Слайд 1«ТРУДНЫЕ» ДЕТИ, КАК ИМ ПОМОЧЬ?
Презентация учителя русского языка и литературы ГБОУ
гимназии №402 имени Алии Молдагуловой г. Москвы
Нестеренко О.А.
Апрель 2914 г.
Слайд 3Трудный ребёнок
- не может найти взаимопонимания с родителями, учителями, агрессивно
реагирует на замечания в свой адрес;
- обделен вниманием родителей;
- не поддаётся воспитанию, грубит, огрызается;
- требует к себе особого внимания поступками, которые общество осуждает, не приемлет;
- не доверяет взрослым и не уважает их.
Слайд 4Основные причины серьезных нарушений поведения детей.
Первая — борьба за внимание.
Вторая причина
— борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской или учительской власти и опеки.
Третья причина— потеря веры в собственный успех.
Четвертая причина — желание отомстить.
ЗА ЧТО?
Слайд 5
За что ребенок может мстить:
за сравнение не в его пользу со
старшими или младшими братьями и сестрами;
за унижение перед одноклассниками;
за несправедливость и невыполненные обещания;
за все, если учитель не будет соблюдать первых три табу!
Слайд 6Нарушение поведения подростка — это сигнал о помощи. Своим поведением он
говорит нам: «Мне плохо! Помогите мне!»
Слайд 7Какие чувства вызывает трудный ребенок?
Если ребенок борется за внимание, то и
дело досаждая своим непослушанием и выходками, то у учителя возникает раздражение.
Если подоплека стойкого непослушания — противостояние воле учителя, то у последнего возникает гнев.
Если скрытая причина — месть, то ответное чувство у учителя — обида, чувство безнадежности, а порой и отчаяния.
Слайд 8Где выход?
это зависит от взрослых, окружающих ребенка. От того, насколько окружающие
люди – в нашем случае учителя – будут участливы и неравнодушны к судьбе маленького человека.
Слайд 9Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается: его усилия достигли
цели, и он возобновляет их с новой энергией.
Значит, задача учителя — перестать реагировать на непослушание прежними способами и тем самым разорвать заколдованный круг.
Слайд 10Что и как делать? Советы психологов:
безусловно принимать ребенка;
активно слушать и слышать;
хвалить
за задания, с которыми он справляется;
помогать, когда просит;
поддерживать успехи;
делиться своими чувствами;
конструктивно разрешать конфликты;
использовать в повседневном общении приветливые фразы;
чаще улыбаться.
Слайд 11Положительное отношение к себе - основа психологического выживания, и ребенок постоянно
ищет и даже борется за него.
Человеку нужно ,чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен, чтобы у него был успех, чтоб он мог реализоваться и уважать себя,
т.к. в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких.
Слайд 12Помощь «трудному» ребенку:
1). Необходимо дать ему почувствовать, что он принадлежит к
классу, группе, что он не отвергнут и занимает очень важное место в коллективе и соответствует этому месту.
2). Если ребенок вошел в какую-то группу, подчеркните, что это хорошо. Но не принуждайте ребенка жить стадно, обязательно быть в коллективе. Помните, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы побыть наедине с самим с собой.
3). Поощряйте ребенка к тому, чтобы он позволял себе приятное времяпровождение, развлечение, которое требует взаимодействия с другими. Это для такого ребенка лучше , чем занятия в одиночку.
Слайд 13
4). Выставляйте его рисунки, сочинения и другие вещи, которые могут интересовать
окружающих. Это будет повышать уверенность ребенка в себе, чувство самооценки.
5). Очень полезно хвалить ребенка, когда он высказывает какие-либо конструктивные мысли.
6). Выберите такой предмет, к которому ребенок проявляет наибольший интерес, привлеките ребенка к работе над этими предметами, пусть он продемонстрирует перед классом, что может внести в данную область нечто ценное.
7). Помогите ребенку осознать и выразить свои чувства, использовав для этого надежные, безопасные каналы, такие как рисование, работа по дереву, создание кукол, чтение вслух рассказа, музыка и др.
Слайд 14
8). Попросите помощи у ребенка в поисках решения какой-либо проблемы. Многие
робкие дети прячут все, включая свои исключительные интеллектуальные способности, а учителя могут иногда не узнать о потенциале ребенка.
9). Вместе с ребенком нарисуйте схему чтобы узнать, с кем бы он хотел работать в группе и кто в классе оказывает наибольшее влияние на него. Подберите ребенку напарника и наметьте с ним план действий, в котором они могут хорошо сотрудничать.
10). Записывайте каждый день, сколько раз вы обращались к потерянному ребенку и сколько раз вы произносили разные реплики, комментарии в его адрес. Проверьте список в конце дня; это будет напоминанием о том, как вы работаете, а также о том, какие успехи делает ребенок.
Слайд 15Нужно быть ребёнку другом, союзником, а не тираном, не властвовать им,
не угнетать личность своим мнением, помочь найти свой путь, интерес к жизни, не дать замкнуться.
«Бесплатный» совет
Слайд 16Стоит ли ждать благодарности?
Серьезные изменения требуют времени. Как на протяжении многих
лет формировался способ поведения «трудных» детей, так не за один день они перестраиваются и начинают пробовать жить иначе. Человек должен созреть для изменений, а это долгий процесс… Поэтому…