Презентация, доклад на тему Активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках литературы с применением различных технологий

Содержание

Задача учителя литературы: Воспитание вдумчивого читателя. Главный вид деятельности ученика – ЧтениеПеречитываниеВчитывание в текст произведения.Работа в группах Современный учитель – это, прежде всего наставник, сотрудник и единомышленник. Как же в современное время

Слайд 1






МБОУ «О(С)ОШ» учитель
русского языка и литературы
I квалификационной категории
Байтрак

С.Т.
г.Ангарск

Активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках литературы с применением различных технологий

МБОУ «О(С)ОШ» учитель русского языка и литературы I квалификационной категорииБайтрак С.Т.г.Ангарск  Активизации познавательной и творческой деятельности

Слайд 2 Задача учителя литературы:
Воспитание вдумчивого читателя.
Главный

вид деятельности ученика –
Чтение
Перечитывание
Вчитывание в текст произведения.
Работа в группах
Современный учитель – это, прежде всего наставник, сотрудник и единомышленник. Как же в современное время заставить ребенка учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. И для того, чтобы мотивировать ребенка на учебу, нужно на уроке дарить ученику интересные яркие эмоции. Только яркость и эмоциональность, разнообразие видов работ, вызывающих самостоятельный поиск ученика могут удовлетворить активность его пытливого ума, развить интерес к предмету. К этому стремится каждый педагог.
Учитель должен «питать» обучаемых интересными, увлекательными, разнообразными, постоянно усложняющимися новыми задачами.

Задача учителя литературы: Воспитание вдумчивого читателя.  Главный вид деятельности ученика – ЧтениеПеречитываниеВчитывание в

Слайд 3Варианты заданий самых разных уровней технологии критического мышления, используемых на уроках

литературы:

Синквейн
Развивающие каноны
Прием «Дерево предсказаний»
Лингвистический анализ текста
Составление опорных конспектов
Кластеры
«Толстые» и «Тонкие» вопросы (элементы технологии РКМЧП – развитие критического мышления через чтение и письмо)
Прием пометки на полях
Работа со словами

 
 

Варианты заданий самых разных уровней технологии критического мышления, используемых на уроках литературы:СинквейнРазвивающие каноныПрием «Дерево предсказаний»Лингвистический анализ текстаСоставление

Слайд 4Синквейн (элемент технологии развития критического мышления)
Слово «синквейн» (фр.) обозначает «пять строк».

При его написании существуют определенные правила:
Первая строка - заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Второя строка - два-три слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков выбранного предмета.
Третья строка- образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка - фраза из нескольких слов, которые выражают личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка - содержит слово, характеризующее суть предмета или объекта.
Однако учитель может изменять правило синквейна по своему усмотрению.
Синквейн (элемент технологии развития критического мышления)Слово «синквейн» (фр.) обозначает «пять строк». При его написании существуют определенные правила:Первая

Слайд 5 Обучающиеся самостоятельно работают над темой или в группах. Результаты обсуждаются.

Зачитываются варианты ответов. Поскольку есть разные варианты ответов, то возникает диалог – идет обсуждение, чья точка зрения правильная.
При групповом обучении решение учебной задачи происходит в процессе совместно – распределительной деятельности: каждый участник диалога имеет право на мнение, даже ошибочное; ошибка –это шаг к истине. Мнение любого, в том числе и учителя, который участвует в диалоге на равных с учениками, может быть подвержено критике, в результате вырабатывается правильный ответ.
Например, изучение романа И.А.Гончарова «Обломов».
Первая строка – название синквейна (например: И.Обломов)
Вторая строка – три существительных, важных для характеристики этого образа (например: халат, Обломовка, душа)
Третья строка – три прилагательных важных для характеристики этого образа (например: добрый, ленивый, русский)
Четвертая строка – три глагола, важных для характеристики этого образа (например: лежит, мечтает, думает)
Пятая строка – формула героя, выражающая его кредо (например: «нежная любящая натура Обломова вся озаряется через любовь»)





Обучающиеся самостоятельно работают над темой или в группах. Результаты обсуждаются. Зачитываются варианты ответов. Поскольку есть разные

Слайд 6Пример синквейна:
После изучения романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание» в 10

классе обучающимся необходимо обобщить материал по теме: «Петербург Достоевского», применяя синквейн.
Что получилось?
Петербург.
Мрачный, жестокий, грязный.
Душит, омертвляет, разочаровывает.
Город одиночества и скуки.
Пустота.

Пример синквейна: После изучения романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание» в 10 классе обучающимся необходимо обобщить материал по

Слайд 7Синквейн-
– вид работы, который хорош в качестве способа контроля знаний при

изучении какого- либо произведения.
Пример синквейна при изучении творчества А.Грина

Название темы (А.Грин)
Описание темы в двух- трех словах, прилагательными (мечтающий, мужественный, романтичный)
Описание действия тремя глаголами (искал, любил, писал)
Фразы из нескольких слов, показывающие отношение к теме («рыцарь светлой мечты»)
Синоним из одного слова, который повторяет суть темы ( романтик)






Синквейн-– вид работы, который хорош в качестве способа контроля знаний при изучении какого- либо произведения. Пример синквейна

Слайд 8Вывод:

Синквейн позволяет выявить насколько полно и правильно обучающиеся понимают образ героя,

писателя, как представляют себе историческую эпоху.
Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так- то просто)
Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности
Формирует умение работать в группах, вести диалог, слушать собеседника, проявляя уважение и терпение к чужому мнению, корректно завершать диалог.
Вывод:Синквейн позволяет выявить насколько полно и правильно обучающиеся понимают образ героя, писателя, как представляют себе историческую эпоху.Синквейны

Слайд 9 Составление опорных конспектов
Данный вид работы позволяет учащимся проявить умение

обобщать и структурировать материал. Опорный конспект «Род Мелеховых». (по роману М.Шолохова «Тихий Дон»). Уметь представить свою работу, подкрепить цитатами.
 Род Мелеховых
  Танюшка Мишатка Полюшка


Аксинья Наталья

Дарья ---Петр Григорий Дуня---Михаил Кошевой


Пантелей Прокофьиевич ----------------------Ильинична

Прокофий-----------Турчанка











































\
\

 
Составление опорных конспектов Данный вид работы позволяет учащимся проявить умение обобщать и

Слайд 10Выводы: учащиеся должны хорошо знать текст, уметь составлять характеристики, подкрепляя их

цитатами.


Григорий Мелехов – главный герой романа, младший сын в семье донского казака Мелехова: «…В отца попер: на пол головы выше Петра, хоть и на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое».
Прокофий – родоначальник семьи Мелеховых, дед Григория: «…Непокорно нес белесо – чубатую голову…»
Турчанка –жена Прокофия, бабка Григория: «…Из Туретчины привел он жену – маленькую, закутанную в шаль женщину. Она прятала лицо, редко показывая тоскующие одичалые глаза. Пахла шелковая шаль далекими неведомыми запахами, радужные узоры ее питали бабью зависть. Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато – красивые казаки Мелеховы.

Выводы: учащиеся должны хорошо знать текст, уметь составлять характеристики, подкрепляя их цитатами.Григорий Мелехов – главный герой романа,

Слайд 11Трагедия Мелеховых

На уже созданной схеме обвести

имена умерших героев траурными рамками. В конце урока на доске оказывается два генеалогических древа: одно -цветущее, другое- черное, с немногочисленными уцелевшими листьями. Таким образом , на вопрос: «Что было и что осталось у героя в жизни?»- ответить будет легче.
Танюшка Мишатка Полюшка

Аксинья Наталья

Дарья—Петр Григорий Дуня ---Михаил Кошевой


Пантелей Прокофьевич -----------------------------Ильинична

Прокофий------------Турчанка
Вторая схема наглядно представляет страшные итоги национальной катастрофы, изображенной в романе М.Шолохова «Тихий Дон» на примере одной семьи.












Трагедия Мелеховых     На уже созданной схеме обвести имена умерших героев траурными рамками. В

Слайд 12Развивающие каноны
Развивающий канон (РК) – форма

задания, целенаправленно развивающего те или иные интеллектуальные качества, необходимые для творческой работы. РК – это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или другими связями. Развивающий канон может иметь различные формы: табличную, линейную, кольцевую, ступенчатую. Исследования РК показали, что их можно использовать в учебном процессе для оживления творческого отношения к самым разным предметам.
На уроке можно применять РК и в качестве средства контроля, и в качестве создания проблемной ситуации.
Задания направлены на развитие ассоциативного мышления. Задания такого рода органично вписываются в структуру заключительных уроков по изучению какого – либо произведения и обобщающих уроков по теме. Учитель любым способом должен заставить учащихся думать.
 
 

Развивающие каноны      Развивающий канон (РК) – форма задания, целенаправленно развивающего те или

Слайд 13   Примеры развивающих канонов:  
1.Задача учащихся: заполнить пустые клетки информацией, предварительно выяснив, по

какому принципу следует отбирать эту информацию.
 
 
  Примеры развивающих канонов:  1.Задача учащихся: заполнить пустые клетки информацией, предварительно выяснив, по какому

Слайд 142 . Учащимся предлагаются репродукции картин, какие – либо

иллюстрации, фотографии (по одной на каждого). В течение нескольких минут учащийся должен сформулировать ответ на вопрос:

С каким литературным героем (произведением, эпохой, писателем) у вас ассоциируется данная иллюстрация?

Вариантов ответов бесчисленное множество.
 

Примеры развивающих канонов

2 .   Учащимся предлагаются репродукции картин, какие – либо иллюстрации, фотографии (по одной на каждого).

Слайд 15Примеры развивающих канонов

3. Предложите учащимся фотографию темной воды, посеребренной лунным светом,

и в ответ услышите, что это:

Тяжелая жизнь Сонечки Мармеладовой и Раскольникова; но у них есть впереди надежда на лучшее (ведь вода немного освещена лунным сиянием)
Прошлое и будущее Пьера, чью жизнь осветила своим появлением Наташа Ростова;
Судьба Обломова, подчинившегося законам и не сумевшего измениться. Но есть свет, то есть вера в то, что маленькому сыну Штольца удастся воплотить мечты отца и его друга.

Любая иллюстрация, предложенная учащимся, обязательно будет озвучена. Главное, чтобы был прочитан текст, и учащиеся не боялись высказывать свое мнение.

Примеры развивающих канонов3. Предложите учащимся фотографию темной воды, посеребренной лунным светом, и в ответ услышите, что это:Тяжелая

Слайд 16Кластеры

Смысл приема – систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.


Кластер – это графическая организация материала. Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, соединяющие это слово с другими, от которых, в свою очередь, лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
для стимулирования мыслительной деятельности
для структурирования учебного материала
при подведении итогов
Кластер может быть использован для организации индивидуальной и групповой работы в классе и дома.
КластерыСмысл приема – систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер – это графическая организация материала.

Слайд 17Примеры:
1. Заполните схему (при изучении романа И.Гончарова «Обломов»)
Обломовка
традиции
______
?
пейзаж
жители
______
?
______
?

Примеры:1. Заполните схему (при изучении романа И.Гончарова «Обломов»)Обломовкатрадиции______?пейзажжители______?______?

Слайд 18Тема любви в русской литературе
18 век
19 век
20 век
21 век
?
?
?

?
?
?
?
?
?
?
?
?
2. Заполните схему:

Тема любви в русской литературе18 век19 век20 век21 век????????????2. Заполните схему:

Слайд 19 3. Заполните схему Л.Н.Толстой «Война и мир»
Истинное в романе

Фальшивое в романе

Любовь

Красота

Патриотизм

Честь


















3. Заполните схему Л.Н.Толстой «Война и мир»Истинное в романе

Слайд 20«Толстые» и «тонкие» вопросы (элементы технологии РКМЧП – развития критического мышления

через чтение и письмо).

Из жизненного опыта мы знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответь однозначно. Тем не менее мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует однозначного ответа. Поэтому для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ («тонкие» вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно («толстые» вопросы).
«Толстые» вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

«Толстые» и «тонкие» вопросы (элементы технологии РКМЧП – развития критического мышления через чтение и письмо). Из жизненного

Слайд 21Таблица «тонких» и «толстых» вопросов:
 

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов: 

Слайд 22«Толстые» и «тонкие» вопросы (элементы технологии РКМЧП – развития критического мышления

через чтение и письмо).

  Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока:
На стадии вызова – это вопросы до изучения темы
На стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания
При размышлении – демонстрация пройденного
Приступая к изучению произведения, учитель должен выяснить, владеют ли учащиеся элементарными знаниями о содержании произведения.


«Толстые» и «тонкие» вопросы (элементы технологии РКМЧП – развития критического мышления через чтение и письмо).  Таблица «тонких»

Слайд 23«Толстые» и «тонкие» вопросы (элементы технологии РКМЧП – развития критического мышления

через чтение и письмо).

«Тонкие» вопросы станут актуальными лишь на стадии входящего контроля, они не вызовут трудностей, у прочитавших изучаемые произведения:

Кто герой произведения?
Когда происходит действие в романе?
Мог ли Пьер Безухов встретиться в солоне Шерер с Берлиозом?
 

«Толстые» и «тонкие» вопросы (элементы технологии РКМЧП – развития критического мышления через чтение и письмо).

Слайд 24«Толстые» и «тонкие» вопросы (элементы технологии РКМЧП – развития критического мышления

через чтение и письмо).

«Толстые» вопросы – это проблемные, неоднозначные и очень интересные вопросы.

Дайте объяснение, почему Ольга Ильинская, окруженная заботой и любовью Штольца, затосковала?
Как вы думаете, почему Обломов, начавший новую жизнь, не выбросил халат, а лишь отправил его в кладовую?
В чем разница между Петербургом Достоевского и Москвой Марины Цветаевой?
Предположите, как могли бы развиваться события, если бы Евгений Базаров победил болезнь.

