Презентация, доклад на тему Школьному психологу: Содержание взаимодействия консультанта с клиентом на каждом этапе консультирования

Содержание

Выслушивая клиента, консультант должен постоянно задавать себе вопросы: - Что происходит сейчас в жизни клиента?- Что ожидает клиент от консультирования?- Каковы потенциальные возможности и ограничения клиента?- Какова основная психодинамика в теперешней жизни клиента?Рассказ о возникновении проблемы

Слайд 1Определение - строение внутреннего мира клиента, то, какими модальностями этого внутреннего

мира владеет клиент. Через анализ контекста исповеди клиента психолог-консультант может выяснить, что знает клиент о своих целях, мыслях, чувствах, возможностях своих действий. Необходимо также решить вопрос о том, что надо знать клиенту о содержании своего внутреннего мира, чтобы сделать его более гармоничным.
Определение - строение внутреннего мира клиента, то, какими модальностями этого внутреннего мира владеет клиент. Через анализ контекста

Слайд 2Выслушивая клиента, консультант должен постоянно задавать себе вопросы:
- Что происходит

сейчас в жизни клиента?
- Что ожидает клиент от консультирования?
- Каковы потенциальные возможности и ограничения клиента?
- Какова основная психодинамика в теперешней жизни клиента?
Рассказ о возникновении проблемы зачастую сопровождается жалобой клиента на кого-то или на что-то. Жалоба клиента - адресованное консультанту выявление недовольства по поводу некоторых психологических трудностей, которые клиент хотел бы устранить, но не может сделать это самостоятельно.
Выслушивая клиента, консультант должен постоянно задавать себе вопросы: - Что происходит сейчас в жизни клиента?- Что ожидает

Слайд 3ЖАЛОБА
Жалоба, высказываемая
клиентом, имеет свою
структуру. Выделяются такие компоненты для ее

анализа: во-первых, жалоба всегда ориентирована на кого-то или что-то (локус жалобы); во-вторых, она базируется на собственном объяснении клиентом тех или иных трудностей (самодиагноз); кроме того, в жалобе явно или неявно представлена психологическая проблема, т.е. необходимость что-то изменить в себе или в обстоятельствах; наконец, проблема конкретизируется в психологическом запросе, или в предоставить ту или иную помощь.
ЖАЛОБАЖалоба, высказываемая клиентом, имеет свою структуру. Выделяются такие компоненты для ее анализа: во-первых, жалоба всегда ориентирована на

Слайд 41. Локус жалобы
направленность жалобы, то,
на что она ориентирована.
Локус

жалобы делится на
субъектный (на кого жалуется) и объектный
(на что жалуется).

По субъектному локусу встречаются пять основных видов жалоб (или их комбинаций):
а) на ребенка (его поведение, развитие, здоровье);
б) на семейную ситуацию в целом (в семье “все плохо”, “все не так”);
в) на супруга (его поведение, особенности) и супружеские отношения (“нет взаимопонимания, любви” и т.д.);
г) на самого себя (свой характер, способности, особенности и т.д.);
д) на третьих лиц, в том числе на проживающих в семье или вне семьи бабушек и дедушек.


1. Локус жалобы направленность жалобы, то, на что она ориентирована. Локус жалобы делится на субъектный (на кого

Слайд 51. Локус жалобы
По объектному локусу можно выделить следующие виды жалоб:
а)

нарушение психосоматического здоровья или поведения (энурез, страхи, навязчивости);
б) ролевое поведение (несоответствие полу, возрасту, статусу) мужа, жены, детей, тещи, свекрови и т.п.;
в) поведение с точки зрения соответствия психическим нормам (например, нормам умственного развития ребенка);
г) индивидуальные психические особенности (сверхактивность, медлительность, “безволие” и т.п. ребенка; отсутствие эмоциональности, решительности и т.п. супруга);
д) психологическую ситуацию (потеря контакта, близости, понимания);
е) объективные обстоятельства (трудности с жильем, работой, временем, разлука и т.д.).

