Презентация, доклад по психологии Эффективное конспектирование

Содержание

«Бог дал человеку один рот и два уха»

Слайд 1Активное слушание. Конспектирование лекций

Активное слушание. Конспектирование лекций

Слайд 2«Бог дал человеку один рот и два уха»

«Бог дал человеку один рот  и два уха»

Слайд 3Тест «Что такое слушание?»
Согласны вы с

каждым утверждением или нет?
1. Умение слушать развивается естественно.
2. Если человек научился говорить, он одновременно научился слушать.
3. Способность слушать в значительной степени определяется способностью слышать.
4. Говорение важнее для общения, чем слушание.
5. Слушание требует небольших затрат энергии, оно легче, чем другие виды речевой деятельности – чтение, говорение, письмо.
6. Слушание — это автоматический непроизвольный рефлекс.
7. Люди слушают каждый день. Ежедневная практика устраняет нужду в специальных упражнениях на слушание.
8. Слушание — это только понимание слов говорящего.
9. Успех общения зависит главным образом от говорящего.
10. Говорящий может контролировать процесс слушания в аудитории.
Тест «Что такое слушание?»     Согласны вы с каждым утверждением или нет?1. Умение слушать

Слайд 4Толкование теста:
Все эти утверждения ложные.
Если вы согласны хотя бы с одним

утверждением, то вам нужно учиться слушать и воспринимать чужую речь.
Толкование теста:Все эти утверждения ложные.Если вы согласны хотя бы с одним утверждением, то вам нужно учиться слушать

Слайд 5Недостатки традиционного слушания:
1) бездумное восприятие, когда звучащая речь является только фоном

для какой-либо деятельности;
2) обрывочное восприятие, когда интерпретируются только отдельные части звучащей речи;
3) аналитическая узость восприятия: неумение критически проанализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности.
Недостатки традиционного слушания:1) бездумное восприятие, когда звучащая речь является только фоном для какой-либо деятельности;2) обрывочное восприятие, когда

Слайд 6Для чего необходимо слушать?
1. Получение информации.
2. Развлечение, получение удовольствия
3.

Воодушевление.
4. Анализ фактов и идей. Средняя скорость речи составляет 120—150 слов в минуту, в то время как слушающий способен воспринимать 300—500 слов в минуту.
5. Улучшение собственной речи
Для чего необходимо слушать? 1. Получение информации. 2. Развлечение, получение удовольствия 3. Воодушевление. 4. Анализ фактов и

Слайд 7Как слушать эффективно?
Вспомогательные умения, улучшающие слушание:
1) умение концентрироваться;
2) умение анализировать содержание;
3)

умение слушать критически;
4) умение конспектировать.
Как слушать эффективно?Вспомогательные умения, улучшающие слушание:1) умение концентрироваться;2) умение анализировать содержание;3) умение слушать критически;4) умение конспектировать.

Слайд 8Стадии концентрации
1. Займите объективную и кооперативную позицию по отношению к говорящему.
2.

Вспомните, что вы уже знаете о предмете.
3. Продумайте тему и попробуйте угадать, как говорящий может ее развить.
4. Постарайтесь предугадать события.
5. Подумайте, чем основное содержание речи может помочь вам.
6. Создайте интерес к предмету речи.
7. Выключите свои эмоциональные блоки.
Стадии концентрации1. Займите объективную и кооперативную позицию по отношению к говорящему.2. Вспомните, что вы уже знаете о

Слайд 9Умение анализировать содержание
Определить цель речи.
Определить композицию речи.
Определить главную тему

речи.
Определить главные идеи лектора.
Определить формы аргументации.
Определить формы заключительных выводов.
Умение анализировать содержание Определить цель речи. Определить композицию речи. Определить главную тему речи. Определить главные идеи лектора.

Слайд 10Умение слушать критически
Связывайте то, что говорит лектор, со своим собственным опытом.
Резюмируйте

и систематизируйте то, что услышали. Опережайте оратора и старайтесь предугадать, как он будет развивать главную тему.
Анализируйте и оценивайте то, что услышали. Нельзя ни безоглядно верить, ни постоянно сомневаться в том, что говорит лектор.
Оценивайте достоверность данных и убедительность аргументов.
Умение слушать критическиСвязывайте то, что говорит лектор, со своим собственным опытом.Резюмируйте и систематизируйте то, что услышали. Опережайте

Слайд 11Зачем конспектировать лекцию?
С целью получения фактов
Для анализа и оценки

содержания
Конспектирование помогает сконцентрироваться при слушании, дает материал для обзора
Даёт возможность возвращения к услышанному
Зачем конспектировать лекцию? С целью получения фактов Для анализа и оценки содержанияКонспектирование помогает сконцентрироваться при слушании, дает

Слайд 12
Важнее понять логику изложения в целом, чем записать обрывочные фрагменты
Конспект устного

лекции должен представлять собой расширенный план, отражающий структуру и основные положения лекции, содержащий конкретные примеры и цитаты.
Важнее понять логику изложения в целом, чем записать обрывочные фрагментыКонспект устного лекции должен представлять собой расширенный план,

Слайд 13Принципы конспектирования лекции
1. Используйте неформальную систему записи, укороченные предложения и абзацы.


Записывайте только выдающиеся моменты и фактический материал. Помечайте, как оратор делает переходы, как повторяет свои идеи, резюмирует.
Принципы конспектирования лекции1. Используйте неформальную систему записи, укороченные предложения и абзацы. Записывайте только выдающиеся моменты и фактический

Слайд 14Принципы конспектирования лекции
3. Используйте сокращения и символы.
Укажите значения символов на обложке

тетради.
4. Делайте разборчивые записи. Убедитесь, что они понятны для вас.
5. Помечайте важные идеи. Подчеркивайте или маркируйте важные мысли.

Принципы конспектирования лекции3. Используйте сокращения и символы.Укажите значения символов на обложке тетради. 4. Делайте разборчивые записи. Убедитесь,

Слайд 15Принципы конспектирования лекции
Периодически просматривайте записи. В процессе учебы просматривайте записи несколько

раз. Сопоставляйте новые записи со старыми. Перед экзаменом изучите все тщательно.
Делайте интервалы в конспектах не менее 1 клетки и поля не менее 2 см.
Принципы конспектирования лекцииПериодически просматривайте записи. В процессе учебы просматривайте записи несколько раз. Сопоставляйте новые записи со старыми.

Слайд 16Техника записи конспекта
Принципы записи устного выступления основываются

на устранении избыточности речи
При конспектировании необходимо уметь осуществлять два вида упрощений:
1) свертывание фраз,
2) сокращение слов.
Техника записи конспекта    Принципы записи устного выступления основываются на устранении избыточности речи

Слайд 171. Свертывание фраз
процедура смысловой компрессии - выделение во фразе ключевых

слов и построение из них смысловых рядов, которые и должны быть зафиксированы в конспекте.
1. Свертывание фраз процедура смысловой компрессии - выделение во фразе ключевых слов и построение из них смысловых

Слайд 18Правила свёртывания фраз
Отбрасывать те слова, которые можно легко восстановить из контекста:


группу подлежащего, если она часто повторяется (или заменять ее соответствующим местоимением);
синонимичные прилагательные, которые используются как определения;
наречия степени (очень, совершенно, весьма, вполне и т.д.);
глаголы-связки (является, представляет, рассматривается как… и т.д.) – заменить на тире;


Правила свёртывания фразОтбрасывать те слова, которые можно легко восстановить из контекста: группу подлежащего, если она часто повторяется

Слайд 19
заменять сложноподчинённые предложения простыми
Правила сокращения слов
Использовать привычные сокращения
Разрабатывать новые сокращения (фиксировать

на обложке тетради), добиваться до автоматизма в их использовании
заменять сложноподчинённые предложения простымиПравила сокращения словИспользовать привычные сокращенияРазрабатывать новые сокращения (фиксировать на обложке тетради), добиваться до автоматизма

Слайд 20Основные принципы сокращения слов:
1. Наибольшее количество информации приходится на

начальные буквы слов.
2. Нельзя опускать окончания слов в тех случаях, когда они отражают связь слов в предложении: ?-ем, ?-ия.
3. Сокращенное слово должно иметь «запас прочности» для его восстановления в данном контексте (след. может относиться к: следовательно, следующий, следовать, следователь, следствие и т.д.).
Основные принципы сокращения слов: 1. Наибольшее количество информации приходится на начальные буквы слов. 2. Нельзя опускать окончания

Слайд 21

4. Сокращение должно оканчиваться только на букву, обозначающую согласный звук.
5. Незнакомые

слова надо записывать полностью.
Способы сокращения слов:
1) по первой букве - для частотных слов: XX в., XIX—XX вв.,1998 г., 1995—1996 гг., с.120, н.э. (нашей эры);
2) по нескольким первым буквам (отбрасываются суффикс и окончание) - для прилагательных и причастий, за которыми следуют определяемые существительные: ускор. движ-е, офиц. сообщение
4. Сокращение должно оканчиваться только на букву, обозначающую согласный звук.5. Незнакомые слова надо записывать полностью. Способы сокращения

Слайд 22
3) пропуск нескольких букв в середине слова, вместо которых ставится дефис:

ин-т, ун-т, док-во, док-ть, з-д, р-н, д-р, стр-ра, общ-во, пром-сть, хоз-во и т.п.
4) использование аббревиатур – для ключевого понятия темы: КР, ДСП, ПХВ.
5) использование математических символов: >, <,=, ≠, + , ≈ ∞  и т.п.

3) пропуск нескольких букв в середине слова, вместо которых ставится дефис: ин-т, ун-т, док-во, док-ть, з-д, р-н,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть