Слайд 1
Презентация на тему:
«Технология работы педагога- психолога
«МБОУ СОШ № 2
с. ОКТЯБРЬСКОЕ »
в рамках реализации образовательных стандартов».
Педагог-психолог
МУРИЕВА МАРИНА ВИТАЛЬЕВНА
Слайд 2
Психолого-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога – психолога, направленная
на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия.
Объектом выступает обучение и психологическое развитие ребёнка в ситуации школьного взаимодействия.
Предметом психолого-педагогического сопровождения являются - социально-психологические условия успешного обучения и развития.
Слайд 3
Цель психологического сопровождения:
Создание социально – психологических условий для развития личности учащихся
и их успешного обучения.
Задачи психологического сопровождения:
- систематически отслеживать психолого- педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;
- формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- создать специальные социально- психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении
Методы работы: пошаговое обучение (информирование), обучение через погружение
Формы работы: психолого-педагогическая диагностика, развивающие занятия, лекции и семинары, родительские собрания, консультации.
Контингент: все участники образовательного процесса в начальной школе
Слайд 4
Структура деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС
Слайд 5
Основные направления деятельности школьного педагога-психолога:
- диагностико-коррекционное (развивающая) работа;
- психопрофилактическая работа;
-
психологическое консультирование;
психологическое просвещение
Слайд 6
Диагностико-коррекционная (развивающая) работа:
- выявление особенностей психического развития ребенка;
- выявление сформированности определенных
психологических новообразований;
- выявление соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества;
- изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);
- формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологической гипотезы проблемы);
- разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися;
составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.
Слайд 7
Психопрофилактическая работа.
- обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем
детей;
- разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
- выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
- предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
Психологическое консультирование.
- оказание помощи в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.
Слайд 8
Психологическое просвещение.
- приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.
Концепция образования дополняет традиционное содержание и обеспечивает преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и послешкольное образование. Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.
Слайд 12I этап – (1 класс) первичная адаптация детей к школе.
В рамках
данного этапа (с сентября по январь) предполагается:
1. Проведение психологической диагностики УДД в рамках изучения процесса адаптации первоклассников.
2. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.
3. Проведение индивидуальных консультаций с педагогами по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу.
4. Включение психолога в методическую работу педагогов, направленную на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленными в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.
4. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Система групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.
6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.
Слайд 13
II этап – (1-2 классы) Психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности
в школьной адаптации и детьми «группы риска».
Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и целого года 2-го класса и предполагает следующее:
Проведение индивидуальной психолого-педагогической диагностики в отношении школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.
Организация подгрупповой психо-коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.
Организация групповой развивающей работы с учащимися по развитию УУД.
Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.
Просвещение и консультирование педагога по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Участие психолога в методической работе педагогов с целью оптимизации учебного процесса, стиля педагогического общения.
Слайд 14III этап (3 класс) – промежуточная диагностика и корректировка дальнейшей работы.
Данный этап предполагает следующее:
Проведение промежуточной групповой диагностики во 2 четверти 3 класса (изучение личностных, коммуникативных, познавательных УДД).
Аналитическая деятельность по анализу результативности внедрения ФГОС.
Психолого-педагогическая работа:
Развивающая – развивающие групповые занятия.
Просветительская работа с педагогами и родителями.
Индивидуальная консультативная работа со всеми участникам образовательного процесса
Слайд 15
IV этап - (4 класс) итоговая диагностика, подготовка учащихся к переходу
в 5 класс, осмысление результатов проведенной работы в начальной школе
Проведение диагностики психолого-педагогического статуса учащихся, выявление детей испытывающих трудности в учебной деятельности и межличностном взаимодействии.
Организация групповой психолого-педагогической работы со школьниками, направленной на профилактику возможных трудностей в 5 классе.
Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики, по вопросам обучения и воспитания детей.
Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся
Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной работы в начальной школе.
Слайд 16Алгоритм проведения диагностики УУД
1. Системный подход. Определение цели и задач изучения.
2.
Подбор критериев и показателей для определения сформированности УУД.
3. Выбор методик изучения, соответствующих возрасту испытуемых и уровню их актуального развития.
4. Подготовка диагностического инструментария.
5. Исследование испытуемых (не реже 2-х раз в год: октябрь, апрель).
Требования:
А) проводится на 1-2 урок;
Б) необходима подробная инструкция о процедуре диагностики;
- инструкция о процедуре диагностики;
В) детям желательно сидеть по одному;
Г) спокойная, доброжелательная атмосфера. Педагогический такт.
Обработка и интерпретация результатов исследования
Закрытость информации!
Составление плана индивидуальной и групповой коррекционо- развивающей работы по формированию УУД.
Слайд 17Методики для диагностики психолого-педагогического сопровождения ФГОС начальных классов
Методики для диагностики личностных
УУД
Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн (1-4 класс)
Цель: изучение самооценки младшего школьника
Анкета для оценки школьной мотивации (Н. Лусканова) (1-4 класс)
Цель: выявить мотивационные предпочтения в учебной деятельности.
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования,
направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.
Адаптированный и модифицированный вариант методики Александровской Э.М. для изучения процесса адаптации (1 класс)
Цель: выявление эффективности учебной деятельности, успешности усвоения норм поведения и социальных контактов,
эмоционального благополучия сформированных у младших школьников. Может быть использован в работе со школьниками 1-5 классов.
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, самоопределения школьников.
Слайд 18Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-3 класс).
Цель:
выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Методика «Незаконченные предложения» (3-4 класс).
Цель: выявить отношение к нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества
(самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, принципиальность, справедливость).
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм) (2-4 класс)
Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Методика КТО Я? (модификация методики Куна) (4 класс)
Цель: выявление сформированности Я-концепции и СО.
Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Слайд 19Методики для мониторинга регулятивных УУД
«Графический диктант» (1 класс)
Кодирование (1-2 класс)
Цель: выявление
уровня развития произвольной регуляции деятельности.
Оцениваемые универсальные учебные действия: знаково- символические действия — кодирование (замещение);
регулятивное действие контроля.
Корректурная проба (2- 4 класс)
Цель: для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.
Оцениваемое УУД: умение контролировать свою деятельность
Проба на внимание (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая) (3-4 класс)
Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.
Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля;
Слайд 20Методики для мониторинга познавательных УУД
«Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс).
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение.
Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия
Выделение существенных признаков (2 класс).
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков.
Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия
Логические закономерности (3 класс).
Цель: выявление уровня развития логического мышления.
Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.
Исследование словесно- логического мышления (4 класс).
Цель: выявление уровня развития словесно- логического мышления.
Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.
Слайд 21Методики для мониторинга коммуникативных УУД
Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман) (1-2 класс)
Оцениваемые
УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Задание «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель») (3-4 класс)
Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи
Методика «Кто прав?» (4 класс)
Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)
Слайд 22Посещение и анализ этапов уроков
Педагогом-психологом анализируются следующие характеристики:
Слайд 23- взаимодействие в классе «учитель-ученик» (стиль, формы, педагогические и психологические приемы
взаимодействия);
- развитие творческих и деятельностных способностей, познавательная активность учащихся, особенности преодоления затруднения на уроке;
- психологическая комфортность (эмоциональный фон, мотивация, тревожность, динамика психофизиологического состояния);
особенности урока (позитивные моменты, проблемные зоны - для составления рекомендаций)
Слайд 24Психологические риски участников образовательного процесса при переходе на новые образовательные стандарты
Психологические
риски учащихся
- Агрессивность
- Гиперактивность
- Тревожность, страхи
- Аутичные проявления
- Нарушение школьной мотивации
-Акцентуация характера
-Медлительность, левша
- Нарушение детско-родительских отношений
- Одаренность
Поведение на уроке
Слайд 25
Психологические риски родителей
- Высокая занятость
- Низкая мотивация
- Нарушение детско-родительских отношений
- Воспитание
детей с нарушениями
- Работа со специалистами-психологами вне школы
- Консультация дефектологов, врачей
Взаимодействие с педагогами
Слайд 26
Психологические риски педагогов при введении ФГОС
- Стресс-состояние психического и физического напряжения,
необходимое для преодоления или приспособления в ситуации повышенных нагрузок
- Особенности профессии (контроль, удержание, эмоции, ответственность)
- Нарушение эмоционально-волевой регуляции (внутренний конфликт между могу и должен)
- Перенапряжение в следствии внутренних и внешних факторов
- Недостаточная уверенность в профессии
Недостаточная гибкость и творческие способности
Слайд 27Личностный подход в жизни ребенка
Если ребенка поддерживают, он учится уважать
и ценить себя.
Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Слайд 28М. Коллинз. Кодекс учителя
Твердо верьте: все дети рождаются быть успешными. Единственное,
в чем они нуждаются, – это в вере в них; вытягивании их них лучшего; Вера двигает горы, вера в учащихся может поднять их на высоты, которые трудно представить.
Каждый день собирайте большой урожай успеха учащихся, не позволяйте не одному из них быть неудачником.
Учите так, как будто каждый ребенок независимо от его семейных условий сын или дочь короля.
Учите со страстью, учите с преданностью и стальной ориентацией на успех, которая не позволит учащимся соскользнуть в неуспех.
Никогда не падайте духом; если вначале вам не удается ничего сделать с ребенком, старайтесь вновь и вновь, веря, что еще одно усилие может изменить в корне ситуацию.