным сообщением,
переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы,
проверка гипотез,
построение обобщений,
построение выводов, заключений.

Модель исследовательской деятельности:

выявление (видение) проблемы,постановка (формулирование) проблемы,прояснение неясных вопросов,формулирование гипотезы,планирование и разработка учебных действий,сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств),анализ

Слайд 5Сравнительные черты традиционного и исследовательского обучения

Кларин М. В


Традиционное обучение

учитель излагаетзаложенные в основные представления и понятия, содержании учебного предмета и отраженные в изучаемой теме;
учащиеся узнают жизненно важные идеи и понятия благодаря их прямому изложению учителем;
учебное познание строиться на четкой логической основе, оптимальной для изложения и усвоения;
для настоящего понимания изучаемого содержания ученикам следует усвоить свод связанной с этим содержанием информации фактологического характера.



Исследовательское обучение

учащийся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их в готовом виде от учителя;
учащимся принадлежит ведущая роль в принятии решений о выборе способа работы с изучаемым материалом;
учащиеся сталкиваются с новыми явлениями, представлениями, идеями прежде, чем они будут изложены и изучены на уроке;
каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он наравне со всеми получает в ходе учебного исследования.

Сравнительные черты  традиционного и исследовательского обучения

Слайд 6
5-7 классы: приобретение простейших знаний, умений и навыков для выполнения исследовательской

работы; обучение основам самостоятельной деятельности, развитие нестандартного мышления.

8-9 классы: углубление знаний по методике исследования и обработке результатов, выполнение самостоятельных исследований и заданий творческого характера, увеличение их объема.

10-11 классы: развитие у учащихся способностей, направленности на исследовательскую работу, совершенствование творческих подходов к решению конкретных задач, умений самостоятельно реализовывать полученные знания на практике.

Учет возрастных особенностей школьников при организации исследовательской деятельности

5-7 классы: приобретение простейших знаний, умений и навыков для выполнения исследовательской работы; обучение основам самостоятельной деятельности, развитие

Слайд 7Формы и методы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках русской литературы

Исследовательская деятельность как метод на отдельных этапах урока
Формы и методы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках русской литературы   Исследовательская деятельность как метод

Слайд 8
Памятка «Как готовиться к уроку-исследованию»
 

Перечитайте (просмотрите) еще раз художественные произведения, отберите в них

главы, эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы, сделайте отметки в тексте или выпишите цитаты на карточки.
Прочитайте рекомендованную преподавателем критическую литературу, осмыслите позицию автора, сделайте необходимые выписки.
Сопоставьте противоречивые суждения, отметьте те, которые совпадают с вашими, продумайте аргументы, подтверждающие ваше мнение.
Составьте план (тезисы) вашего выступления, включая пересказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделайте выводы.
Проговорите вслух выступление, проверьте, сколько времени оно займет.

Урок-исследование

Памятка «Как готовиться к уроку-исследованию» Перечитайте (просмотрите) еще раз художественные произведения, отберите в них главы, эпизоды, анализ которых будет необходим

Слайд 9Исследовательская деятельность может:

Исследовательская деятельность  может:

Слайд 10

Критерии оценки результативности опыта 1. Анкетирование учащихся. 2. Средний балл по предмету. 3. Результативность участия в творческих конкурсах, научно-практической конференции. 4. Результативность участия в республиканской олимпиаде по русскому языку и литературе.

Результативность и эффективность опыта

Критерии оценки результативности опыта

Слайд 11Средний балл по русской литературе
Результативность участия в республиканской
олимпиаде по русскому

языку и литературе


Средний балл по русской литературе Результативность участия в республиканской олимпиаде по русскому языку и литературе

Слайд 12 Результативность участия в творческих конкурсах, научно-практической конференции

Результативность участия в творческих конкурсах, научно-практической конференции

Слайд 13Исследуем биографию писателя
Исследовательский проект по творчеству М.Ю.Лермонтова
«Жизнь, оборванная пулей» (9

класс)

Цель проекта: определить, как отразились события, пережитые поэтом, в его творчестве.

Темы самостоятельных исследований учащихся:
Путешествие по лермонтовским местам.
Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.
Кавказский цикл в творчестве М.Ю.Лермонтова и др.
Исследуем биографию писателяИсследовательский проект по творчеству М.Ю.Лермонтова «Жизнь, оборванная пулей» (9 класс)	Цель проекта: определить, как отразились события,

Слайд 14Исследуем лирическое произведение
Лирика
Марины Цветаевой
(11 класс)

Прием «Исследуем текст»

1. Особенности изображения

образа рябины в лирике .
2. Роль тире в поэзии Цветаевой.

Исследуем лирическое произведениеЛирика Марины Цветаевой (11 класс)Прием «Исследуем текст»1. Особенности изображения образа рябины в лирике .2. Роль

Слайд 15Исследуем прозаическое произведение
Таблица сравнительных характеристик женских образов
романа «Война и мир» Л.Н.Толстого

Исследуем прозаическое произведениеТаблица сравнительных характеристик женских образовромана «Война и мир» Л.Н.Толстого

Слайд 16


Список литературы

Веремей, И. Л. Учебный проект на уроке русской литературы. /

И. Л. Веремей // Русский язык и литература. – 2011. - № 12. – С. 30-35.
Гаркович, С.М. Обобщающий урок теме «Имя числительное» (6 класс) / С. М. Гаркович // Русский язык и литература. – 2013. - № 3 – С. 14-17.
Гаркович, С. М. Предложения с прямой речью и знаки препинания в них (9 класс) / С. М. Гаркович // Русский язык и литература. – 2014. - № 3 – С. 19-22.
Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии: Пособие для учителей. - 2-е изд. / Н. И. Запрудский. – Мн., 2004. – 288 с.
Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин [Электронный ресурс].
Кучер, Э. В. Мастер-класс «Как сформировать исследовательский тип мышления?» / Э. В. Кучер // Народная асвета. – 2014. – № 1. – С. 42-45.
Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенков. - Самара: Учебная литература, 2004. – 80 с.
Сафонова, Н. Н. Исследовательская деятельность – условие, средство и результат развития одаренности. / Н.Н. Сафонов // Русский язык и литература. - 2011. - № 6. – С.41-44.
Список литературыВеремей, И. Л. Учебный проект на уроке русской литературы. /

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть