Слайд 1
МБОУ «О(С)ОШ» учитель
русского языка и литературы
I квалификационной категории
Байтрак
С.Т.
г.Ангарск
Активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках литературы с применением различных технологий
Слайд 2 Задача учителя литературы:
Воспитание вдумчивого читателя.
Главный
вид деятельности ученика –
Чтение
Перечитывание
Вчитывание в текст произведения.
Работа в группах
Современный учитель – это, прежде всего наставник, сотрудник и единомышленник. Как же в современное время заставить ребенка учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. И для того, чтобы мотивировать ребенка на учебу, нужно на уроке дарить ученику интересные яркие эмоции. Только яркость и эмоциональность, разнообразие видов работ, вызывающих самостоятельный поиск ученика могут удовлетворить активность его пытливого ума, развить интерес к предмету. К этому стремится каждый педагог.
Учитель должен «питать» обучаемых интересными, увлекательными, разнообразными, постоянно усложняющимися новыми задачами.
Слайд 3Варианты заданий самых разных уровней технологии критического мышления, используемых на уроках
литературы:
Синквейн
Развивающие каноны
Прием «Дерево предсказаний»
Лингвистический анализ текста
Составление опорных конспектов
Кластеры
«Толстые» и «Тонкие» вопросы (элементы технологии РКМЧП – развитие критического мышления через чтение и письмо)
Прием пометки на полях
Работа со словами
Слайд 4Синквейн (элемент технологии развития критического мышления)
Слово «синквейн» (фр.) обозначает «пять строк».
При его написании существуют определенные правила:
Первая строка - заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Второя строка - два-три слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков выбранного предмета.
Третья строка- образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка - фраза из нескольких слов, которые выражают личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка - содержит слово, характеризующее суть предмета или объекта.
Однако учитель может изменять правило синквейна по своему усмотрению.
Слайд 5 Обучающиеся самостоятельно работают над темой или в группах. Результаты обсуждаются.
Зачитываются варианты ответов. Поскольку есть разные варианты ответов, то возникает диалог – идет обсуждение, чья точка зрения правильная.
При групповом обучении решение учебной задачи происходит в процессе совместно – распределительной деятельности: каждый участник диалога имеет право на мнение, даже ошибочное; ошибка –это шаг к истине. Мнение любого, в том числе и учителя, который участвует в диалоге на равных с учениками, может быть подвержено критике, в результате вырабатывается правильный ответ.
Например, изучение романа И.А.Гончарова «Обломов».
Первая строка – название синквейна (например: И.Обломов)
Вторая строка – три существительных, важных для характеристики этого образа (например: халат, Обломовка, душа)
Третья строка – три прилагательных важных для характеристики этого образа (например: добрый, ленивый, русский)
Четвертая строка – три глагола, важных для характеристики этого образа (например: лежит, мечтает, думает)
Пятая строка – формула героя, выражающая его кредо (например: «нежная любящая натура Обломова вся озаряется через любовь»)
Слайд 6Пример синквейна:
После изучения романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание» в 10
классе обучающимся необходимо обобщить материал по теме: «Петербург Достоевского», применяя синквейн.
Что получилось?
Петербург.
Мрачный, жестокий, грязный.
Душит, омертвляет, разочаровывает.
Город одиночества и скуки.
Пустота.
Слайд 7Синквейн-
– вид работы, который хорош в качестве способа контроля знаний при
изучении какого- либо произведения.
Пример синквейна при изучении творчества А.Грина
Название темы (А.Грин)
Описание темы в двух- трех словах, прилагательными (мечтающий, мужественный, романтичный)
Описание действия тремя глаголами (искал, любил, писал)
Фразы из нескольких слов, показывающие отношение к теме («рыцарь светлой мечты»)
Синоним из одного слова, который повторяет суть темы ( романтик)
Слайд 8Вывод:
Синквейн позволяет выявить насколько полно и правильно обучающиеся понимают образ героя,
писателя, как представляют себе историческую эпоху.
Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так- то просто)
Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности
Формирует умение работать в группах, вести диалог, слушать собеседника, проявляя уважение и терпение к чужому мнению, корректно завершать диалог.
Слайд 9
Составление опорных конспектов
Данный вид работы позволяет учащимся проявить умение
обобщать и структурировать материал. Опорный конспект «Род Мелеховых». (по роману М.Шолохова «Тихий Дон»). Уметь представить свою работу, подкрепить цитатами.
Род Мелеховых
Танюшка Мишатка Полюшка
Аксинья Наталья
Дарья ---Петр Григорий Дуня---Михаил Кошевой
Пантелей Прокофьиевич ----------------------Ильинична
Прокофий-----------Турчанка
\
\
Слайд 10Выводы: учащиеся должны хорошо знать текст, уметь составлять характеристики, подкрепляя их
цитатами.
Григорий Мелехов – главный герой романа, младший сын в семье донского казака Мелехова: «…В отца попер: на пол головы выше Петра, хоть и на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое».
Прокофий – родоначальник семьи Мелеховых, дед Григория: «…Непокорно нес белесо – чубатую голову…»
Турчанка –жена Прокофия, бабка Григория: «…Из Туретчины привел он жену – маленькую, закутанную в шаль женщину. Она прятала лицо, редко показывая тоскующие одичалые глаза. Пахла шелковая шаль далекими неведомыми запахами, радужные узоры ее питали бабью зависть. Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато – красивые казаки Мелеховы.
Слайд 11Трагедия Мелеховых
На уже созданной схеме обвести
имена умерших героев траурными рамками. В конце урока на доске оказывается два генеалогических древа: одно -цветущее, другое- черное, с немногочисленными уцелевшими листьями. Таким образом , на вопрос: «Что было и что осталось у героя в жизни?»- ответить будет легче.
Танюшка Мишатка Полюшка
Аксинья Наталья
Дарья—Петр Григорий Дуня ---Михаил Кошевой
Пантелей Прокофьевич -----------------------------Ильинична
Прокофий------------Турчанка
Вторая схема наглядно представляет страшные итоги национальной катастрофы, изображенной в романе М.Шолохова «Тихий Дон» на примере одной семьи.
Слайд 12Развивающие каноны
Развивающий канон (РК) – форма
задания, целенаправленно развивающего те или иные интеллектуальные качества, необходимые для творческой работы. РК – это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или другими связями. Развивающий канон может иметь различные формы: табличную, линейную, кольцевую, ступенчатую. Исследования РК показали, что их можно использовать в учебном процессе для оживления творческого отношения к самым разным предметам.
На уроке можно применять РК и в качестве средства контроля, и в качестве создания проблемной ситуации.
Задания направлены на развитие ассоциативного мышления. Задания такого рода органично вписываются в структуру заключительных уроков по изучению какого – либо произведения и обобщающих уроков по теме. Учитель любым способом должен заставить учащихся думать.
Слайд 13
Примеры развивающих канонов:
1.Задача учащихся: заполнить пустые клетки информацией, предварительно выяснив, по
какому принципу следует отбирать эту информацию.
Слайд 142 . Учащимся предлагаются репродукции картин, какие – либо
иллюстрации, фотографии (по одной на каждого). В течение нескольких минут учащийся должен сформулировать ответ на вопрос:
С каким литературным героем (произведением, эпохой, писателем) у вас ассоциируется данная иллюстрация?
Вариантов ответов бесчисленное множество.
Примеры развивающих канонов
Слайд 15Примеры развивающих канонов
3. Предложите учащимся фотографию темной воды, посеребренной лунным светом,
и в ответ услышите, что это:
Тяжелая жизнь Сонечки Мармеладовой и Раскольникова; но у них есть впереди надежда на лучшее (ведь вода немного освещена лунным сиянием)
Прошлое и будущее Пьера, чью жизнь осветила своим появлением Наташа Ростова;
Судьба Обломова, подчинившегося законам и не сумевшего измениться. Но есть свет, то есть вера в то, что маленькому сыну Штольца удастся воплотить мечты отца и его друга.
Любая иллюстрация, предложенная учащимся, обязательно будет озвучена. Главное, чтобы был прочитан текст, и учащиеся не боялись высказывать свое мнение.
Слайд 16Кластеры
Смысл приема – систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Кластер – это графическая организация материала. Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, соединяющие это слово с другими, от которых, в свою очередь, лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
для стимулирования мыслительной деятельности
для структурирования учебного материала
при подведении итогов
Кластер может быть использован для организации индивидуальной и групповой работы в классе и дома.
Слайд 17Примеры:
1. Заполните схему (при изучении романа И.Гончарова «Обломов»)
Обломовка
традиции
______
?
пейзаж
жители
______
?
______
?
Слайд 18Тема любви в русской литературе
18 век
19 век
20 век
21 век
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
2. Заполните схему:
Слайд 19 3. Заполните схему Л.Н.Толстой «Война и мир»
Истинное в романе
Фальшивое в романе
Любовь
Красота
Патриотизм
Честь
Слайд 20«Толстые» и «тонкие» вопросы (элементы технологии РКМЧП – развития критического мышления
через чтение и письмо).
Из жизненного опыта мы знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответь однозначно. Тем не менее мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует однозначного ответа. Поэтому для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ («тонкие» вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно («толстые» вопросы).
«Толстые» вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Слайд 21Таблица «тонких» и «толстых» вопросов:
Слайд 22«Толстые» и «тонкие» вопросы (элементы технологии РКМЧП – развития критического мышления
через чтение и письмо).
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока:
На стадии вызова – это вопросы до изучения темы
На стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания
При размышлении – демонстрация пройденного
Приступая к изучению произведения, учитель должен выяснить, владеют ли учащиеся элементарными знаниями о содержании произведения.
Слайд 23«Толстые» и «тонкие» вопросы (элементы технологии РКМЧП – развития критического мышления
через чтение и письмо).
«Тонкие» вопросы станут актуальными лишь на стадии входящего контроля, они не вызовут трудностей, у прочитавших изучаемые произведения:
Кто герой произведения?
Когда происходит действие в романе?
Мог ли Пьер Безухов встретиться в солоне Шерер с Берлиозом?
Слайд 24«Толстые» и «тонкие» вопросы (элементы технологии РКМЧП – развития критического мышления
через чтение и письмо).
«Толстые» вопросы – это проблемные, неоднозначные и очень интересные вопросы.
Дайте объяснение, почему Ольга Ильинская, окруженная заботой и любовью Штольца, затосковала?
Как вы думаете, почему Обломов, начавший новую жизнь, не выбросил халат, а лишь отправил его в кладовую?
В чем разница между Петербургом Достоевского и Москвой Марины Цветаевой?
Предположите, как могли бы развиваться события, если бы Евгений Базаров победил болезнь.
Слайд 25Интерактивная технология -это форма обучения, где знания добываются в совместной деятельности,
через диалог, полилог обучающихся между собой и учителем.
Пример: Наблюдаем и размышляем.
В течение трех дней обучающиеся записывают роли в различных ситуациях общения.
«Встреча с лучшим другом»
«На тренировке»
«Разговор с родителями»
Необходимо проанализировать свои ощущения.
В какой степени различалось ваше поведение в зависимости от ситуации и оставалось ли оно неизменным на протяжении всего общения?
Что придавало вам уверенность?
Когда, в каких ситуациях вы были довольны «исполнением» принятых на себя ролей?
Всегда ли ваше поведение соответствовало ожиданиям собеседников?
Как это проявлялось?
Корректировали ли вы свое поведение с учетом реакции собеседников?
В каких ситуациях вы чувствовали себя наиболее комфортно?
В каких наименее? Почему?
Слайд 26Пример: Работа со словарями
Список профессий, связанных с информационными, коммуникативными технологиями.
Менеджер
спичрайтер
имиджмейкер
пресс-секретарь
спиндоктор
избирательный психолог
переговорщик
кризисник,
специалист по слухам,
рекламист
Психотерапевт
Пользуясь словарями иностранных слов, а также англо-русским словарем, «переведите» на русский язык названия этих профессий. В каких сферах общественной жизни они востребованы?
Слайд 27Прием «Дерево предсказаний»
Этот прием технологии критического мышления заимствован у американского учителя
Дж. Белланса, работающего с художественным текстом.
Данный прием полагает страсть предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
Правила работы с данным приемом таковы: ствол – тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Например, излюбленным приемом А.П.Чехова является открытый финал. Может быть, «дерево предсказаний» будет очень актуальным и востребованным при работе с чеховскими рассказами. Попробуйте выяснить это на практике.
Слайд 28Дерево предсказаний может выглядеть так:
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Слайд 29Индуктор- наведение на тему, раздражитель, который помогает создать эмоциональный настрой.
Очень часто учителю необходима лишь одна фраза, одна мысль, от которой нужно оттолкнуться в разговоре, благодаря которой можно заинтересовать учащихся, создать эмоциональный настрой.
Я использую притчи и легенды (некоторые записывают их в свои тетрадочки). Одну из них я предлагаю вам. Может быть, эта притча станет отправной точкой в размышлениях о смысле жизни, о человеческих ценностях, об умении любить, ценить, о том, что мир сложен и полон обманных огней.
Слайд 30Притча
Жил в одном городе мудрец. И знал
он ответы на все вопросы. Но нашелся завистливый человек, и решил обмануть мудреца. Пошел он в поле и поймал бабочку.
Зажав ее в руке, он подумал: «Я пойду к мудрецу и спрошу, жива ли бабочка. Если он ответит, что да, то я раздавлю ее и скажу, что он не прав, а если он ответит, что нет, то я раскрою ладонь и бабочка улетит!»
Он подошел к мудрецу, и спросил: «Мудрец, вот, говорят, что ты все на свете знаешь, так ответь же ты мне, жива ли бабочка?»
Мудрец посмотрел на него и ответил: «Все в твоих руках!»
Слайд 31« У каждого человека свои звезды» - гласит пословица. Хочется, чтобы
каждый учитель достиг новых вершин в своем мастерстве и приблизился к звезде, свет которой когда – то заворожил его и привел в профессию… Свои звезды должны быть и у обучающихся. В силах педагога помочь найти их и научиться сверять с ними собственный путь.
Успехов Вам и Вашим ученикам на пути через тернии к своим звездам!
Слайд 32Литература
Лавлинский С.П. Технология литературного образования.
Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный
подход на уроке и во внеурочной деятельности.
Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок.
Тареева Л.И., Жданова А.И. Воспитание читателя.
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.