Слайд 1Опыт реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования слабовидящих обучающихся
в МБОУ СОШ №1
Слайд 2Нормативно-правовая база
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598, зарегистрированный Минюстом России 03 февраля 2015 года № 35847 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31 марта 2014 г. № 253;
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 10 июля 2015 года N 26;
письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.11.2010 № 6842-03/30 «О введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся в общеобразовательных учреждениях»,
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» от 27 марта 2006 г. N 13-51-263/123;
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О методических рекомендациях "Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья» от 30 мая 2012 года N МД-583/19.
письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.07.2011г. № МД - 883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ».
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05.2015г. № 08 - 761 «Об изучении предметных областей: Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.06.2015г. № 08 - 875 «Об использовании в образовательной деятельности примерной рабочей программы учебного предмета «Музыка»;
- письмо Департамента образования администрации города от 18.06.2015г.№2208/15 «О направлении методических рекомендаций по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке рабочей программы по предметной области «Технология».
Слайд 3Целевой раздел
Цель: создание условий выполнения требований ФГОС НОО слабовидящих обучающихся через
обеспечение личностного развития данной группы обучающихся, достижения ими планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, обеспечение социальной адаптации и интеграции.
Задачи:
формирование общей культуры, духовно-нравственного развития, воспитания слабовидящих обучающихся, сохранение и укрепление их здоровья;
личностное и интеллектуальное развитие слабовидящих обучающихся; удовлетворение особых образовательных потребностей, имеющих место у слабовидящих обучающихся;
создание условий, обеспечивающих слабовидящему обучающемуся достижение планируемых результатов по освоению учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности данной группы обучающихся для освоения ими адаптированной основной общеобразовательной программы для слабовидящих; оптимизация процессов социальной адаптации и интеграции;
выявление и развитие способностей слабовидящих обучающихся с учетом их индивидуальности, самобытности, уникальности через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
обеспечение участия педагогических работников, родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающихся, общественности в проектировании и развитии внутришкольной среды;
использование в образовательном процессе современных тифлотехнических средств и средств оптической коррекции;
использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, определяющих пути и способы достижения обучающимися социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
предоставление слабовидящим обучающимся возможности накопления социального опыта, знаний, умений и способов деятельности, сформированных в процессе изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области.
Слайд 4Целевой раздел
Планирование результатов освоения АООП НОО
личностные
предметные
метапредметные
Система оценки достижений планируемых результатов освоения
АООП НОО
Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих обучающихся
Слайд 5Целевой раздел
Образовательная среда
Культурные учреждения города:
ГКДЦ «Строитель»;
Художественная галерея «Стерх»;
Художественный
музей;
Центральная библиотека им. А.С. Пушкина;
ИКЦ «Старый Сургут»
Учреждения дополнительного образования:
Спортивный комплекс «Факел»;
Бассейн «Водолей»;
ДЮСШ олимпийского резерва «Аверс»;
МБУ ЦФП «Надежда»
МОУ ДОД «Центр детского творчества»;
МБОУ ДОД ДШИ № 1;
МОУ ДОД «Станция юных натуралистов»;
МОУ ДОД «Станция юных техников».
Конкурсные состязания:
Муниципальные олимпиады и конкурсы;
Всероссийский конкурс «Кенгуру»;
Всероссийский конкурс «Инфознайка»;
Всероссийский конкурс «Русский медвежонок»;
Международный игровой конкурс по английскому языку «British Bulldog»
Центр Творческих Инициатив «Снейл;
Академия развития творчества «АРТ-талант»;
Слайд 6Содержательный раздел
• Образовательные программы учебных предметов
• Программа формирования универсальных учебных действий
у слабовидящих обучающихся
• Программы курсов коррекционно-развивающей области
• Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
• Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
• Программа коррекционной работы
• Программа внеурочной деятельности
Слайд 7Содержательный раздел
Коррекционно-развивающая область
• Развитие зрительного восприятия
• Социально-бытовая ориентировка
• Пространственная ориентировка
•
Развитие коммуникативной деятельности
• Ритмика
• Адаптивная физическая культура
Слайд 8Содержательный раздел
Ритмика. Развитие чувства ритма, связи движений с музыкой. Преодоление трудностей
развития движений. Формирование ритмичности и пластичности движений, умений управлять темпом движений. Развитие выразительности движений и самовыражения. Развитие двигательной активности, координации движений для уверенного владения своим телом. Знание специальных ритмических упражнений и умение их выполнять. Развитие потребности в выполнении движений под музыку. Развитие ориентировочной, регулирующей и контролирующей роли зрения при выполнении различных видов ритмических упражнений.
Слайд 9Содержательный раздел
Адаптивная физическая культура (АФК). Преодоление отклонений в физическом развитии и
двигательной сфере. Развитие функциональных возможностей организма. Укрепление и охрана здоровья, в том числе охрана нарушенного зрения. Активное использование нарушенного зрения в процессе выполнения физических упражнений. Обогащение двигательных умений, совершенствование жизненно необходимых двигательных навыков. Совершенствование основных физических качеств, формирование правильной осанки, походки. Коррекция навязчивых стереотипных движений. Сформированность навыков свободного безбоязненного передвижения в пространстве, развитие мышечного чувства. Развитие компенсаторных возможностей средствами физической культуры.
Слайд 10Содержательный раздел
Развитие зрительного восприятия. Развитие зрительного восприятия, его механизмов и свойств,
повышение умений и навыков чувственного познания предметов, объектов, процессов окружающего мира. Развитие умения рационально использовать нарушенное зрение в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни, использовать полисенсорные способы чувственного познания. Повышение функциональных возможностей нарушенного зрения, зрительной работоспособности. Формирование умений и навыков охраны нарушенного зрения.
Слайд 11Содержательный раздел
Социально-бытовая ориентировка. Формирование первоначальных и адекватных представлений о бытовой и
социальной сферах окружающей действительности. Формирование знаний о личной гигиене, о здоровом питании, о способах ухода за одеждой и обувью, о приемах, позволяющих поддерживать чистоту в жилых и учебных помещениях, о культуре поведения в 26 различных социально-бытовых ситуациях. Развитие социально-бытовых умений и навыков, необходимых для полноценной самостоятельной жизни.
Слайд 12Содержательный раздел
Пространственная ориентировка. Формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения
замкнутым и свободным пространством, ориентировки в нем. Формирование, обогащение, расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Развитие умения использовать сохранные анализаторы при ориентировке. Формирование потребности в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах.
Слайд 13Содержательный раздел
Развитие коммуникативной деятельности. Развитие навыков коммуникации для установления контактов с
окружающими, обогащения представлений о себе и своих возможностях; формирование образов окружающих людей; формирование и развитие вербальных и невербальных средств общения и расширение социального опыта. Развитие межличностной системы координат «слабовидящий – нормально видящий».
Слайд 14Организационный раздел
• учебный план начального общего образования;
• план внеурочной деятельности;
• система условий реализации
основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Слайд 15АООП НОО
- 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования
для обучающихся 1-х классов;
- 5-дневную учебную неделю (уроки проводятся в первую смену);
35-минутную продолжительность урока в 1,2 четверти, 40-минутную продолжительность урока в 3,4 четверти для учащихся 1-ых классов;
- 40-минутную продолжительность урока для учащихся 2-4 классов; данная продолжительность урока установлена с учетом: режима работы образовательного учреждения, региональных климатических условий.
продолжительность учебного года – 33 учебные недели для учащихся 1-ых классов и 34 недели – для учащихся 2-4 классов;
максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах в 1-ых классах не превышает 21часа, во 2-4 классах - 23 часов.