«Толстые» и «тонкие» вопросы (элементы технологии РКМЧП – развития критического мышления через чтение и письмо).«Толстые» вопросы –

Слайд 25Интерактивная технология -это форма обучения, где знания добываются в совместной деятельности,

через диалог, полилог обучающихся между собой и учителем.

Пример: Наблюдаем и размышляем.
В течение трех дней обучающиеся записывают роли в различных ситуациях общения.
«Встреча с лучшим другом»
«На тренировке»
«Разговор с родителями»
Необходимо проанализировать свои ощущения.
В какой степени различалось ваше поведение в зависимости от ситуации и оставалось ли оно неизменным на протяжении всего общения?
Что придавало вам уверенность?
Когда, в каких ситуациях вы были довольны «исполнением» принятых на себя ролей?
Всегда ли ваше поведение соответствовало ожиданиям собеседников?
Как это проявлялось?
Корректировали ли вы свое поведение с учетом реакции собеседников?
В каких ситуациях вы чувствовали себя наиболее комфортно?
В каких наименее? Почему?

Интерактивная технология -это форма обучения, где знания добываются в совместной деятельности, через диалог, полилог обучающихся между собой

Слайд 26Пример: Работа со словарями
Список профессий, связанных с информационными, коммуникативными технологиями.
Менеджер
спичрайтер

имиджмейкер
пресс-секретарь
спиндоктор
избирательный психолог
переговорщик
кризисник,
специалист по слухам,
рекламист
Психотерапевт
Пользуясь словарями иностранных слов, а также англо-русским словарем, «переведите» на русский язык названия этих профессий. В каких сферах общественной жизни они востребованы?


Пример: Работа со словарямиСписок профессий, связанных с информационными, коммуникативными технологиями. Менеджерспичрайтер имиджмейкерпресс-секретарь спиндокторизбирательный психолог переговорщик кризисник, специалист

Слайд 27Прием «Дерево предсказаний»

Этот прием технологии критического мышления заимствован у американского учителя

Дж. Белланса, работающего с художественным текстом.
Данный прием полагает страсть предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
Правила работы с данным приемом таковы: ствол – тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Например, излюбленным приемом А.П.Чехова является открытый финал. Может быть, «дерево предсказаний» будет очень актуальным и востребованным при работе с чеховскими рассказами. Попробуйте выяснить это на практике.
Прием «Дерево предсказаний»Этот прием технологии критического мышления заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом.Данный

Слайд 28Дерево предсказаний может выглядеть так:
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3

Дерево предсказаний может выглядеть так:Вариант 1Вариант 2Вариант 3

Слайд 29Индуктор- наведение на тему, раздражитель, который помогает создать эмоциональный настрой.



Очень часто учителю необходима лишь одна фраза, одна мысль, от которой нужно оттолкнуться в разговоре, благодаря которой можно заинтересовать учащихся, создать эмоциональный настрой.
Я использую притчи и легенды (некоторые записывают их в свои тетрадочки). Одну из них я предлагаю вам. Может быть, эта притча станет отправной точкой в размышлениях о смысле жизни, о человеческих ценностях, об умении любить, ценить, о том, что мир сложен и полон обманных огней.
Индуктор- наведение на тему, раздражитель, который помогает создать эмоциональный настрой.

Слайд 30Притча
Жил в одном городе мудрец. И знал

он ответы на все вопросы. Но нашелся завистливый человек, и решил обмануть мудреца. Пошел он в поле и поймал бабочку.
Зажав ее в руке, он подумал: «Я пойду к мудрецу и спрошу, жива ли бабочка. Если он ответит, что да, то я раздавлю ее и скажу, что он не прав, а если он ответит, что нет, то я раскрою ладонь и бабочка улетит!»
Он подошел к мудрецу, и спросил: «Мудрец, вот, говорят, что ты все на свете знаешь, так ответь же ты мне, жива ли бабочка?»
Мудрец посмотрел на него и ответил: «Все в твоих руках!»

Притча    Жил в одном городе мудрец. И знал он ответы на все вопросы. Но

Слайд 31« У каждого человека свои звезды» - гласит пословица. Хочется, чтобы

каждый учитель достиг новых вершин в своем мастерстве и приблизился к звезде, свет которой когда – то заворожил его и привел в профессию… Свои звезды должны быть и у обучающихся. В силах педагога помочь найти их и научиться сверять с ними собственный путь.

Успехов Вам и Вашим ученикам на пути через тернии к своим звездам!
« У каждого человека свои звезды» - гласит пословица. Хочется, чтобы каждый учитель достиг новых вершин в

Слайд 32Литература
Лавлинский С.П. Технология литературного образования.
Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный

подход на уроке и во внеурочной деятельности.
Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок.
Тареева Л.И., Жданова А.И. Воспитание читателя.
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.
ЛитератураЛавлинский С.П. Технология литературного образования.Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть