Слайд 1Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка
Выполнила: Куншина Екатерина Дмитриевна
Слайд 2Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.
Семейные отношения отражаются в поведении и становлении ребенка.
Слеловательно, успешность формирования личности ребенка обусловливается, прежде всего, семьей.
Слайд 3Что такое стиль воспитания?
Это совокупность родительского эмоционального отношения к
ребенку, восприятие родителем ребенка и способы поведения с ним.
Слайд 4
АВТОРИТАРНЫЙ
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ
ГИПООПЕКА
ГИПЕРОПЕКА
Слайд 5Воспитание по типу повышенной моральной ответственности
Ежовые рукавицы
Золушка
Жестокое воспитание
Авторитарный
Слайд 6Стиль воспитательных отношений: АВТОРИТАРНЫЙ
Девиз воспитания: «ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО»
Роль ребенка
в семье: ужасный ребенок,
мучитель, козел отпущения, забитый,
Золушка, паинька.
Слайд 7Признаки авторитарного воспитания
приказы, угрозы, чтение морали: «немедленно сделай…», «сейчас же, сию
минуту», «только попробуй…», «не смей…» «как я сказал, так и будет», «я родитель, значит я прав».
строгий голос, суровый взгляд, резкие движения
контроль, подавление силой
игнорирование прав и потребностей ребенка
решение проблем методом «кнута и пряника»
Слайд 8Последствия авторитарного стиля воспитания
пассивная личностная позиция, неуверенность, низкая самооценка
конформизм\ бездумная зависимость
от навязанного авторитета
скрытая, бессознательная жажда власти
жестокость, агрессивность
прибегание к деструктивным способам снятия стресса (хим.вещества, аутоагрессия, азартные игры)
Слайд 9АВТОРИТАРНЫЙ
Особенности воспитания:
ограничение свободы, выбора, самостоятельности
игнорирование нужд, желаний, потребностей,
высокие требования;
много обязанностей;
отсутствие поддержки;
жесткая система запретов, санкций, наказаний;
жесткое обращение;
деспотизм, тирания;
эмоциональное отвержение.
Формирующиеся черты характера:
чувство тревоги, одиночества, комплексы,
неполноценности, вины за что-то, лживость, подобострастие, угодничество, забитость, пессимизм, демонстративность, бунтарство, мстительность, агрессивность, обида, нерешительность, озлобленность, безынициативность, недоверчивость, неуверенность, формирование невротических расстройств у подростков.
Слайд 10 Рекомендации авторитарным родителям:
Для
того, чтобы наши дети стали
чуточку счастливее, стоит всего лишь
усомниться в собственной правоте…
Учитывайте чувства ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте поставить себя на его место!
Давайте инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.
Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.
Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими сторонами (родителями и ребенком).
Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда ты сказал неправду».
Слайд 11Гиперопека – сверх, -чрезмерная опека
В тисках родительской любви
Слайд 12Стиль воспитательных отношений: ГИПЕРОПЕКА
Девиз воспитания: «ВСЁ ДЛЯ ТЕБЯ »
Роль
ребенка: кумир, сокровище,
маменькин сынок, болезненный, маленький.
Слайд 13Кумир семьи
Пуп земли
Симбиоз
Культ болезни
Виды гиперопеки:
Слайд 14Признаки гиперопеки
родители многое делают за ребенка или вместо него;
ограждают и защищают
от малейших трудностей и мнимых опасностей;
постоянно решают его проблемы;
стремятся «привязать» ребенка к себе, «дружить» с ним;
говоря о ребенке, употребляют «мы» - «у нас бронхит», «мы делаем уроки», «мы обиделись».
Слайд 15Последствия гиперопеки
Инфантильность ,несамостоятельность
Повышенная тревожность, невротичность
Стремление избегать неудачи и уходить от ответственности
Формируется
«выученная беспомощность»
Неумение строить отношения со сверстниками
Недостаток терпения
Зависимость от авторитетов
Слайд 17Совет гиперопекающим родителям:
Прежде чем опекать ребенка, спросите его: «Нужна ли тебе
моя помощь?»
Возможно, потребность в чрезмерной опеке удовлетворяет не его, а ваши нереализованные потребности
Прочитайте книгу П.Санаева «Похороните меня за плинтусом» или посмотрите одноименный фильм
Слайд 18ГИПООПЕКА - недостаток опеки
Либеральность
Безнадзорность
Предоставление свободы
Равнодушие или занятость родителей
Вседозволенность
Попустительство нежелательному поведению
Отсутствие контроля
Слайд 19Стиль воспитательных отношений: ГИПООПЕКА
Девиз воспитания: «ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ»
Роль ребенка: козел отпущения,
путающийся под ногами, мальчик для битья, пусть делает что хочет.
Слайд 20ГИПООПЕКА (равнодушие, безнадзорность)
Особенности воспитания:
отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике, успешности;
игнорирование
потребностей, желаний, интересов, нужд;
эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение;
попустительство в сфере контроля за поведением;
вседозволенность;
жесткие требования;
деспотизм, тирания;
упреки во всех своих бедах.
Формирующиеся черты характера:
самостоятельность, склонность к асоциальным формам поведения: воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий (токсины, алкоголь, наркотики, секс), грубость, гневность, раздражительность, агрессивность, мстительность, задиристость, озлобление, демонстративность (как попытка привлечь к себе внимание), жестокость, бесстрашие, отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость, манипулирование (вызывает жалость, дает обещания, прикинется дурачком или обворожительным, красноречиво раскаивается) и т.д.
Слайд 21
Последствия гипоопеки:
потеря чувства защищенности и порядка в жизни
дефицит любви и постоянный
ее поиск
регресс навыков и умений
низкая самооценка
подмена ценностей
Слайд 22Рекомендации родителям,
воспитывающим по типу гипоопеки:
Сами по себе растут только сорняки…
Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.
Установите систему правил и запретов и включитесь сами в жизнь ребенка.
Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.
Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.
Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением.
Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!
Слайд 23Противоречивое воспитание
Смена или смешение образцов воспитания:
«Кумир семьи в ежовых рукавицах» «Золушка в культе болезни»
Слайд 24Предпочтительный стиль воспитания - Авторитетно-демократический
Определяется:
высоким уровнем словесного общения между детьми и
родителями;.
включенностью детей в обсуждение семейных проблем,
учетом их мнения;
готовностью родителей прий ти на помощь, если это потребуется;
верой и успех самостоятельной деятельности ребенка;
ограничением собственной субъективности в видении ребенка
Слайд 25Девиз воспитания: «ВМЕСТЕ»
Роль ребенка в семье:
РАВНОПРАВНЫЙ ЧЛЕН КОЛЛЕКТИВА
Стиль воспитательских отношений:
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ
Слайд 26В авторитетно-демократической семье:
дети растут и воспитываются в атмосфере доброжелательности и любви;
родители
понимают и принимают своего ребенка таким, каков он есть;
воспитательные воздействия строятся с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
уважают личность ребенка и предъявляют к ней серьезные морально-нравственные требования
личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;
воспитание строится с опорой на положительное в растущем человеке;
Оптимизм – основа стиля и тона общения с детьми в семье.
Слайд 27Особенности воспитания:
учет возрастных особенностей, потребностей, нужд, интересов и желаний ребенка;
равноправие;
взаимная
забота и ответственность;
поддержка, помощь и т.п.
Формирующиеся черты характера:
доброжелательность, открытость, инициативность, воля, заботливость, ответственность, самостоятельность, уверенность, трудолюбие и т.п.
Демократический
Слайд 28баланс контроля и самостоятельности
Разделить предъявляемые к ребёнку требования на 3 условные
группы.
1) требования, выполнение которых не обсуждается (безопасность): например, возвращаться домой к определенному времени, звонить, если задерживается;
Слайд 29баланс контроля и самостоятельности
2) требования, варианты выполнения которых обсуждаются вместе
с подростком: сколько времени проводить за компьютером, как планировать свое свободное время;
3) то, что ребенок вправе решать: самостоятельно (какие кружки посещать)
Слайд 30Замечания, которые не следует делать детям
Избегайте наклеивание «ярлыков» своим детям («врун»,
«лентяй», «воришка» и т.д.). Попав в ловушку стереотипов, ребенок будет стараться соответствовать представлению о себе своих родителей. Критикуйте поступки детей, а не их самих.
Слайд 31Соблюдение режима сна и отдыха.
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о
его успеваемости, поведении и взаимоотношении с другими людьми.
Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой поощрении и наказаний (если получил «5», то на 30 минут увеличивается время просмотра телевизора и наоборот).
Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их за него.
Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе (применение полученных знаний в школе в домашней деятельности, например, рассчитай необходимое количество продуктов и др.).
Особенные усилия прилагайте для создания, поддержания спокойной, стабильной атмосферы в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят изменения.
Рекомендации родителям
Слайд 32Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму
отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания, необходимо помнить общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Слайд 33 Принимать активное участие в жизни семьи;
Всегда находить время, чтобы
поговорить с ребёнком;
Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;
Уважать право ребёнка на собственное мнение;