Слайд 1Принцип золотого сечения
в романе-эпопее Л.Н. Толстого
«Война и мир»
Интегрированный урок-исследование
2016г.
АНО
«Санкт-Петербургская международная школа»
Презентацию подготовила
учитель русского языка и литературы Андреева Алла Леонардовна
Слайд 2Эпиграф к уроку:
Подобно
живой клетке искусство являет нам одну из наиболее сложных структур с комплексной системой внутренних саморегуляций и обратных связей.
Ю.М. Лотман
мир» Л.Н.Толстого –
грандиозный памятник русской и
мировой литературы.
Масштабы книги воистину циклопические:
она состоит из 4-ёх томов, 17-и частей, 361-й главы
и насчитывает 1618 страниц и около 66300 строк! Последние две цифры могут изменяться в зависимости от издания, но для изучения пропорций романа это роли не играет: в этом случае важно их отношение, а не абсолютные значения.
Слайд 4Задание:
Попробуем «поверить алгеброй» гармонию рождённого Л.Н. Толстым
гиганта.
Уже в самом заглавии романа – «Война и мир» - закодирован закон золотого сечения. Название романа построено на первых четырёх членах ряда Фибоначчи :
1 союз, 2 существительных, 3 слова. Далее: 5 букв
в 1-ом, ключевом слове, 3 буквы во втором и 1 буква в союзе. Отношение
ключевых слов 5:3 = 1, 666... есть первое рациональное приближение
коэффициента золотого сечения.
Не в этом ли простота, весомость и гармония названия романа?
Любопытно, что в одном издании за вычетом неполных страниц получилось 1618 страниц, т. е. 1000Ф!
Слайд 5Задание№1
Вычислите Ф - точку золотого сечения в композиции романа-эпопеи «Война и
мир».
На какой странице она расположена?
Какому элементу композиции она соответствует?
Для выполнения этого задания необходимо вспомнить некоторые теоретические сведения
Слайд 6Немного теории:
Золотое сечение
Золотое сечение – это деление отрезка, при котором
длина всего отрезка так относится к длине его большей части, как длина большей части к меньшей, это соотношение приблизительно равно 0,618.
Слайд 7Красный отрезок относится к зеленому так же, как зеленый к синему
и синий к розовому отрезку. Их соотношение равно числу Ф = 1,618.
Слайд 8
Графическое изображение композиции романа А.Н.Толстого «Война и мир»
Слайд 9Теория литературы
Любое художественное целое - это, по существу, единый творческий организм,
имеющий свою особую структуру. Как и в человеческом организме, в котором все самостоятельные органы неразрывно связаны друг с другом, в литературном произведении все элементы так же и самостоятельны, и взаимосвязаны. Система этих элементов и принципы их взаимосвязи и называются КОМПОЗИЦИЕЙ:
Слайд 10КОМПОЗИЦИЯ (от лат. Сompositio, сочинение, составление) - построение, структура художественного произведения:
отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом.
Слайд 11Итак, выполняем 1-ое задание:
Вычисляем Ф ищем и отмечаем на графике эту
точку.
Напротив неё указываем номер соответствующей страницы, том,
часть и главу.
Прочитаем, какая важная мысль здесь представлена.
Какому элементу композиции она соответствует?
Слайд 12Результаты первого исследования:
Действительно, в главе 19 (ч. 2, т. 3) «Войны
и мира» Толстой развивает один из основных тезисов своей философии истории о том, что не полководцы, а солдаты выигрывают сражения, и шире: не герои, а народ является подлинным творцом истории. По этому поводу Толстой с присущей ему прямотой пишет: «Давая и принимая Бородинское сражение, Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно и бессмысленно. А историки под совершившиеся факты уже потом подвели хитросплетённые доказательства предвидения и гениальности полководцев...»
Далее автор «Войны и мира» говорит о том, что по поводу Бородинского сражения имеется вполне определенное ложное представление, а именно :
«Все историки описывают дело следующим образом:
Русская армия будто бы в своем отступлении от Смоленска отыскивала себе илучшую позицию для генерального сражения, и такая позиция была найдена будто бы у Бородина.Русские будто бы укрепили вперёд эту позицию...»
Слайд 13Литературоведческий комментарий
В развенчании этого заблуждения Толстой видел одну из сверхзадач «Войны
и мира», о чем он прямо говорит в послесловии к роману. Недаром он выделяет это место курсивом.
В кулуарах одной конференции как-то говорилось , что Лев Николаевич, увлекавшийся всякой тайной символикой, умышленно поместил свои заветные мысли в точке золотого сечения романа. Поскольку роман огромен, то попасть «на глазок» точно в точку золотого сечения 66 тысяч строк кажется немыслимым. С другой стороны, размышления Толстого о Бородине почти не связаны с сюжетной линией романа, и, имея законченный роман, их легко можно было сдвинуть в любое место, в том числе и в точку золотого сечения «Войны и мира». Нет сомнений в том, что Толстой, уже в отрочестве размышлявший о сущности симметрии, знал о всех тринадцати «исключительных», «возвышенных» и «почти сверхъестественных» свойствах божественной пропорции, о которых писал Лука Пачоли. Вполне возможно, что, как и многие старые мастера, он захотел на своем полотне оставить некий тайный знак.
Давайте ещё раз проверим место расположения этих строк.
Как видите, они находятся в непосредственной близости к кульминации романа.
Слайд 14Бородинское сражение. Художник А. Сафонов
т. 3,ч. 2, гл. 19.
Русская армия будто
бы в отступлении своем от Смоленска отыскивала себе наилучшую позицию для генерального сражения, и таковая была найдена будто бы у Бородина.
Слайд 15
Наполеон на Бородинских высотах. Художник В. Верещагин
т. 3,ч. 2, гл.
19.
Русская армия будто бы в отступлении своем от Смоленска отыскивала себе наилучшую позицию для генерального сражения, и таковая была найдена будто бы у Бородина.
Слайд 16Пьер на батарее Раевского. Художник А. Николаев. 1981
Слайд 17Задание№2
Найдите и отразите в графике точку Ф2- точку золотого сечения в
первом отрезке.
Прочитайте, о чём речь идёт на этой странице.
Слайд 18т. 2, ч. 3, гл. 19.
... так радостно и ново ему
было на душе, как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет Божий. Ему и в голову не приходило, чтоб он был влюблен в Ростову...
Возвращение князя Андрея из Отрадного. Художник А. Николаев. 1981
Слайд 19Какие события предшествовали прочитанной
цитате и какие последовали за ней?
Слайд 20Задание№3
Вычислите и обозначьте на графике Ф3 -точку золотого сечения следующего отрезка
текста романа «Война и мир».
Какому тому, части, главе и странице они соответствуют?
Слайд 21Раненый Андрей в Аустерлицком сражении. Художник В. Серов
т. 1,ч. 3,гл.
19.
- Voila une belle mort, - сказал Наполеон, глядя на Болконского
Слайд 22Князь Андрей на Праценской горе. Художник А. Николаев
Слайд 23Князь Андрей со знаменем в руках в атаке под Аустерлицем. Художник
В. Серов. 1951– 1953
Слайд 24Задание№4
Вычислите и обозначьте на графике Ф4 -точку золотого сечения ещё одного
отрезка текста романа Л.Н.Толстого.
Какому тому, части, главе и странице они соответствуют?
Какое важное, с точки зрения развития действия, событие здесь происходит?
Слайд 25т. 1,ч. 2, гл. 17.
"Началось! Вот оно!" -думал князь Андрей...
Батарея Тушина. Художник А. Николаев.
Слайд 26Батарея Тушина. Шенграбенский бой. Художник А. Кокорин
Слайд 27Задание№5
И наконец, ищем последнюю точку золотого вурфа – Ф3.
Страницы, том,
часть и глава?
Какое событие происходит в этой точке композиции?
Слайд 28т. 1, конец ч. 1 - начало ч. 2. Мир (ч.
1) - Война (ч. 2)
Слайд 29Напутствие Болконского-отца Андрею. Художник В. Серов
Слайд 30Княжна Марья благословляет брата образком.
Художник А. Николаев. 1981
Слайд 31Итоги урока:
Завершаем составление графика
Делаем выводы и записываем их в тетрадь.
Рефлексия
Слайд 32Выводы:
Точке ф2 соответствует концу главы 19 (ч. 3, т. 2), где
князь Андрей влюбляется в Наташу,— одна из кульминаций романа: «... так радостно и ново ему было на душе, как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет Божий. Ему и в голову не приходило, чтоб он был влюблен в Ростову...»
Точка ф3 указывала на еще более драматический эпизод из бытия главного героя романа — ранение князя Андрея в Аустерлицком сражении: «На Парацельской горе, на том самом месте, где он упал с древком знамени в руках, лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью...» К вечеру поле битвы объезжал Наполеон. «Вот прекрасная смерть, — сказал Наполеон, глядя на Болконского». Этой сценой (гл. 19, ч. 3, т. 1 — снова глава 19!) фактически заканчивается первый том романа. Так что точка ф3 в данном случае не только указывает на кульминацию, но и выполняет разделительную функцию.
Точка ф4 отмечает еще одну кульминацию романа — Шенграбенское сражение — боевое крещение Андрея Болконского. «Началось! Вот оно!»—думал князь Андрей, чувствуя, как кровь чаще начинала приливать к его сердцу... «Началось! Вот оно! Страшно и весело!» — говорило лицо каждого солдата и офицера» (гл. 17, ч. 2, т. 1).
Наконец, точке ф5 снова принадлежит разделительная функция — она точно отмечает границу между первой и второй частями первого тома. Семантика этих частей выражена в романе с предельной ясностью: часть 1 — мир, часть 2 — война.
Итак, первые пять членов ряда золотого сечения играют в «Войне и мире» исключительно важную формообразующую роль. Они отмечают как главные мысли самого автора и кульминационные события в жизни главных героев, так и важнейшие разделы в структуре произведения. Точка ф3, отложенная от конца романа, является (с точностью до одной страницы!) границей 3-го и 4-го томов с предельно ясной семантикой: конец 3-го тома — война в Москве, начало 4-го тома — мир в Петербурге. Таким образом, деление романа на тома явно тяготеет к зеркальной симметрии: 1-й и 4-й тома имеют равную относительную длину ф3, 2-й и 3;й тома также почти одинаковы по объему. Напротив, деление романа на части близко к переносной симметрии: 1-й и 3-й тома имеют по 3 части, 2-й и 4-й — 5 и 6 частей соответственно.
Слайд 33
Как видим, золотых пропорций в «Войне и мире» оказалось слишком много,
чтобы заподозрить Толстого в преднамеренном структурировании романа по закону золотого сечения. Нет сомнений в том, что гармония золотых пропорций родилась не в результате математических расчетов, а благодаря скрупулезной работе Толстого над формой произведения. Известно, что роман бессчетное число раз переписывался Толстым; шлифовался, подгонялся, затем ломался и снова подгонялся и шлифовался. Известно, что существовало шесть редакций полного текста романа, пятнадцать вариантов начала произведения! По-видимому, именно в ходе нескончаемых последовательных итераций, тщательной подгонки всех частей целого ключевые события и мысли романа, равно как и его основные разделительные вехи, приблизились к гармоническим золотым пропорциям.
Но если золотые пропорции «Войны и мира» родились на подсознательном уровне, значит, Толстой был в состоянии охватить внутренним взором весь роман целиком, держать в голове одномоментно всю колоссальную художественную форму! Конечно, в это трудно поверить. Но ведь и трудно вообразить простому смертному всю глубину творческого процесса гения.