1. Локус жалобы По объектному локусу можно выделить следующие виды жалоб:а) нарушение психосоматического здоровья или поведения (энурез,

Слайд 6Самодиагноз
- это собственное объяснение клиентом природы того или иного нарушения

в семейной жизни, основанное на его представлениях о самом себе, о семье и человеческих взаимоотношениях. Часто самодиагноз выражает отношение клиента к расстройству или его предполагаемому носителю. Самые распространенные самодиагнозы:
а) “злая воля” - негативные намерения лица, выступающего причиной нарушений, или (как вариант) указание на непонимание этим лицом каких-либо истин, правил и нежелание понять их;
б) “психическая аномалия” - отнесение лица, о котором идет речь, к психически больным;
в) “органический дефект” - квалификация лица, о котором идет речь, как врожденно неполноценного;

Самодиагноз - это собственное объяснение клиентом природы того или иного нарушения в семейной жизни, основанное на его

Слайд 7Самодиагноз
г) “генетическая запрограммированность” - объяснение тех или иных поведенческих проявлений влиянием

негативной наследственности (применительно к ребенку, как правило, наследственности со стороны разведенного супруга или супруга, с которым клиент в конфликтных отношениях; применительно к супругу — со стороны родных, с которыми конфликтные взаимоотношения);
д) “индивидуальное своеобразие” - понимание тех или иных поведенческих особенностей как проявление устойчивых, сложившихся личностных черт (а не конкретных мотивов в ситуации);
е) “собственные неверные действия” - оценка собственного настоящего или прошлого поведения (в т.ч. как воспитателя, супруга);
ж) “собственная личностная недостаточность” - тревожность, неуверенность, пассивность и т.п., и как следствие - неправильное поведение;

Самодиагнозг) “генетическая запрограммированность” - объяснение тех или иных поведенческих проявлений влиянием негативной наследственности (применительно к ребенку, как

Слайд 8Самодиагноз
з) “влияние третьих лиц” - родителей, супруга, бабушек, дедушек, учителей, как

актуальное, так и имевшее место в прошлом;
и) “неблагоприятная ситуация” - развод, школьный конфликт, испуг для ребенка; перегрузка, болезнь и пр. - для себя или супруга;
к) “направление” (“Меня к Вам направили...” и далее называется официальный орган, директор школы или иной руководитель).

Самодиагнозз) “влияние третьих лиц” - родителей, супруга, бабушек, дедушек, учителей, как актуальное, так и имевшее место в

Слайд 9Проблема
- это указание на то, что клиент хотел бы, но

не может изменить. Психологами называются следующие наиболее распространенные проблемы:
1) Неуверен, хочу быть уверенным (в решении, оценке и т.д.).
2) Не умею, хочу научиться (влиять, внушать, гасить конфликты, заставлять, терпеть и т.п.).
3) Не понимаю, хочу понять (ребенка, его поведение; супруга, его родителей и т.д.).

Проблема - это указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить. Психологами называются следующие

Слайд 10Проблема
4) Не знаю, что делать, хочу знать (прощать, наказывать, лечить,

уйти и т.п.).
5) Не имею, хочу иметь (волю, мужество, терпение, способности и т.п.).
6) Знаю, как надо, но не могу сделать, нужны дополнительные стимулы.
7) Не справляюсь сам, хочу изменить ситуацию.
Кроме того, возможны и глобальные формулировки:
“Все плохо, что делать, как жить дальше?”.
Необходимо различать проблему клиента и объектный локус жалобы, формулируемый в виде проблемы лица, о котором идет речь. Если речь идет о том, что муж, жена или ребенок не понимают, не умеют и т.п., это не означает, что клиент хочет что-то понять, узнать и т.п.

Проблема 4) Не знаю, что делать, хочу знать (прощать, наказывать, лечить, уйти и т.п.).5) Не имею, хочу

Слайд 11Запрос
- конкретизация формы помощи, ожидаемой клиентом от консультации. Обычно проблема и

запрос по смыслу связаны между собой. Например, если клиент формулирует проблему: “Не умею, хочу научиться”, то запрос, скорее всего, будет “научите”.
Можно выделить следующие виды запросов:
1) Просьба об эмоциональной и моральной поддержке (“Я прав, не правда ли?”, “Я - хороший человек, не правда ли?”, “Мое решение правильно, не правда ли?”).

Запрос- конкретизация формы помощи, ожидаемой клиентом от консультации. Обычно проблема и запрос по смыслу связаны между собой.

Слайд 12Запрос
2) Просьба о содействии в анализе (“Я не уверен, что правильно

понимаю эту ситуацию, не поможете ли мне разобраться?”).
3) Просьба об информации (“Что известно об этом?”).
4) Просьба об обучении навыкам (“У меня это не получается, научите”).
5) Просьба о помощи в выработке позиции (“Что делать, если он мне изменяет?”, “Можно ли наказывать за это моего ребенка?”).
6) Просьба в оказании влияния на члена семьи или в изменении его в интересах лица, о котором идет речь (“Помогите ему избавиться от этих страхов”, “Помогите ему научиться общаться с ребятами”).

Запрос2) Просьба о содействии в анализе (“Я не уверен, что правильно понимаю эту ситуацию, не поможете ли

Слайд 13Запрос
7) Просьба об оказании влияния на члена семьи в интересах клиента

(“Сделайте его более послушным”, “Помогите мне переломить его злую волю”, “Заставьте его больше любить и уважать меня”).
В предъявляемой клиентом жалобе может быть явное и скрытое содержание. Скрытое содержание жалобы - неявная информация, не прозвучавшая прямо, но поданная в подтексте жалобы клиента интонацией, мимикой, жестами, некоторыми высказываниями и другими вербальными и невербальными средствами. Несовпадение может быть по всем рассмотренным четырем параметрам. Например, локус жалобы - ребенок и его поведение, а скрытое содержание - позиция и поведение отца, не принимающего достаточно активного участия в воспитании.

Запрос7) Просьба об оказании влияния на члена семьи в интересах клиента (“Сделайте его более послушным”, “Помогите мне

Слайд 14Содержание взаимодействия консультанта с клиентом на каждом этапе консультирования
3 стадия психологического

консультирования, которую можно обозначить как фазу осознания клиентом желаемого результата.
Идет поиск ответа на вопрос:
“Чего вы хотите добиться?”.
Содержание взаимодействия консультанта с клиентом на каждом этапе консультирования3 стадия психологического консультирования, которую можно обозначить как фазу

Слайд 15Содержание взаимодействия консультанта с клиентом на каждом этапе консультирования
Психолог-консультант помогает клиенту

определить свой идеал, решить вопрос о том, что он хочет, каким он хочет быть. Обсуждается также вопрос о том, что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут.
3 стадия психологического консультирования предполагает воздействие психолога-консультанта - это основное содержание консультирования. Для клиента она не выглядит как-то по-особому. В консультировании с клиентом происходит как бы “инсайт” - клиент переживает изменения, происходящие с ним как результат его собственных усилий (“Я сам все понял”).

Содержание взаимодействия консультанта с клиентом на каждом этапе консультирования	Психолог-консультант помогает клиенту определить свой идеал, решить вопрос о

Слайд 16Методы воздействия консультанта и их функции во время консультации

Методы воздействия консультанта и их функции во время консультации

Слайд 17Методы воздействия консультанта и их функции во время консультации

Методы воздействия консультанта и их функции во время консультации

Слайд 184 стадия беседы - выработка альтернативных решений и формулирование терапевтической задачи

(происходит обсуждение с клиентом разных вариантов решения проблемы)

5 стадия психологического консультирования состоит в обобщении психологом-консультантом результатов взаимодействия с клиентом по поводу проблемы. Задача психолога на данной стадии заключается в том, чтобы способствовать изменению мыслей, действий и чувств клиентов в их повседневной жизни.

4 стадия беседы - выработка альтернативных решений и формулирование терапевтической задачи (происходит обсуждение с клиентом разных вариантов

Слайд 195 стадия состоит из трех этапов. К их числу можно отнести

следующие:

1) подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема);
2) обсуждение вопросов, касавшихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами;
3) прощание консультанта с клиентом.

5 стадия состоит из трех этапов. К их числу можно отнести следующие: 1) подведение итогов беседы (краткое

Слайд 20Основные принципы консультирования
Неманипулятивный подход. Быть осторожным с личностью клиента – чрезвычайно

важное правило для психолога. Некорректные или неквалифицированные действия могут причинить непоправимый вред. Слова психолога имеют намного большую значимость, чем мнение постороннего человека. Поэтому следует избегать чрезмерной активности со стороны консультанта в принятии решений. Лучше стимулировать к ним клиента, а не ставить его в позицию объекта, с которым консультант осуществляет те или иные операции, ибо это прямой путь к манипулятивному общению, которое противоречит профессионализму.
Основные принципы консультированияНеманипулятивный подход. Быть осторожным с личностью клиента – чрезвычайно важное правило для психолога. Некорректные или

Слайд 21Основные принципы консультирования
Принцип системности. Состоит в том, что в ходе

консультации должна быть вскрыта система причин, обусловливающих предложенную психологу-консультанту ситуацию. Консультант может разобраться в причинах возникновения у клиента проблем только в контексте достаточно полной информации о нем. С другой стороны, должна существовать теоретическая система, позволяющая объяснять отдельные факты и проявления чувств, действий клиента исходя из целостного видения более широкой “панорамы” его психической жизни, прогнозируя возможные варианты позитивных изменений.
Основные принципы консультированияПринцип системности.  Состоит в том, что в ходе консультации должна быть вскрыта система причин,

Слайд 22Основные принципы консультирования
Принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности.

Психолог-консультант создает условия, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью, независимо от звания, должности, возраста. Ради создания атмосферы доверия, способствующему более полному раскрытию личности, психолог стремится избегать каких-либо оценочных суждений. Что бы ни говорил человек – все достойно доброжелательного внимания. Психолог принимает человека и его проблемы такими, какие они есть.
Основные принципы консультированияПринцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности. Психолог-консультант создает условия, чтобы клиент чувствовал

Слайд 23Основные принципы консультирования
Принцип анонимности. Данный принцип означает, что любая информация, сообщенная

клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам, друзьям и т.д. Оговаривается не только сам факт возможности или невозможности передачи информации, но также и объем этой информации, круг лиц, которым она может быть передана, цели и порядок использования информации этими людьми. Из этого правила существуют исключения, о которых клиент всегда должен предупреждаться заранее. Примером может служить ситуация, когда психолог узнает во время приема о чем-либо, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни или здоровью.
Основные принципы консультированияПринцип анонимности. Данный принцип означает, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана

Слайд 24Основные принципы консультирования
Принцип разграничения личных и профессиональных отношений. Не рекомендуется переходить

с клиентами на дружеские отношения или пытаться оказывать профессиональную консультативную помощь свои друзьям и ближайшим родственникам. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они как близкие люди начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга, консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.
Основные принципы консультированияПринцип разграничения личных и профессиональных отношений. Не рекомендуется переходить с клиентами на дружеские отношения или

Слайд 25Основные принципы консультирования
Принцип ориентации на нормы и ценности клиента. Подразумевает, что

психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Эффективное воздействие возможно лишь при опоре на систему ценностей самого клиента, критическое же отношение консультанта может привести к тому, что пришедший на консультацию человек замкнется, не сможет быть искренним и открытым, а, следовательно, и возможности консультативного воздействия окажутся практически нереализуемыми. Для этого консультанту необходимо вырабатывать привычку и умение смотреть на проблему и ситуацию “глазами клиента”, практиковать как бы ролевое перевоплощение. Это нужно, прежде всего, для понимания всех граней проблемы, без критического суждения, чтобы потом более объективно направлять внимание
Основные принципы консультированияПринцип ориентации на нормы и ценности клиента. Подразумевает, что психолог во время своей работы должен

Слайд 26Рекомендация не давать советы.
Не рекомендуется давать клиентам советы. Основания для

этого достаточно широки и многообразны. Каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать гарантированный устный совет другому практически невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. К тому же, советуя, консультант полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого. Психолог в этом случае выступает в роли “учителя”, что может привести к формированию и фиксации пассивной позиции клиента во время консультирования. Любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту, что приводит к снижению его авторитета и мешает пониманию клиентом своей роли в происходящих с ним событиях. Не стоит, путать совет с предоставлением объективной информации, которую иногда просто необходимо дать клиенту. К тому же, если клиент нуждается в совете, отказ от него может привести к разочарованию. Другое дело, в какой форме этот совет предоставить. Лучше, если это будет не “приговор судьи”, а информация в нейтральной форме, из которой выводы должен сделать сам клиент.


Рекомендация не давать советы. Не рекомендуется давать клиентам советы. Основания для этого достаточно широки и многообразны. Каков

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть